Такие машины есть!

Л. Давыдов

  "Все мы видели, как в городах зимой машины очищают улицы от снега. Это замечательные механизмы. А почему у нас на подборке хлеба на токах все еще главный механизм - простая лопата? Это же дорого! У нас, целинников, есть такая просьба к конструкторам: сделайте добрую машину для подборки зерна на токах. Она себя оправдает, сколько бы ни стоила".

1. Грузчик-исполин в начале работы. 2. Агрегат пододвигается к зерну.
Автопогрузчик перелопачивает и провеивает зерно. Автомашина нагружается зерном без помощи лопаты.
Изобретатель испытывает самоходную сортировку.

     НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЙСТВИИ

     "Все мы видели, как в городах зимой машины очищают улицы от снега. Это замечательные механизмы. А почему у нас на подборке хлеба на токах все еще главный механизм - простая лопата? Это же дорого! У нас, целинников, есть такая просьба к конструкторам: сделайте добрую машину для подборки зерна на токах. Она себя оправдает, сколько бы ни стоила".

     Из выступления Михаила Довжика, бригадира тракторной бригады коммунистического труда совхоза "Ярославский" на совещании передовиков сельского хозяйства в Целинограде. Март. 1961 год.

     В дни работы январского Пленума ЦК КПСС мне пришлось побывать на ВДНХ.

     В стороне от площадей и больших павильонов, около скромного и легкого домика РТС, стояли группами экскурсоводы. Они заметно волновались, с нетерпением кого-то поджидая.

     Тут же, на усадьбе РТС, где расставлены в несколько рядов новые машины и сельскохозяйственные орудия, хлопотали представители заводов, научных институтов. Пускали в ход и регулировали механизмы, грели, прокручивали моторы. Придирчиво и строго проверяли экспонаты, как перед серьезным и решающим экзаменом.

     Вскоре пришли и сами экзаменаторы делегаты Пленума - вожаки и новаторы совхозов и колхозов, те, кому предстоит вводить в строй, осваивать всю эту технику, быть ее хозяевами, работать с нею в поле и на животноводческой ферме.

     Без преувеличения скажу - на усадьбе стало не по сезону жарко. Споры, острые реплики, горячий, взыскательный и нелицеприятный разговор между сельскими механизаторами и инженерами предприятий... Живой отголосок того, что происходило в Кремле.

     Одна машина привлекла всеобщее внимание. Это был крупный зернопогрузчик, чем-то похожий на припавшего к земле могучего орла с распростертыми крыльями. Давал объяснения сам изобретатель, с виду типичный мастеровой. Да и говорок у него по-рабочему спокойный, неторопливый, сопровождаемый скупым жестом широкой руки, испещренной рубцами, ссадинами.

     Тогда-то я и познакомился с Михаилом Дмитриевичем Прутковым - механиком Армавирского маслозавода.

     Когда же Прутков начал изобретать? Здесь нужно обратиться к давним временам.

     ПРИЗВАНИЕ

     Трудное детство без отца. Погоныч, свинопас...

     Комсомольская организация станицы Константиновской направила Мишу Пруткова в Армавир, в школу ФЗУ.

     ...Урок машиноведения. Преподаватель Григорий Федорович Шинкаренко, техник с большим производственным стажем, обстоятельно объясняет работу рушильного барабана маслобойки. Перед учениками раскрыты сокровенные тайны машины, будто вывернута она с лица наизнанку. Рушильный барабан постепенно и настойчиво раздевает семянку, сбрасывает с нее жесткую серую сорочку, оголяя белое тельце ядра.

     Закончено объяснение. Григорий Федорович поднимает на лоб обе пары своих очков.

     - Пока происходит процесс сушки,- говорит он,- пылинки масла оседают на лузге и впитываются ею. Незначительная и неизбежная потеря...

     - Почему неизбежная? - спрашивает фабзавучник Миша Прутков.

     - На все "почему" ответа не найдено,- вразумляет педагог.

     ...Курносый паренек. Упрямый лоб и ямочка в раздвоенном крутом подбородке. Стоит вполоборота у классной доски, набрасывает схему. Чертит быстро, сноровисто все заранее сто раз выверил.

     Контуры рушильного барабана. К нему присоединен вентилятор. Это Миша добавляет новый узел к существующей машине. Зачем? Циркулирующий воздух отсосет масляную пыль из барабана.

     Мелок чуть скрипит по доске. Одним глазом (второй с детства поврежден) паренек вглядывается в белые линии на черном фоне.

     Рядом с вентилятором нарисован фильтр. Сюда попадет воздушный поток и оставит масляную пыль. Выловленная, она постепенно, по капле стечет в маслосборник.

     - А ну-ка, Прутков, посторонись немножко. Григорий Федорович подходит к доске поближе, проверяет схему, водит по ней указательным пальцем. Знакомый ученикам жест - обе пары очков взлетают на лоб. Глаза учителя прищурены, улыбаются.

     - Ты, Прутков, маслобойщик по призванию!

     Григорий Федорович доволен учеником. Советует оформить схему в виде рационализаторского предложения и подать в бриз завода, опекающего ФЗУ.

     Первое из пятидесяти новшеств, внедренных Прутковым на заводе, увеличило выпуск готовой продукции меньше чем на один процент. Все же прикиньте - у нас ежегодно производятся тысячи тонн растительных масел. Выловленные пылинки образуют тонны драгоценного жира. Капля превращается в море!

     Да, учитель метко определил будущее своего питомца. Маслобойщик по призванию! Он словно прирос к заводу, породнился с его коллективом на всю жизнь. Тут его приняли в партию. Тут он стал начальником цеха и механиком всего завода.

     Никогда и никуда его отсюда не тянуло. Старожил, кадровик.

     Так почему же он вдруг избрал зернопогрузчик?

     ВТОРОЙ ЭШЕЛОН

     В знаменательный год всенародного подъема целины партком послал коммуниста Пруткова на уборку урожая. Маршрут привычный. Шефская бригада шофер, слесарь и механик - не впервые едет в колхоз имени Сталина, Успенского района.

     На колхозном току - запарка. Погода неустойчивая, подхлестывает людей, заставляет поторапливаться. А горы зерна не уменьшаются, растут. Машины подолгу простаивают в ожидании разгрузки. Кто виноват? Больше всего заторов на сортировке и укладке пшеницы в бунты. Десятки колхозниц сгребают зерно лопатами. Вокруг женщин пыль столбом. И хоть они стараются, выбиваются из сил, все равно не успевают перелопачивать хлеб, очищать от сора, складывать. Другие колхозницы грузят зерно в порожняк. И тут невпроворот. Все нервничают задерживается очередной рейс на элеватор.

     Рабочая совесть шефа уязвлена. Он почувствовал и на себе вину за происходящее. В городе даже снег сгребают механические руки снегоочистителей. А на селе до сих пор уповают на дряхлую старуху-лопату, примитивную веялку, простые решетные станы.

     Как раз в это время "Правда" писала перелопачивание и очистка на току каждых ста тонн зерна занимает 120-150 человеко-дней. Тысячи колхозников заняты сортировкой зерна.

     МОСЬКА И СЛОН

     Художник, не положив еще первого мазка, представляет себе будущую картину во всех подробностях. Изобретатель - по-своему художник. Мыслит тоже образами, сравнениями. А воплощает выношенный замысел в чертежи и модели. Но всему этому предшествует большая черновая работа.

     Михаил Дмитриевич изучал сельскохозяйственные машины и механизмы: транспортеры, погрузчики, сортировщики. Что им мешает прочно войти в жизнь? Целый рой причин. Обособлены, разрознены, не согласованы между собой по производительности, слабая мощность. А все-таки что всего важнее, в чем корень?

     Механик беседует с председателем подшефного колхоза.

     - Терпите засилье лопат, а машин не покупаете.

     - Дай нам такую машину, чтобы обошлась в работе дешевле лопаты. За любую цену возьмем, спасибо скажем!

     Лопата и машина. Моська и слон. "Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!"      Самая крупная сортировка очищала в час около трех тонн зерна. В горячую пору на току час подобен месяцу, дни уборки решают судьбу целого трудового года. У большого хозяйства под посевами зерновых тысячи гектаров земли. Снимают хлеба добрым десятком комбайнов. Поток зерна - как река в половодье. Успевай ставить "запруды", не то зерно уплывет!

     Сортировка - своего рода запруда. Одна мала, прибегают к нескольким. Но на току нет безграничного простора, скорее тесновато. Много машин разместить негде. Впрочем, место бы, наверное, выкроили, будь сортировка вполне самостоятельной, обойдись она без поводырей и нянек.

     Увы! Сортировку нужно подтаскивать к бунтам и по мере очистки пододвигать. Она не обходится без грузчиков. Вручную засыпается ворох в бункера и сгребается очищенное зерно в бунты. Вот и получается - хозяйству проще и выгоднее лопата.

     РЕЗЕРВЫ ВРЕМЕНИ

     Изобретатель смущенно пожимает плечами.

     - Право, не знаю, почему угораздило ею заняться. Кажется, предколхоза попросил. С его легкой руки...

     Никто не просил. И удалась машина не с "легкой руки", а после семи потов.

     Затеянный Прутковым поиск сперва завел в тупик. Быстрота и тщательность очистки вороха зависят от числа и размера решет в сортировке. Произвольно увеличивать ни то, ни другое нельзя мешают строго ограниченные габариты машины. Ей противопоказана излишняя полнота и чрезмерный вес. Она не должна быть громоздкой, тяжелой на подъем. Не тянуть же к ней гору зерна, куда проще подвести ее к горе.

     А все-таки как удвоить или утроить производительность сортировки?

     Неожиданно Михаил Дмитриевич припоминает, какую добрую службу ему сослужил вентилятор на маслобойке. Уберег, выловил мельчайшие капельки масла. Так, может, он станет и... мусорщиком? Высосет крупицы половы и соломы из зерна, пока оно сыплется на решета? Нагнетаемый вентилятором искусственный ветерок повысит качество очистки. На решета попадет гораздо меньше сора. Чем его меньше, тем больше будет просеяно чистого зерна, выше производительность машины.

     Воздух! Оказывается, можно ухватиться за него, как за ниточку сказочного клубка. А что еще придаст машине высокие скорости? Основная ее часть - решета. Их ставят параллельно, одно под другим, как этажи дома. Ворох, поднятый транспортером наверх, словно с крыши, падает вниз, на землю. Падая, он процеживается сквозь дырявые этажи. Свободное падение под собственной тяжестью. Короче и стремительней как будто ничего не бывает.

     Но Прутков увидел и здесь неиспользованные резервы времени. Зерно находит выход в решетах не сразу. Нужен какой-то срок, пока оно окажется в калиброванном отверстии, сквозь которое выпадет на нижний этаж. Несколько этажей, на каждом задержка.

     Изобретатель наклоняет решета на определенный угол. Движение вороха внутри сортировки становится похожим на спуск по эскалатору метро. Зерно катится по каскаду решет, скользит по ним, как по ледяной горке, и на ходу просеивается. А чтобы ему катиться еще проворнее, его подхлестывают, подгоняют сами решета. Они подпружинены - дрожат, вибрируют.

     Выиграть в скорости! Для сортировки это означает не только быстрее очищать ворох. Это и самой быстрее передвигаться, обладать большим маневром, переходить к бунтам самостоятельно, без буксира.

     Кажется, обыкновеннейшее дело - снабдить машину колесами, валом, зубчатыми передачами, мотором, рычагами управления. Такие механизмы имеются у автомобиля, на тракторе.

     Но сортировке невыгодны ходовые системы транспортных машин. Тяжелы, сложны, громоздки, дороги и... не нужны. Сортировке годится легкий и непритязательный механизм - исключительно для самообслуживания.

     Нелегко он дался Пруткову. Десятки вариантов, все перепробовал, и все не впрок.

     Однажды изобретатель прогуливался по селу. Послышалось негромкое жужжание. Из-за угла выехал парень. К ярко-зеленой раме его велосипеда был приторочен маленький мотор. Никаких сложных передач - и движение машина совершала не с помощью цепной передачи, а посредством просто ролика, прижатого к ободу заднего колеса,- и колесо вертелось. "Вот это то, что мне нужно, как это я раньше не сообразил?" - обрадовался Михаил Дмитриевич. Он шел, как завороженный, мысленно представляя будущую сортировку на току.

     Вот она приближается к хлебному вороху, забирает его железными скребками. Очищает набранное зерно от всего лишнего - сурепы, обмолоченных колосьев, половы. Сбрасывает отходы в бункер, а чистое зерно аккуратно укладывает в бунты. Она даже близко не подпускает к себе лопату. Если за скребками, по их краям, остается ворох, сортировка возвращается и бережно подбирает остатки. У нее чуткое управление, надежные тормоза. Она движется вперед и назад, мгновенно застывает на месте. Машинист сидит у пульта управления, и ему достаточно нажать на ножную педаль, чтобы электромотор, переместившись вправо или влево, прижал муфту к внутренней стенке барабана. Она силой трения поворачивает барабан и вращает редуктор заднего моста. Так совершаются повороты машины в нужном направлении.

     ГРУЗЧИК-ИСПОЛИН

     Проект закончен. Прутков показал его механизаторам. Строгий и доброжелательный суд. Михаилу Дмитриевичу советуют немедленно оформить заявку на изобретение. А председатель колхоза предложил:

     - Делай сортировку, механик, за наш счет!

     - А где же ее делать? Литье, поковки...

     Колхоз обращается с просьбой на маслозавод выполните наш заказ. Конечно, обращение не совсем по адресу. Маслозавод - предприятие, далекое от машиностроения. И все-таки директор не отказывает подшефным. Да и как откажешь, если машина придумана своим же механиком. И свои комсомольцы, что называется, подлили масла в огонь. Узнали обо всем и заявили: соберем на субботнике необходимый металл. Рабочие в свой черед: изготовим сверх плана детали.

     На следующую осень самоходная сортировка Пруткова прибыла на колхозный ток. Без особых доводок и затяжных проб - сразу в дело, на работу. Один механизатор очищал на ней за смену 160 тонн пшеницы или 130 тонн ячменя. Такого результата никто не ждал. Настоящее чудо!

     На соседних токах пыхтели изо всех сил выпускаемые промышленностью сортировки "ОСВ-Ю" и "ОВ-Ю". Каждая пропускала за целый день не более 30 тонн вороха, а обслуживали ее, кроме машиниста, по нескольку колхозников.

     Самые скромные подсчеты убедили: новая машина позволит поднять производительность на очистке зерна в пять раз, освободить по крайней мере 15 колхозников.

     Весть о новинке быстро разнеслась по всему Успенскому району. Многие колхозы и совхозы просили машину хотя бы на короткий срок - ликвидировать заторы.

     Победа? Подождите бить в литавры, трубить в фанфары! Этого не хотел прежде всего сам Прутков. Он не считал, что полностью достиг цели. Его сортировка потеснила лопаты на очистке зерна, но не изгнала их с тока. По-прежнему приходилось вручную перекладывать, перелопачивать зерно, когда оно перегревалось, сложенное в бунты. Пришел срок хлебопоставок. Кто погрузит пшеницу, рожь, ячмень в кузова автомашин? Опять собирались у бунтов вереницы людей с лопатами.

