Победа инженера Жирнова

Б. Григорьев

Мороз. Заснеженное поле. Костры. Горят они днем и ночью, дымные, сложенные из чего попало. Рядом попрыгивают люди в замасленных ватниках - трактористы.

На вкладке схематически показана установка для запуска дизельного двигателя. На период пуска конусный переключатель закрывает сливной канал 1 в П-образном топливном насосе трактора. Легковоспламеняющееся топливо (его путь показан тонкими стрелками), поступив в канал 2, вытесняет оттуда дизельное топливо (путь его изображен пунктиром, а во время работы-толстыми стрелками). После этого закрывают вентиль 3. Дизель готов к пуску. Теперь запускают карбюраторный двигатель (пусковой) для прокрутки дизеля. Спустя две минуты подают легковоспламеняющееся топливо в камеру сгорания дизеля. Происходят вспышки, обеспечивающие нужную температуру для воспламенения' дизельного топлива.

     Мороз. Заснеженное поле. Костры. Горят они днем и ночью, дымные, сложенные из чего попало. Рядом попрыгивают люди в замасленных ватниках - трактористы. Нет, костры развели они не для себя. Для трактора. А он молчит, навалившись на костер неподвижной глыбой... Чёрта ли в его лошадиных силах! Дизель не хочет заводиться: холодно. Полчаса... Час... Два часа... И первое его фырканье воспринимается как счастье.

     Случается, что в лесу, в тайге дизельные тракторы заводят с осени. Ночью лесорубы спят под монотонный рокот моторов. Нет, это не выдумка. Дизели работают круглые сутки, круглые недели и круглые месяцы. Впустую сжигается горючее. Другого выхода нет. Выключи на минуту двигатель - расплатишься многими часами драгоценного времени. А вдобавок, прежде чем завести сам дизель, нужно заставить работать пусковой двигатель. На морозе это тоже становится тяжелейшим делом. Приходится запускать бесчисленное количество раз. Садятся аккумуляторы, а зарядить их негде. Если же пусковой двигатель карбюраторный, то он очень быстро стареет. Академик А. Е. Чудаков говорил, что один запуск изнашивает двигатель так же, как 140 километров пути. Представьте себе, что с ним делается, если его сначала пытаются завести в течение часа, а потом он работает впустую много часов, запуская уже основной двигатель. И так всюду, где дизелю приходится бороться один на один с морозом, где нет теплых гаражей.

     В нашей стране свыше полутора миллионов дизельных двигателей. Многие из них работают под открытым небом.

     В холода на запуск двигателя уходит 30% рабочего времени. Миллионы литров горючего сжигаются вхолостую. Изнашиваются моторы. Выходят из строя тракторы и установки. Мерзнут, устают и нервничают люди. Почему же мороз торжествует победу над могучими моторами?

     Чтоб в конце такта сжатия воспламенилось дизельное топливо, нужна температура 600-700С. Но откуда взять столько тепла, когда свирепствует мороз?

     Выход нашел старший инженер Всесоюзного института механизации сельского хозяйства Алексей Иванович Жирнов. Несмотря на то, что его изобретение еще не успело войти в ассортимент промышленной продукции, оно уже признано малая золотая медаль ВДНХ; четыре тысячи писем только за одну прошлую зиму с просьбой выслать чертежи; множество последователей, совершенствующих новое приспособление.

     Суть его изобретения вот в чем. В камеру сгорания на период пуска вводится легковоспламеняющееся топливо. Создается температура, необходимая для воспламенения дизельного топлива. Но как это делается? Под ветровым стеклом трактора укрепляют бачок на два с половиной литра легковоспламеняющегося горючего. Его хватает на весь зимний сезон. Отсюда топливо проходит через фильтр тонкой очистки и поступает в помпу, которая нагнетает его в П-образный канал топливного насоса трактора. К головке топливного насоса подсоединена трубка высокого давления. В момент прокрутки двигателя легковоспламеняющееся топливо по трубкам подается через форсунки в камеру сгорания дизеля. Вспышки! И в тот момент, когда в камеру поступит само дизельное топливо, его ожидает уже нужная температура-600-700°.

     А как быть с пусковым двигателем? Ведь и ему нужна помощь в борьбе с морозом. И это предусмотрел Жирнов. На место свечи он предложил ввинтить своего рода тарелку, потом уже в нее - свечу. Немного пакли, смоченной в бензине, укладывается на тарелку. Сейчас нужна только спичка. Горящая пакля обогревает свечу, и ее больше не забрасывает топливом.

     Теперь стоит нажать кнопку стартера или же только один раз провернуть маховик коленчатого вала карбюраторного двигателя (если нет электростартера), чтобы запустить его. И пройдет лишь около трех минут, как дизель заработает. Впрочем, если на дворе не свыше 20 градусов мороза, вряд ли у вас уйдет на все это больше полутора минут...

     Вдумайтесь. Почти не изнашивается пусковой двигатель. Ничтожно мало уходит времени на запуск дизеля. Ничтожно мало расходуется на это топлива за несколько месяцев всего 2,5 литра смеси. Дизельное же топливо идет только на полезную работу двигателя. И достигается все это с помощью очень несложного устройства. Его можно изготовить в любой РТС.

     Внедрение изобретения инженера Жирнова позволит сэкономить сотни миллионов рублей нашему хозяйству.

     Так творческая мысль изобретателя стала народным достоянием.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки