Жизнь и магнитное поле

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ

ЭТО ДАТЫ НЕКОТОРЫХ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕЙСТВИЯ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ

Органы чувств. Их много разных. Это «окна» в мир. В мир внешний и внутренний. Через них поступают сведения о том, что происходит вокруг нас, через них идут бесконечные команды, управляющие работой организма. Органы чувств различают цвета и запахи, слышат звуки и поддерживают равновесие, ощущают боль и тепло... Человек вооружен множеством этих «окон» в мир. Без них немыслима жизнь.

Земля. Гигантский магнит. Все зарождается, развивается и существует в его постоянном поле. Как же действует оно на живое? Есть ли специальное «окно» в невидимый мир магнетизма? Где оно, всегда ли открыто, а может, так бывает только на ранних стадиях развития организма? Или вообще этого «окна» давно уже нет? И захлопнулось оно на каком-то этапе эволюции, передав как эстафету всю необходимую информацию механизму наследственности?

Проблема взаимодействия живого организма с постоянным магнитным полем не нова. Уже много веков пытаются люди проникнуть в эту тайну природы. Было здесь все - и прямое шарлатанство и далекое от истинной медицины врачевание, были неповторимые опыты, были заблуждения и ошибки.

Каждый раз получалось так, что прикосновение науки к этой волнующей проблеме, принося побочные и зачастую даже весьма важные результаты, почти ничего не давало для ее собственного решения. Как следы от очередных нечистых экспериментов оставались лишь противоречивые факты, сомнительные доказательства.

Постепенно проблема биомагнетизма, не потеряв своей научной остроты, приобрела сомнительную репутацию. Но развитие новых методов биологических исследований привело к возрождению, казалось бы, навсегда оставленных попыток найти ключ к этой загадке.

А когда в фактах, добытых многочисленными исследованиями, влияние постоянного магнитного поля на жизненные процессы получило, казалось бы, экспериментальное подтверждение, перед наукой во весь рост стала еще более трудная задача. Каким же все-таки образом магнитное поле влияет на живую клетку, на организм?

Недавно были обнаружены особые магнитные свойства у нуклеиновых кислот - соединений, играющих исключительную роль в передаче наследственных признаков и в обмене веществ. Если подтвердится, что открытое явление не связано со случайными примесями ферро-магнитных веществ, то появится надежда объяснить действие магнитного поля на самые интимные жизненные процессы.

Кто знает, может быть, через несколько лет люди даже научатся с помощью магнитного поля повышать урожаи, управлять наследственностью, усиливать память! Но пока проблема «жизнь и магнитное поле» не решена. Она потребует еще значительных усилий. И над этим стоит работать.

Человек всегда живет в магнитном поле Земли. И мы должны до конца изучить его действие. Этого требует прогресс техники, связанный с созданием мощных магнитных полей. Это надо выяснить прежде, чем люди отправятся к далеким мирам. Там они могут встретиться с колоссальными магнитными полями и практически с полным их отсутствием.

Проблема биомагнетизма ждет своего решения!

Редакция журнала обратилась к ученым, интересующимся биологическим действием постоянного магнитного поля, с просьбой высказать свое мнение об этой до сих пор нерешенной проблеме.

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ – СТРАННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ

говорит кандидат биологических наук Ю. А. ХОЛОДОВ.

При слабом шорохе кролик убегает. А вырезанная из тела кроличья мышца, хотя она и живая, не шевельнется даже при громовом ударе. В чем же дело? Ответ напрашивается сам собой она не слышит. На мышцу звук действует не прямо, а лишь пройдя по цепочке ухо - нервная система. Ясно, что изучать действие звука или любого подобного раздражителя (как говорят ученые) нужно на таком животном, у которого эта цепочка сохранена. Совсем по-другому ставят опыты с электрическим током здесь можно брать и отдельные органы, мышцы. Ведь сама нервная система приводит мышцу в действие с помощью электрического тока.

Много общего у электричества с магнитным полем. Это близкие физические явления. Закономерно было предположить, что и действие их на организм сходно. Увы! Ставился опыт за опытом, но даже сильный магнит не вызывал сокращения изолированной мышцы, хотя она явно «вздрагивала» от слабого электрического тока. Встал вопрос влияет ли вообще магнит на организм? Может быть, он действует каким-то иным способом, нежели электрический ток? Выяснением этого и занялись сотрудники кафедры физиологии высшей нервной деятельности МГУ под руководством профессора Л. Г. Воронина.

Путь исследования указало нам учение И. П. Павлова об условных рефлексах.

Для наших опытов мы выбрали рыб. Почему? Мы основывались на мнении некоторых ученых, считающих, что рыбы и птицы, пускаясь в далекие путешествия, находят путь по 'магнитному полю Земли. Значит, они должны воспринимать действие магнита.

Если через аквариум пропустить слабый ток, то стоящая неподвижно рыба вздрогнет, проплывет несколько кругов и спять успокоится. Ни свет, ни звук, ни магнит сами по себе не вызывают подобных движений рыбы. Для выработки условных рефлексов мы стали сопровождать каждый из этих раздражителей электрическим ударом. Например, каждый раз включая свет, пропускали одновременно электрический ток. Через 5-10 таких сочетаний рыба начинала двигаться, как только загорался свет, уже не дожидаясь, когда ее ударит ток. То же самое происходило и при звуковых сигналах.

Но с магнитом ничего не получалось. 20 раз одновременно с электрическим ударом подносили магнит к аквариуму... 30... 40 раз... Мы уже почти отчаялись выработать условный рефлекс, но наконец после 50 сочетаний рыбы все же начали двигаться при действии одного лишь магнита. Победа! Рыбы воспринимают магнитное поле. Но почему они так поздно реагируют на него? Обычно рефлекс плохо вырабатывается, когда раздражитель или слишком сильный, или слишком слабый. Наше магнитное поле (равно 100 эрстедам) примерно в 150 раз превосходило магнитное поле Земли. Может быть, оно слишком сильное? Стали его уменьшать, но дело не пошло лучше, а при 10 эрстедах рефлекс совсем пропадал. Тогда попробовали увеличить поле до 10 тысяч эрстед, но и это не помогло. Оставалось заключить, что магнит в сравнении со светом или звуком является слабым раздражителем, сколько его ни усиливай. Это подобно тому, как писк даже тысячи комаров остается слабым в сравнении с голосом одного человека. Вероятно, именно из-за слабости магнита так трудно обнаружить его действие на животных.

Обычно на слабый раздражитель не только рефлексы вырабатываются с трудом, но и сам он мало влияет на другие, уже выработанные раньше рефлексы. Попробовали проверить магнит в этом плане и получили странную картину.

В аквариуме рыбка с условным рефлексом на звонок. Включаем звук, и она начинает двигаться. Все нормально. Но вот вместе со звонком подносим магнит. Что такое? Рыба остается спокойной, как будто не слышит знакомых звуков. Пробуем заменить магнит светом, но не получаем такого «заглушающего» действия. То есть магнит оказывается здесь сильнее света. Вообще ведет он себя, как странный раздражитель с одной стороны, слабый, а с другой - сильный.

Еще более неожиданные результаты дали опыты с голубями. У них совсем не удалось выработать условным рефлекс на магнит. Вместе с тем условные рефлексы, которые были выработаны при помощи других раздражителей, магнитное поле заглушало так же отчетливо, как и у рыб. Это было более чем странно. До сих пор исследователи были уверены, что если раздражитель воспринимается животным, то на него обязательно можно получить условный рефлекс. А здесь действие налицо, но рефлекса нет.

Чтобы объяснить все эти странности, нужно было выяснить, как же магнит воспринимается животным.

Вначале нам казалось, что найти ответ на этот вопрос легко. Совершенно случайно было обнаружено, что если у рыб выработать магнитный рефлекс, то уже на свет рефлекса вырабатывать не нужно он возникает сам. И, наоборот, если выработать условный световой рефлекс, магнитный появляется как бы сам собой. Звуковой рефлекс не обнаруживал такого близкого родства с магнитным. Напрашивался вывод, что магнитное поле воспринимается так же, как и свет,- сетчаткой глаза.

Об этом писали и в научной литературе. При действии магнита некоторые люди ощущали слабое свечение. Магнит «не звучал», «не издавал запаха», а «светился»! Все говорило за то, что если не будет глаз, восприятие магнитного поля должно нарушиться. Каково же было наше удивление и разочарование, когда безглазые рыбы стали реагировать на магнит не хуже зрячих! Значит, сетчатка здесь ни при чем. Механически продолжая давать обычный набор условных раздражителей, мы вдруг увидели, что наши слепые рыбы реагируют на свет! Правда, свет они воспринимали хуже, чем зрячие, но вполне отчетливо. И, главное, у них еще ярче выявилось сходство в действии света и магнита. Но теперь уже трудно было сказать, магнит ли «светится» или свет «магнитится».

Итак, наш странный раздражитель «выбрал себе в товарищи» свет. Если они действительно «неразлучные друзья» и один всегда сопутствует другому, то это облегчает поиск.

Сравним условные рефлексы с ниточками, тогда головной мозг, где замыкаются рефлексы, будет узлом, связывающим все нити. Вот мы и стали удалять различные участки мозга рыбы и каждый раз смотреть, сохранились ли наши ниточки - магнитные рефлексы. Удаление переднего мозга не нарушило их. Когда был вырезан средний мозг, немного изменился только световой рефлекс он стал таким же, как у ослепленной рыбы. Удалили мозжечок - исчез звуковой рефлекс, повредили промежуточный мозг - исчезли и световой и магнитный рефлексы.

Физиологам известно, что лягушка, если положить кристаллик соли на ее промежуточный мозг, выдергивает ногу из слабого раствора серной кислоты не так быстро, как она это делает без соли. Такое же торможение реакции мы наблюдали, когда действовали на промежуточный мозг лягушки магнитом или светом. Значит, магнитное поле действительно воспринимается промежуточным мозгом. Его удаление у рыб приводило к исчезновению рефлекса на магнит, подобно тому, как разрушение слухового аппарата прекращает восприятие звука.

Наш раздражитель не только странно действует, но и странно воспринимается. Для него, оказывается, не нужно специального органа чувств. Он беспрепятственно проникает всюду, но действует только на определенный участок мозга. Если принять такую точку зрения, то можно объяснить некоторые странности в воздействии магнита.

Итак, с каким бы раздражителем мы ни имели дело, возбуждение от него обязательно пройдет через промежуточный мозг. Магнитное поле как бы занимает здесь путь на узловой железнодорожной станции и задерживает движение других поездов-возбуждений. Вот почему магнит оказывает сильное тормозное действие!

Как слабый раздражитель магнитное поле не может само пробраться в другие отделы нервной системы и потому не вызывает реакций. Но если ему помочь, если применять его вместе с сильным раздражителем, прокладывающим дорогу, то на магнит можно выработать условный рефлекс.

Вернемся к нашим опытам. У рыб рефлексы замыкаются в промежуточном мозгу. Значит, возбуждению, вызванному магнитом, здесь нужно только немного продвинуться, и произойдет образование условного рефлекса. У птиц условные рефлексы замыкаются в переднем мозгу. Магниту туда трудно пробраться, и потому на него нельзя выработать условный рефлекс у птиц. Возможно, что на человека магнит действует совсем по-иному.

Наконец, сходство со светом тоже можно объяснить непосредственным действием магнита на промежуточный мозг. Именно этот отдел мозга тесно связан со зрением

Глаза, по существу, являются выростами промежуточного мозга. Так что возбуждение, вызванное постоянным магнитным полем, скорее всего, может направиться по наиболее широкому пути - зрительному тракту.

Мы заканчиваем разговор о странном раздражителе с чувством неудовлетворенности, будто прочитали только несколько листков из середины интереснейшей повести. Ведь осталось еще много неизвестного. Каким образом магнитное поле в промежуточном мозгу превращается в нервное возбуждение? Как магнит действует на людей? Как практически использовать уже известные свойства магнита? Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть получены лишь в результате труда исследователей различных специальностей, поставивших своей целью выяснить связи между постоянным магнитным полем и жизнью.

УБЕДИТЕСЬ САМИ

В том, что рыбы воспринимают магнитное поле, может убедиться каждый. Для этого достаточно иметь стеклянный аквариум (без металлических ребер), подковообразный или любой другой сильный магнит и... очень много терпения. Лучше всего проводить опыты на золотых карасях, можно взять и обычных наших карасей и карпов. В первые дни в новом аквариуме рыбы ничего не едят. Потом начинают съедать пищу, когда поблизости никого нет, и, наконец, берут корм чуть ли не из рук. Пришло время приступать к опыту.

I. В одном из углов аквариума опускаем привязанную на нитке бусинку, лучше всего красного цвета.

Рыба принимает ее за мотыль, пытается съесть. Тут набросаем рядом живого мотыля, и рыба, оставив бусинку, проглатывает его. Следующую порцию пищи рыба вновь получает только после дерганья за бусинку. И так каждый раз не забывайте, окончив опыт, вынимать бусинку из аквариума! Через несколько дней, едва завидев бусинку, рыба будет беспрерывно дергать за нее, требуя вознаграждения. Она научилась «зарабатывать» себе пищу.

II. Угол аквариума оклеиваем непрозрачной бумагой. Опуская в воду бусинку, одновременно подносим магнит так, как это показало на рисунке. Подставляем магнит осторожно, чтобы рыба не видела его и не слышала ни шороха. С этого момента рыба получает корм только в том случае, если дергает за бусинку во время действия магнита. Пища съедена - магнит убирается. Через 2 - 3 минуты вновь подставляем магнит и держим его не менее 30 секунд. Если за это время рыба не обратит внимания на бусинку, магнит опять убирается на 2 - 3 минуты. В течение одного опыта магнит подставляется 10 - 20 раз. Запомните проводить опыты нужно регулярно раз в день, в строго установленные часы. Не падайте духом, если вначале рыба будет дергать бусинку и при наличии магнита и в его отсутствие. Одна-две недели «тренировки» - и рыба начнет «клевать» бусинку в основном только при действии магнита. Цель достигнута выработан условный рефлекс на магнитное поле.

III. Таким же способом можно выработать у других рыб рефлекс на свет на настольную лампу или карманный фонарь,- а потом «снять» его, действуя магнитом.

1) Рыба привыкла хватать бусинку только при включенной лампе.

2) Подставляем магнит и через 5 - 10 секунд зажигаем свет.

3) Через 30 секунд гасим свет и убираем магнит. Если рыба дергает бусинку, корм ей не положен.

4) Проделаем это несколько раз и увидим, что рыба при действии света и магнита перестает замечать бусинку, а если и хватает ее, то только после долгих «раздумий».

В этом опыте действие магнита на рыб проявляется еще ярче, чем в первом.

ПРОФЕССОР ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Л. Л. ВАСИЛЬЕВ

Действие магнита, точнее, магнитного поля, на различные организмы (биомагнетизм), на мозг и психические явления (психомагнетизм) принадлежит к таким вопросам, которые в течение столетий то овладевают вниманием ученых, то выбрасываются в мусорный ящик псевдонаучных исканий, то снова всплывают на поверхность, обогащенные новыми наблюдениями, и опять забываются на многие годы... В настоящее время замечается новый подъем интереса к био и психомагнетизму, вызванный свежими экспериментальными данными, особенно работами (Л. А. Блюменфельд) по магнитным свойствам дипольных молекул нуклеиновых кислот, которые играют такую большую роль в жизни клеток, в том числе и мозговых.

Серьезные наблюдения по психомагнетизму впервые были сделаны знаменитым французским невропатологом Шарко и его последователями Бине и Фере в восьмидесятые годы прошлого столетия. В основном они заключались в следующем у загипнотизированной истеричной больной словесным внушением вызывалась какая-нибудь зрительная, слуховая или обонятельная галлюцинация. Больная рассказывала врачу, что она видит на своей руке бабочку, слышит, например, музыку или ощущает запах розы. Если в этот момент к ее голове подносили на расстоянии нескольких сантиметров сильный подковообразный магнит, то внушенная галлюцинация ослабевала, исчезала совсем. Магнит удаляли - галлюцинация возобновлялась. Это поразительное явление наблюдалось далеко не у всех больных и большинством последующих исследователей не было подтверждено. К началу нашего века оно было забыто.

В 1919 году я предпринял проверку опытов Бине и Фере и, к своему удивлению, на первом же гипнотическом сеансе с одной здоровой испытуемой с полной определенностью наблюдал эту картину. Вскоре удалось найти еще пять лиц, испытывавших в гипнотическом состоянии такой же эффект.

ОБ ОПЫТАХ ПО ПСИХОМАГНЕТИЗМУ

У меня был очень сильный подковообразный магнит, который удерживал груз в полтора килограмма. Применяя его, я смог дополнить данные французских авторов еще одним неожиданным наблюдением. Место поднесения магнита к голове испытуемого значения не имело - это мог быть затылок, темя, лоб; но существенно, чтобы плоскость симметрии головы проходила между полюсами магнита. У пяти испытуемых магнит нарушал внушенные галлюцинации, когда северный его полюс находился против левой стороны головы, а южный полюс - против правой, и только у одного - при обратном положении полюсов.

В июле 1920 года состоялась первая Петроградская физиологическая беседа - университетский кружок, из которого впоследствии образовалось Всесоюзное общество физиологов. На этом собрании я отважился выступить с сообщением «О влиянии магнита на сомнамбулические галлюцинации» (тезисы доклада напечатаны в III томе «Русского физиологического журнала» за 1921 год). Доклад вызвал ожив-ленный обмен мнениями. Одни отрицали какое бы то ни было действие магнита, указывая, что гипнотизер может неосторожными вопросами навести испытуемого на то, чего он сам от него ожидает (резонное возражение, которое делалось еще во времена опыта Шарко). Другие выдвигали рефлекторную гипотезу действия магнита, которой придерживался в свое время Фере непосредственно на мозг магнитное поле не действует, в лучшем случае оно может быть слабым раздражителем кожных рецепторов и рецепторов волос, пересылающих импульсы возбуждения в головной мозг. К этому профессор А. А. Лихачев добавил следующее соображение. Быть может, электростатически заряженные волоски кожи и головы притягиваются одним полюсом магнита и отталкиваются другим. а это учитывается гипнотиком благодаря часто наблюдаемому в гипнозе повышению чувствительности.

Только двое присутствовавших (одним из них был профессор Г. П. Зеленый) признали возможным непосредственное воздействие магнитного поля на мозговые нейроны и протекающие в них нервно-психические процессы, напомнив при этом, что магнитное поле проникает через кости и мягкие ткани внутрь черепа.

Против гипотезы наводящего действия словесных внушений гипнотизера я мог выдвинуть ряд возражений. С загипнотизированными опыты с магнитом производили иногда лица, не знавшие, каких следует ожидать результатов. Магнит мог быть завернут в материю так, чтобы экспериментатор не знал расположения полюсов, и все же магнит действовал при одном положении полюсов и не действовал при другом. Наконец, приближение к голове каких-либо металлических или деревянных предметов, не обладающих магнитными свойствами, на внушенные галлюцинации влияния не оказывало. Правда, после многократных повторений этих контрольных опытов вперемежку с «магнитными» немагнитные предметы постепенно приобретали способность влиять на галлюцинации. По-видимому, это происходило вследствие образования условных рефлексов на основе безусловного действия магнитного поля на кору больших полушарий мозга.

«Особенно поражал в её внешности тонкий металлический обруч, словно диадема охватывавший её лоб.

- Это мама,- сказал ЛеМансель.- У неё мигрень.

Госпожа ЛеМансель поздоровалась со мной жалобным голосом и. должно быть, заметив, как удивленно я смотрел ей на лоб, сказала с улыбкой:

- Не подумайте, молодой человек, что это корона; это просто магнитный обруч от головной боли».

(Анатоль Франс «Красное яйцо».)

Впоследствии мне удалось продемонстрировать эти явления академику В. М. Бехтереву и специально назначенной им комиссии. В молодые годы академик Бехтерев работал в парижской клинике Шарко и на всю жизнь сохранил интерес к действию магнита на истеричных больных. Комиссия удостоверила результаты нескольких опытов. Один из них свидетельствует о том, что при неглубоком гипнозе и слабом вследствие этого проявлении внушенных галлюцинаций магнитное поле не ослабляет, а, напротив, усиливает внушенные галлюцинации.

Все эти наблюдения привели к предположению о том, что магнитное поле способно усиливать сонное торможение корковых нейронов. Оно, конечно, нуждалось в подкреплении опытами на животных. Поначалу выбор пал на лягушек. Посредством несложного приспособления животные вздергивались за задние конечности, и они повисали вниз головой. Это приводило их на некоторое время (довольно постоянное для каждой из них) в неподвижное гипноидное состояние. По секундомеру определялась его продолжительность, и из ряда опытов выводилась средняя величина. К лягушке подносился тот же самый магнит, который служил нам в опытах на загипнотизированных людях. При неопределенном расположении полюсов магнит лишь немного увеличивал среднюю длительности гипноидного состояния 2,733 минут

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫВОДЫ...

ПЕРМЬ.

Медицинский институт.

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ.

Здесь под руководством профессора М. Р. Могендовича группа исследователей проводила большую работу по изучению действия магнитного поля на жизненные процессы.

О достигнутых ими результатах, о выводах и предположениях говорит научный сотрудник лаборатории кандидат медицинских наук Р. Г. СКАЧЕДУБ.

Магнитное поло - один из реальных факторов внешней среды, и его воздействия на живые организмы, безусловно, нужно учитывать в биологии и медицине.

Постоянный магнит влияет на свойства крови.

В магнитном иоле кровь свертывается медленнее.

Впервые было показано, что лейкоциты - белые кровяные шарики, защищающие организм от микробов,- в магнитном поле становятся более активными. Таким образом, повышаются защитные свойства организма.

Открыто «явление Могендовича» - замедление осаждения эритроцитов (красных кровяных шариков) в магнитном иоле. Профессор Могсндович считает, что это результат воздействия внешнего магнитного ноля на электрические и магнитные свойства эритроцитов. Эритроциты начинают двигаться по кругу, а возможно, и вращаться вокруг своих осей.

Постоянный магнит изменяет проницаемость животных клеток и тканей. Исследования велись на изолированных живых мышцах лягушки. Оказалось, что вес мышцы, находящейся в специальном физиологическом растворе, увеличивается больше, если ее подвергать действию магнита. Те же результаты были достигнуты другим методом - прижизненного окрашивания скелетных мышц. Мышца, (находящаяся в магнитном ноле, вбирала больше краски, чем другие.

ты против 2,045 минуты, то есть приблизительно на 33 процента). Разница была более выражена (3,136 минуты против 2,045 минуты - 53 процента) в 11 опытах с определенным положением полюсов - тем же самым, при котором в опытах на людях-гипнотиках мы наблюдали состояние углубления сонного торможения.

Позже в Институте мозга мною были поставлены опыты вместе со студентами-практикантами по влиянию того же подковообразного магнита на выработанные у них двигательные условные рефлексы руки; безусловным раздражителем служил электрический ток, пускаемый в пальцы той же руки. В 12 опытах, проведенных на четырех испытуемых, опять-таки преобладало тормозное влияние магнита. В более четкой форме такое тормозящее действие магнитного поля на условные рефлексы рыб и голубей было установлено Ю. А. Холодовым в 1958 году. Первично затормаживающее действие постоянного магнитного поля напоминает угнетающее влияние положительного полюса постоянного электрического тона - анода. Резко раздражающее действие электрического поля, напротив, подобно действию классического раздражителя - катода.

Это не значит, однако, что магнит не может оказывать и раздражающего действия. Высказывалось мнение, что движущийся магнит, как и переменное магнитное поле, наводит в нервной тнани электрические тони сверхпороговой силы. Например, давно уже известно, что переменное магнитное поле большой силы вызывает мерцание в глазах человека, вспышки, так называемые фосфены. Мне в сотрудничестве с Е. Т. Гальвас, Я. И. Периханьянцем и П. В. Терентьевым (Труды Института мозга имени Бехтерева, том XVIII, 1941-1946) сильным подковообразным магнитом удавалось вызывать световые фосфены у женщины, предварительно принявшей дозу «пейотля» (мексиканского кактуса, содержащего мескалин и другие алкалоиды). Этот препарат вызывает необычайно сильное и длительное возбуждение зрительной области мозговой коры. Когда закрывают глаза, в поле зрения самопроизвольно возникают и калейдоскопически сменяют друг друга чрезвычайно яркие и красочные зрительные образы. У нашей испытуемой, находившейся в темной комнате, быстрое перемещение магнита сверху вниз на расстоянии нескольких сантиметров от затылочной области каждый раз вызывало появление движущегося фосфена в виде «следа от падающей звезды» (по ее выражению).

Мало понятно, но очень многозначительно другое явление, наблюдавшееся нами в тех же опытах когда магнит, приближенный и затылку испытуемой, поворачивали на 180 градусов, то это много раз подряд вызывало такой же поворот самопроизвольного зрительного образа.

Надо полагать, что дальнейшее изучение психомагнетизма сулит разгадку многих тайн работы мозга.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ВЫВОДЫ...

250 ТЫСЯЧ ГАУССОВ

В специальной лаборатории Высшей технической школы Массачусетса (США) будет сооружен магнит с напряженностью поля в 250 тысяч гауссов. Наряду с чисто физическими исследованиями на гигантском магните предполагается изучать влияние магнитного поля на человеческий организм. (Atompraxis, 10/11, 1960).

Воздействие магнита уменьшает потребность организма в кислороде, снижая общий уровень газообмена. Это было установлено в серии опытов на белых мышах, которых в специальной стеклянной камере (стекло проницаемо для магнитного поля) помещали между полюсами постоянного электромагнита.

ПОНАДОБИТСЯ ЛИ БУДУЩИМ КОСМОНАВТАМ МАГНИТНЫЙ КОМПАС!

Хотя космонавт, отмечает американский ученый Маккрэкен [Массачусетский технологический институт), не будет нуждаться в сведениях о магнитных полях для космической навигации, они могут быть использованы с целью защиты человека от интенсивного, смертельного излучения, которое время от времени выбрасывается Солнцем.

Магнитные силовые линии имеют большое значение для распространения излучаемых Солнцем космических лучей. Электрически заряженные частицы могут свободно двигаться вдоль магнитных силовых линий, вращаясь вокруг них по спиралям. Но пересекать их им очень трудно.

Таким образом, магнитные силовые линии служат как бы каналом для движения частиц, испускаемых Солнцем. Поэтому они и имеют большое значение для понимания природы космических лучей и связанных с ними явлений, наблюдаемых на Земле, а также для безопасности полетов будущих космонавтов.

Если космонавт будет иметь современную карту магнитных полей межпланетного пространства, то он сможет избегать попадания в магнитное поле, маневрируя кораблем и минуя зоны, где силовые линии соединены с Солнцем. Тогда, если даже и произойдет внезапная вспышка на Солнце с выбросом смертельных частиц, космический корабль будет защищен от их воздействия.

ПОСТОЯННЫЙ МАГНИТ ВЛИЯЕТ НА РОСТ САРКОМЫ

РОСТОВ-НА-ДОНУ.

Институт рентгенологии, радиологии и онкологии.

М. А. Уколова и Г. Г. Химич:

В экспериментальном отделе нашего института проведены две серии наблюдений за действием постоянных магнитов на саркому белых крыс. Магниты применялись разного состава и разной силы. В первой серии опытов мы брали намагниченные кольца стальной проволоки, которые укреплялись вокруг опухоли. Контрольным крысам укрепляли такие же кольца, но не намагниченные. У 60% животных с опухолями от 1 до 1,5 см в диаметре, подвергнутых действию магнита, произошло рассасывание саркомы. Опухоли большего размера не уменьшались. Ни у одной из контрольных крыс рассасывания не наблюдалось.

Во второй серии экспериментов применялись магниты из сплава АНКО-4 с индукцией 1 100 гаусс. В ряде случаев происходило рассасывание гораздо больших опухолей до 6 X 3 см.

Можно предположить, что физические влияния такого рода связаны с обнаруженными в 1958 году профессором Л. А. Блюменфельдом свойствами магнитной поляризации нуклеопротеидов живых клеток.

ЗАЩИТА ОТ СМЕРТЕЛЬНЫХ ДОЗ РАДИАЦИИ

Американские исследователи М Ф Барнотти и Д. М. Барнотти сообщают, что если продержать мышей несколько недель в поле сильного постоянного магнита, то у них наблюдается лейкоцитоз - возрастает количество белых кровяных шариков в крови. Максимальное увеличение количества лейкоцитов (на 30-60%) отмечается в течение двух первых недель после удаления животных из магнитного поля

Эти данные позволили ученым построить следующую рабочую гипотезу. Если лечить магнитом мышей, у которых под действием ионизирующей радиации нарушаются кроветворные функции костного мозга, то мало вырабатывается белых кровяных шариков. Был проделан ряд экспериментов. которые в определенной мере оправдали прогнозы ученых. Мыши, подвергнутые предварительному воздействию поля постоянного магнита, легче переносили дозы радиации, смертельные для животных в обычных условиях.

ВОЗМОЖЕН НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РАКА

В английском научном журнале «Нейчур» появилось сообщение, что американские ученые Ф. Сенфтл и А. Тори, возможно, нашли новый метод диагностики рака. Они производили эксперименты с раковой тканью печени крыс и установили, что магнитные свойства больной ткани и ткани здоровой не одинаковы

Если, отмечают они, дальнейшие эксперименты покажут, что такая же разница характерна и для других видов раковых заболеваний, то «измерение магнитных свойств можно будет применять в целях диагностики»,

А РАСТЕНИЯ? ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ОНИ ДЕЙСТВИЮ МАГНИТНОГО ПОЛЯ?

МАГНИТОТРОПИЗМ

Кто не играл в детстве магнитом, заставляя «танцевать» гвозди и металлические перья! По наверняка вы не пробовали притягивать магнитом... растения и это почти возможно. Только что проклюнувшиеся из семени корешки совершенно явно тянутся в сторону Южного полюса. Это удивительное явление открыл кандидат биологических наук Л. В. Крылов. Он назвал его магнитотропизмом.

В течение последних нескольких лет под его руководством в Институте физиологии растений имени К. А. Тимирязева Академии наук СССР велись любопытные работы но изучению влияния постоянного магнитного поля на жизнедеятельность растений. Безвременная смерть оборвала эксперименты ученого. Многие идеи остались неосуществленным и, интереснейшие гипотезы - недоказанными. Сейчас исследования продолжают его сотрудники и товарищи, ожидая найти на этом пути много нового и ценною.

Что же такое магниготропизм? Перед нами основные теоретические выводы, к которым пришли на основании сотен опытов Л. В. Крылов и его сотрудница Г. Л. Тараканова.

Не бывает такого случая, чтобы растение ошиблось-выросло вверх корнями, вниз листьями. В строгом порядке строится каждая клеточка в живом организме; стороны ее неоднородны. Точно так же, например, обычный капустный лист имеет правую и левую половины...

Почему именно так? Почему не иначе? Говорят, что клетка полярна: концы ее не одинаковы. Полярно и растение резко различаются корни и верхние побеги. Но что же такое полярность? В чем суть этого явления? В самом слове «полярность» заложено понятие поля. Наиболее всеобъемлющая форма проявления поля, то есть движения материи,- электромагнитное ее состояние. Все вещества обладают в какой-то мере магнитными свойствами; это физическая основа тех сложных процессов, которые протекают в живых организмах и определяют их рост, развитие. Мы часто говорим, что любой лист - целый химический завод. Каждая идущая там реакция, в свою очередь, приводит к изменению магнитных свойств, возникают электрические потенциалы - биотоки. Биоток уже сам изменяет характер магнитных свойств вещества. Таким образом, создается замкнутый круг, неразрывное единство электромагнитного поля с живой системой. Каждый раз в зависимости от условий возникает то или иное электромагнитное состояние, а оно определяет полярность всего организма.

Вот и ответ полярность - свойство живой материи, определяющее обмен веществ организма. А в основе полярности лежат магнитные свойства веществ.

«Представляется возможным считать,- пишет А. Крылов,- что физической основой, определяющей непрерывность превращений веществ в организме, является нескомпенсированность (асимметрия) электромагнитных сил, иначе говоря, асимметрия полярности. При этом, видимо, далеко не безразлично, как сдвинуто электромагнитное поле в сторону положительного или отрицательного знака».

ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЯ

Влияние магнитного поля на живые организмы стало предметом реальных исследований лишь в самые последние годы, хотя поиски в этом направлении предпринимались с давних времен.

Лишь недавно это явление было строго научно доказано на растениях. Заслуга этого открытия принадлежит советскому ученому Александру Васильевичу Крылову.

Уже первые опыты показали, что при проращивании семян в постоянном магнитном поле рост проростков резко ускоряется при ориентации корешков к Южному магнитному полюсу. Это были первые научно установленные факты, которые легли в основу экспериментов.

В настоящее время трудно предвидеть все научные и практические последствия, которые может дать исследование магнитотропизма живых существ. Однако уже теперь несомненно, что мы имеем дело с новым, ранее неизвестным свойством живой материи, изучение которого заслуживает самого тщательного внимания.

Жизнь на Земле складывалась в определенном магнитном поле, свойственном нашей планете, и это, конечно, должно было отразиться на эволюции жизни и на особенностях организации обмена веществ. Поэтому резкие изменения магнитных полей, которым организмы могут подвергаться кан на Земле, так в особенности при выходе в космос, способны, вероятно, оказывать существенное влияние на различные стороны их жизнедеятельности.

Мы надеемся, что корабли - исследователи космического пространства принесут много новых данных о влиянии магнитных полей на живые существа.

Академик А. Л. КУРГАНОВ.

Итак, полярность - основа основ, в зависимости от ее состояния усиливаются или тормозятся жизненные процессы, может произойти даже полпая их дезорганизация, ведущая к гибели отдельных клеток и органов, а то и всего организма.

Пока что это гипотеза. Далеко идущая, раскрывающая увлекательные перспективы. Она позволяет по-новому подойти к рассмотрению важнейших вопросов биологии, таких, например, как наследственность. Может быть, именно этот путь приведет к разработке действенных и безот­казных методов управления ростом, разви­тием, жизнью растений и животных.

В основу гипотезы положены реальные факты, проверенные опытом. Вот они.

ИЗ ОТЧЕТА ЛАБОРАТОРИИ:

I. Магнитное поле Земли должно оказывать прямое влияние на жизнедеятельность растений. Это подтвердили опыты.

II. Семена пшеницы, кукурузы, хлопчатника помещали во влажную стеклянную камеру. На специальной подставке расстила i и фильтровальную бумагу, концы которой опускали в сосуд с водопроводной или диета 1лированной водой, чтобы равномерно смачивать бумагу. Часть семян была ориентирована корешком зародыша к Северному магнитному полюсу Земли, другая - к Южному. Проращивание производили в темноте, при температуре плюс 18 - 25 °.

Необходимо особо подчеркнуть весьма существенную для таких экспериментов деталь нужно брать только сухие семена. Если они будут предварительно намочены или наклюнувшиеся, то влияние магнитного поля резко ослабевает или вовсе теряется.

В таких условиях мы проращивали семена кукурузы сорта «воронежская-76» и установили (см. фото 1), что те семена, которые были обращены корешком зародыша к Южному магнитному полюсу Земли (2), прорастали на сутки раньше семян, обращенных корешком зародыша к Северному магнитному полюсу (1). Кроме того, в первом случае рост корней и стеблей был более интенсивным. А проростки из семян, обращенных корешком зародыша к Северному магнитному полюсу Земли, изгибались и росли в направлении Южного магнитного полюса. Ту же закономерность показали семена пшеницы сорта «краснозерная» (3 и 4).

Это явление и было названо магнитотропизмом.

III. Изучалось и действие магнитного поля, создаваемого искусственными постоянными магнитами. Для этих экспериментов был сконструирован специальный прибор.

На фото 2 видно прорастание семян пшеницы, помещенных в искусственное магнитное поле. Раньше начали прорастать те из них, корешок зародыша которых был обращен к Южному полюсу магнита. Подтверждались те же закономерности, которые были отмечены раньше.

IV. Прослеживали мы и одновременное влияние магнитного поля и химических веществ - стимуляторов.

Мы считаем, что действие таких веществ на скорость и характер роста и развитие растений должно рассматриваться в первую очередь с точки зрения возможности изменения под их влиянием состояния полярности. Для наших опытов мы избрали гиббереллин. Его раствором заполнялись крошечные отверстия, проделанные в сухих семенах пшеницы «краснозерная».

Как видно на фотографии 3, гиббереллин проявляет свое действие на рост проростков по-разному.

В том случае, когда семена были ориентированы корешком зародыша к Северному полюсу магнита, гиббереллин сильнее стимулировал рост. Это свидетельствует, что одно и то же вещество в условиях различного состояния полярности проявляет свое действие неодинаково.

Опыт показывает и другую очень важную сторону полярность можно изменить при помощи химических веществ, в частности при помощи гиббереллина. Если обычно проростки активнее растут к Южному полюсу, то при вмешательстве гиббереллина мы видим обратную картину. Всестороннее изучение полярных (магнитных) свойств стимуляторов и ингибиторов роста окажет большую помощь в понимании механизма их действия.

V. Полярность играет роль и в иммунитете растений - их способности сопротивляться заболеваниям. Проростки семян, ориентируемых корешком зародыша к Северному магнитному полюсу, густо зарастали. паразитами - плесневыми грибками (фото 4, слева). Сопротивляемость этих проростков была явно пониженной. Совсем по-другому выглядели проростки семян, ориентированных к Южному магнитному полюсу (фото 4, справа), хотя условия были равноценными.

Все эти (факты говорят о том, что электромагнитное состояние (полярность) является важнейшим фактором жизнедеятельности растений.

Подписи кандидат биологических наук

А. В. КРЫЛОВ. Г. А. ТАРАКАНОВА.

Эксперименты английского профессора Л. Д. ОДАСА (Белфордский колледж)

1960 год

Исследовалось влияние магнитного поля на рост растений. С этой целью был использован большой постоянный магнит. Максимальная напряженность поля достигала 4 тысяч гаусс. Эксперимент проводился следующим образом. В стерильных условиях в небольшой стеклянной камере на питательном агаре выращивались проростки. Камера, установленная между полюсами магнита, вращалась в горизонтальной плоскости (это было нужно для снятия действия земного тяготения). Наблюдения велись за корешками растений. Верхушку корня и участок ближайшего полюса фотографировали через каждые 10 - 15 минут. Было проделано огромное число опытов и во всех случаях - за весьма редким исключением - корни обнаруживали отчетливые искривления, корешок отклонялся в сторону меньшей напряженности поля магнита, как бы уходил от его действия.

Определенные изменения наблюдались и во внутреннем строении клеток. Особое внимание было обращено на зерна крахмала; их скапливалось больше на той половине клетки, которая располагалась ближе к вогнутой стороне корня, то есть дальше от магнита. Можно предположить, что в клетке есть какой-то подвижный материал, распределяющийся (и увлекающий за собой крахмальные зерна) под действием магнитного поля таким же образом, как и под действием силы земного тяготения.

НУЖНЫ БОЛЕЕ ТОНКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ считает кандидат биологических наук, заведующий биофизической лабораторией Центрального института курортологии и физиотерапии Д. С. ПРЕСМАН

С магнитными явлениями мы встречаемся в природе повсюду - от магнитных свойств электрона и атома до грандиозных магнитных полей космоса.

На Земле в процессе эволюции <все живое должно было приспособиться к постоянному полю земного магнетизма. Известно, однако, что это поле с течением времени претерпевает изменения, начиная от суточных вариаций до чрезвычайно медленных изменений - так называемых вековых вариаций. Особенно резкие изменения - магнитные бури - происходят в периоды максимальной солнечной активности. Нет сомнения, что все эти изменения в той или иной мере сказываются на функционировании живых организмов. Возможно, что отмечаемое во время наибольшей солнечной активности ухудшение состояния людей с сердечно-сосудистыми и нервными заболеваниями в какой-то степени связано с магнитными бурями.

На процессах жизнедеятельности может сказаться и пребывание в областях магнитных аномалий, где напряженность магнитного поля в десятки раз выше обычной. Это должно сказываться на растениях и животных. Еще более вероятно биологическое действие искусственно создаваемых постоянных магнитных полей в лабораториях и на промышленных предприятиях, где напряженности уже в десятки тысяч раз больше естественных полей Земли.

В многочисленных экспериментах ученые наблюдали действие сильных магнитных полей. Но никому еще не удалось обнаружить воздействия слабых природных магнитных полей на живые организмы. Означает ли это, что такие влияния отсутствуют? Вероятно, нет. Необходимы более тонкие методы исследований, а может быть, иной подход к самой оценке биологического действия.

Роль магнетизма в биологических явлениях, по-видимому, не ограничивается только воздействием внешних магнитных полей на живые существа. Весьма вероятно, что магнитные взаимодействия являются одной из важных сторон жизнедеятельности, одним из главных участников интимных процессов, протекающих в живых клетках, одним из средств управления этими процессами. Такие идеи могут быть высказаны в связи с работами Л. А. Блюменфельда, исследовавшего магнитные свойства молекул, входящих в состав главной части живой клетки - ее ядра.

ЗАМЕЧАНИЕ ФИЗИКА

Всякое исследование физического воздействия на жизненные процессы должно сопровождаться тщательным анализом не только биологической, но и физической стороны эксперимента. К сожалению, в работах по биомагнетизму этого не видно. Открытый еще Фарадеем основной закон электромагнитной индукции гласит, что всякое изменение магнитного поля возбуждает (индуцирует) в проводящих телах электрический ток, сила которого зависит не от самого магнитного поля, а от скорости его изменения.

У любого организма, имеющего нервную систему, передача возбуждения производится электрическим током. II совершенно естественно, что возбуждение в нервах или мозгу электрических токов действует на организм. А ведь в результате включения и выключения магнитного поля во всех тканях, в частности в нервах и мозгу, возбуждается ток в соответствии с их проводимостью. Крайне желательно подробнее исследовать действие индуцированных токов на нервную систему. По только не следует называть это "биомагнетизмом" и тем более "действием постоянного магнитного поля", если в опытах употребляется постоянный магнит, который включить и выключить нельзя? Но в этом случае при приближении или удалении магнита возбуждаются электрические токи, только более слабые (так как движение магнита происходит медленнее, чем включение или выключение). Возбуждение токов происходит и тогда, когда по отношению к магниту движется объект, например, рыба плавает в поле постоянного магнита. С этой точки зрения ни один из опытов, претендующих на изучение биомагнетизма, не является чистым ведь не исключены полностью индуцированные токи. Хуже тою, на результатах эксперимента должны были сказываться такие неконтролируемые факторы, как скорость передвижения магнита.

Возможность электрического воздействия на нервную систему очевидна. Едва ли можно сомневаться и в том, что магнитные ноля здесь действуют только через индуцированные токи. Значит, в применении к нервной системе следует говорить не о биомагнетизме, а о биоэлектричестве.

Несравненно менее ясен вопрос о действии постоянною магнитного ноля на низшие организмы или изолированные ткани, у которых нервной системы пет. Здесь не исключено и прямое влияние на движение заряженных частиц (как это, например, наблюдалось в опытах по коагуляции коллоидов). По каков биологический эффект от такого действия, судить пока трудно, поскольку опубликованные экспериментальные данные противоречивы. В Риме уже более 30 лет существует специальный Институт электрогенетики. Директор этого института, известный селекционер Альберто Пировано опубликовал с полсотни работ, в которых утверждает, что действием низкочастотного или даже постоянного магнитного поля ему удается вызывать наследственные изменения у растений. Но подтверждения со стороны других исследователей эти результаты не получили.

Вопрос о прямом (помимо первой системы) электромагнитном воздействии на живое вещество весьма актуален и требует тщательной проверки. Но мне кажется, что все возможные эффекты должны гораздо ярче проявляться при действии высокочастотных переменных полей, то есть радиоволн. Постоянное магнитное поле интереснее всего было бы испытать в комбинации с переменными полями. Этот метод широко используется в работах Л. А. Блюменфельда и других исследователей для изучения живого вещества. А не следовало ли бы проверить (в несколько других экспериментальных условиях) воздействие на него? Можно ожидать, что будут обнаружены интересные явления, хорошо знакомые физикам, но в биологических целях еще совершенно не использованные.

Доктор физико-математических наук, профессор

Д. А. ФРАНК- КАМЕНЕЦКИЙ.

Мне хотелось бы отметить, что, изучая механизм биологического действия магнитных полей, следует помнить о том, что процессы, происходящие в живой клетке, не всегда удается втиснуть в прокрустово ложе физических законов, справедливых для неживой природы. Не раз высказывались предположения, что для понимания биологических явлений придется, может быть, построить здание новой физики, подобно тому, как это случилось в свое время при исследовании микромира. Не исключено, что изучение магнитных явлений в живой клетке явится первым камнем в построении фундамента для такой физики.

ГИПОТЕЗА КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК Г. М. ЭРДМАНА

Полученные данные доказывают, что магнитное поле непосредственно действует на нервную систему. Это, вероятно, вызывает физико-химические изменения в обмене веществ, что может быть связано с образованием условных рефлексов, от которых зависит поведение животного.

«Для космонавтики я считаю очень важным вопрос о возможном защитном действии магнитного поля в отношении вредного влияния ионизирующей радиации на организм. Но вопрос требует специальной разработки, и пока об этом ничего определенного сказать еще нельзя».

Профессор М. Р. МОГЕНДОВИЧ, заведующий кафедрой нормальной физиологии Пермского медицинского института.

Итак, почти все выступившие ученые считают, что исследования доктора химических наук, заведующего лабораторией Института химической физики Академии наук СССР Л. А. Блюменфельда несут проблеме биомагнетизма столь долгожданное доказательство.

Вот что говорит Л. А. БЛЮМЕНФЕЛЬД

О ПРОБЛЕМЕ БИОМАГНЕТИЗМА

Пожалуй, ни по одному научному вопросу не ПОЯВЛЯЛОСЬ в мировой литературе столько взаимно противоречащих утверждений, сколько по вопросу о том оказывает ли постоянное магнитное поле какое-либо влияние на биологические процессы и живые существа.

За последние сто лет (вплоть до наших дней) время от времени печатаются научные работы, авторы которых сообщают, что наблюдали такое влияние магнитного поля. Затем, как правило, другие ученые публикуют работы, отрицающие ранее полученные положительные результаты.

Я не знаю до настоящего времени ни одного экспериментального факта, однозначно свидетельствующего о существовании таких эффектов. Все результаты либо статистически недостоверны, либо могут быть объяснены электрическими эффектами, возникающими при включении и выключении магнитного поля или при движении в нем объектов измерения.

Таким образом, на вопрос о том, действует или не действует постоянное магнитное поле на живые существа, в настоящее время ответа нет.

Некоторые авторы ссылаются на обнаруженные в нашей лаборатории новые магнитные свойства (так называемый «псевдоферромагнетизм») нуклеиновых кислот и нуклеопротеидов, а также на изменение этих магнитных свойств в процессе роста одноклеточных культур как на доказательство существования биомагнетизма.

Это основано на недоразумении. Мы изучаем не влияние магнитных полей на какие-либо биологические объекты или процессы, а магнитные характеристики важнейших биологических структур. Наблюдаемые нами магнитные свойства таковы, что доступные в лабораториях магнитные поля не могут в сколько-нибудь заметной степени повлиять на химические и другие характеристики биополимеров (энергия магнитных взаимодействий значительно меньше тепловой энергии).

Конечно, нельзя полностью исключить возможности управляющего влияния слабых магнитных взаимодействий и их изменений в процессе развития на ход биологического процесса, например, на уровне клетки. В сложных макросистемах энергетически очень слабые взаимодействия могут приводить к большим эффектам, примерно так же, как нажатие кнопки может вызвать мощный взрыв. Однако никаких доказательств наличия подобных эффектов тюка нет. Мы в нашей работе рассматриваем магнитные свойства лишь как индикатор важных особенностей электронной! структуры исследуемых объектов.

«Четырнадцатого апреля 2024 года мне стукнуло сто двадцать шесть лет...

Полстолетия тому назад, когда я уже умирал глубоким стариком, правительство включило меня в «список молодости». Попасть туда можно было только за чрезвычайные услуги, оказанные народу. Мне было сделано «полное омоложение» по новейшей системе меня заморозили в камере, наполненной азотом, и подвергли действию сильных магнитных токов, изменяющих самое молекулярное строение тела».

(Алексей ТОЛСТОЙ, «Голубые города»).

Я не вполне уверен в том, что изучение влияния постоянных магнитных полей на биологические системы представляет значительный интерес. Вряд ли можно ожидать больших эффектов, хотя бы потому, что их бы уже обнаружили. Но в науке никогда нельзя заранее считать те или иные исследования бесперспективными. Во всяком случае, в настоящее время более всего необходимы достоверные факты, которых пока, к сожалению, нет.