     Как раз об этом и говорил в марте нынешнего года на совещании передовиков сельского хозяйства в Целинограде знатный бригадир Михаил Довжик. Он назвал лопату иронически "главным механизмом" на току.

     Тезка Довжика, Михаил Прутков, задолго до совещания целинников принялся конструировать мощный зернопогрузчик, похожий на городскую снегоочистительную машину.

     Этот агрегат и привез изобретатель показать делегатам партийного пленума. 125 тонн пшеницы или 75 тонн подсолнечника - вот часовая производительность прутковского самоходного автопогрузчика. Трехтонку он загружает в две минуты. А если надо, способен самостоятельно перелопачивать зерно, да так, что при этом оно подсушивается и даже очищается.

     В отчете Сибирской машиноиспытательной станции агрегат Пруткова оценивается как "исключительно выгодный". Он в 24 раза "расторопней" грузчиков с лопатами и в несколько раз производительней существующих и выпускаемых погрузчиков.

     Еще раньше сибирских испытателей не менее лестную оценку дал Кубанский научно-исследовательский институт испытания тракторов и сельскохозяйственных машин.

     Нельзя не любоваться механическим грузчиком-исполином. Вот он опускает два своих могучих крыла. Размах их - почти семь метров. Словно живая птица, агрегат шевелит каждым крылом в отдельности, поднимает или опускает любое из них. При этом скребки-оперение плотно прикрывают бунт, копируя его профиль.

     Захваченное крыльями зерно попадает на главный транспортер, который доставляет его по наклонному лотку вверх и бросает с трехметровой высоты.

     Зерно падает, и в этот момент воздушная струя вентилятора выветривает пыль и сор, извлекает заодно лишнюю влагу - подсушивает зерно. Это особенно важно для семян масличных культур. Перелопачивая подсолнух, агрегат "выпивает" 1,8 процента имеющейся в каждой семянке воды и значительно снижает температуру всего бунта. Так предотвращается его самовозгорание, порча.

     ДОРОЖИТЬ НАРОДНЫМ СОКРОВИЩЕМ

     Однажды под Армавиром знаменитый селекционер Василий Степанович Пустовойт, автор многих высокомасличных сортов подсолнечника, наблюдая работу механического погрузчика, сказал:

     - Сделано для зерна, а превосходно пригодилось подсолнечнику.

     - Так я ведь маслобойщик по призванию,- пошутил изобретатель.

     Михаил Дмитриевич готов быть всюду, где есть возможность, принести пользу Отчизне; коммунист, заводской кадровик, он постоянно чувствует себя "мобилизованным и призванным" на новые свершения.

     Пусть знают Михаил Довжик и его друзья, что есть такие машины, о которых они мечтают. Скоро прутковские изобретения (на них выданы авторские свидетельства) появятся на целинных землях и в других районах страны.

     Мне очень не хотелось портить по-настоящему мажорной песни о трудовом подвиге русского новатора-самородка хотя бы одной печальной нотой. Но придется. Машины Пруткова сделаны несколько лет назад. Они уже могли принести великую пользу, выгнать лопаты с токов, сберечь время и труд советских людей. Могли... если бы некоторые ученые эксперты внимательно и добросовестно рассматривали новшества, а не так, как это сделали во Всесоюзном институте механизации сельского хозяйства; если бы руководители завода "Воронежсельмаш" не тормозили внедрение "чужих", то есть прутковских, машин и не потратили несколько лет зря на "свои", оказавшиеся негодными.

     Пора сурово наказывать тех, кто мешает быстрому и успешному внедрению изобретений. Ведь каждое из них не только итог многолетнего опыта, упорного поиска, стоической работы, каждое изобретение - достояние Родины, ее богатство, сокровище народного таланта.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки