ВИДИШЬ СКВОРЦА - ЗНАТЬ, ВЕСНА У КРЫЛЬЦА

Е. КОНЬКОВА, биолог.

Издавна на Руси было принято встречать ранней весной птиц, возвращающихся с юга в родные места. Прилет пернатых считали одной из радостных примет весны, их приветствовали песнопениями и закликаниями.

Скворец.
Грач.
Журавли-красавки.
Самец малой мухоловки у гнезда.
Самец горихвостки-чернушки.
К. Фабрициус. 'Щегол'. Из собрания Королевской картинной галереи 'Маурицхейс', Гаага.
П. Брейгель. Разоритель гнезд. Из собрания Музея истории искусств, Вена.
Зяблик.
Белая трясогузка.
Хохлатый жаворонок.
Черный коршун.
Здесь представлены птицы, ведущие оседлый образ жизни. На зиму они не улетают в теплые края. Сверху вниз: клест-еловик, домовый воробей, малый пестрый дятел.
Домовый сыч.
Серая неясыть.

В апреле соблюдали обычай "отпущенья птиц на волю". Покупатели птиц тут же на рынке растворяли клетки и выпускали синичек-сестричек, краснозобых снегирюшек, щеглят-молодцов, приговаривая:

Вы по воле
Полетайте.
Вы на вольной
Поживите,
К нам весну
Скорей ведите!

9 марта по народному календарю - "Птичье потенье, гнезд обретенье". В этот день птица завивает гнездо, а перелетная птица летит из жарких стран на родину: "Видишь скворца - знать, весна у крыльца". Запоет скворец возле дома - к добру.

17 марта - "Герасим-грачевник". С грачом народ связывал такие приметы: "Грач прилетел - через месяц снег сойдет", "Грачи сели в гнезда - через три недели на сев". В Новгородской губернии считалось грехом разорять гнезда грачей - может сгореть дом.

22 марта справляли именины жаворонка. Детям пекли сдобные хлебцы - "жаворонки", по форме напоминающие птичку, с изюминами вместо глаз. Хлебцем, по обычаю, полагалось поделиться с пернатыми: поклюют - звончей запоют. В сельской местности кое-где и сейчас бабушки на 22 марта лепят "жаворонков" из теста и поют песенки-заклички, чтобы ускорить прилет гонцов весны.

Встречали птиц развешиванием дуплянок, берестяных ящичков, скворечников.

В начале XVIII века путешественники, приезжавшие в Москву, отмечали, что до 1715 года в городе и пригородах водилось очень много мелких певчих птиц. Их было не меньше, чем комаров. Звонкое щебетание пернатых умиляло иностранцев. А в 1715 году Петр I велел отловить огромное количество московских птиц, заплатив ловчим по 1500 рублей. Этих птиц переселили в окрестности Санкт-Петер бурга.

*

Считается, что первыми стали делать птичьи домики индусы еще в I тысячелетии н. э. Для майны, индийского скворца, и сейчас развешивают высушенные бутылочные тыквы.

В Европе первые скворечники появились, по всей видимости, в конце XV - начале XVI века. Они были из обожженной глины, в форме горшка или кувшина, плоского с одной стороны. На выпуклой стенке такого сосуда располагался леток, а на противоположной, плоской, - большое отверстие, в которое свободно могла войти рука человека. Изобретение этих скворечников приписывают фламандцам. Немцы вынимали кирпичи из кладки в кирпичных домах, чтобы в нишах могли селиться птицы.

Однако в те времена люди развешивали скворечники и расставляли дуплянки по берегам рек совсем не во благо пернатым, а ради своего пропитания (пищей служили не только яйца, но и подросшие птенцы). Правда, варварски гнезда не разграбляли, брали лишь первую кладку яиц. Со временем человек стал привлекать птиц к своему жилью не из кулинарных соображений, а ради их красоты и мелодичного, звонкого пения.

Вслед за глиняными появились деревянные скворечники. Считается, что это русское изобретение. (В Западной Европе птичьи домики, сколоченные из досок, не были известны вплоть до середины XIX века.) Умельцы делали их в виде теремка с двускатной крышей и резным балконом, украшали резными фигурками, раскрашивали. Некоторые из таких домиков сохранились в коллекциях Государственного Исторического музея в Москве и Музея игрушки в Загорске. Они свидетельствуют о том, с какой любовью наши предки относились к птицам.

Немецкий зоолог Константин Глогер в середине XIX века предложил делать скворечники разных размеров: не только для скворцов, но и для других птиц. Он одним из первых обратил внимание на то, как важно использовать пернатых в хозяйственных целях - для защиты садовых и огородных растений от насекомых, мышей.

Известно, что скворец съедает за день до 300 червей и слизней, дятел - несколько сотен жуков-короедов, а кукушка за час может съесть до 100 мохнатых гусениц. Одна сова уничтожает за год 1000 мышей, тем самым спасая тонну хлеба. Черный дрозд скармливает пяти птенцам за 12 дней 4500 беспозвоночных.

*

Когда люди стали опекать и охранять пернатых, появился праздник - День птиц. Впервые он был проведен в США в 1894 году. Организатором праздника выступил педагог из местечка Ойл-Сити (штат Пенсильвания) Чарльз Бабкок. Его поддержала популярная газета "Питсбургская телеграфная хроника". Сотрудники газеты организовали даже специальный клуб-музей по охране птиц. Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах Америки, а также во многих странах мира. У него есть определенная дата - 1 апреля.

В нашей стране о празднике пернатых заговорили только в 1924 году. В мае юннатами Центральной биостанции юных натуралистов, которая располагалась на территории парка "Сокольники" в Москве, было развешено несколько десятков дуплянок в пригороде столицы. А через год ребята провели первый в стране официальный праздник День птиц. Они развешивали скворечники на Воробьевых горах. Многие известные писатели и художники помогали в организации праздника. В. В. Маяковский рисовал плакаты и посвятил птицам известное двустишье: "Мы Вас ждем, товарищ Птица, отчего Вам не летится?" (дача поэта находилась недалеко от биостанции).

В 1927 году День птиц отмечался по всей Москве, а с 1928 года его стали проводить в масштабах всей страны. В празднике принимали участие сотни тысяч людей разных возрастов. Ежегодно развешивали до 15 тысяч скворечников. Издательства массовыми тиражами выпускали популярные брошюры о птицах, об устройстве искусственных гнездовий.

Однако вскоре, в связи с ориентацией населения на подъем сельского хозяйства, День птиц стал забываться. С 1934 года Центральная станция юных натуралистов в Москве стала называться Станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

В последующие десятилетия не раз пытались возродить День птиц. Но если нужное дело превратить в обязательное мероприятие, выполняемое согласно различного рода директивам - а каждой школе вменялось в обязанность изготовить не менее 20 гнездовий и создать юннатские активы, - ничего хорошего получиться не может. Мало что давали и кратковременные призывы к единичным экологическим акциям, рассчитанным на один-два года (не более). О таких акциях быстро забывают, и опять надо начинать все сначала.

В последние годы праздник вновь пытаются возродить. В нем участвуют Федеральная служба лесного хозяйства, Союз охраны птиц России, Москомприрода, школьные лесничества, станции юных натуралистов, экологические центры, библиотеки, детские сады, семьи и отдельные жители страны. По весне энтузиасты развешивают сотни скворечников и синичников. Зимой обустраивают большое количество открытых кормушек в парках и лесопарках.

*

Оказать помощь птицам не так уж сложно. Важно подкармливать пернатых в холода. Для этого необходимо знать их рацион. Свиристелю - подвяленные ягоды рябины, калины, бузины. Большой синице - семечки дыни, арбуза, тыквы, репейника, овес, сушеных майских жуков, обрезки сырого мяса и несоленого сала. Мелким синицам - овес, коноплю, подсолнух, обрезки сырого мяса и несоленого сала. Снегирю - ягоды рябины, калины, семена ясеня, сирени, веники из конского щавеля, лебеды, сорняки и овес. Чечеткам - семена березы, ольхи, веники из конского щавеля и лебеды.

А по весне надо заботиться о том, чтобы скворцы, совы, стрижи, трясогузки, синицы, мухоловки, дрозды и другие птицы не остались без гнездовий.

Дуплянки следует развешивать осенью (зимой в них ночуют некоторые птицы и звери), синичники - в начале января. Прикреплять домик к дереву лучше всего алюминиевой проволокой. Наиболее удобные места развески: окраины лесных дорог, просек, берега рек и озер, парки и сады. Размещение - одно- или двухлинейное, с расстоянием между соседними домиками от 30 до 50 м и не менее 50 м между линиями.

Развешивать гнездовья в городе надо на большей высоте, чем в лесу. Скворечники развешивают на высоте 4-8 м от земли. Каждую весну скворцы возвращаются на свои старые квартиры, изгоняя поселившихся в них зимой воробьев.

Синичники и полудуплянки развешивают на высоте 3-6 м от земли. Они заселяются синицами, мухоловками-пеструшками, горихвостками, вертишейками и поползнями.

Для привлечения водоплавающих птиц гнездовой ящик надежно закрепляют на дереве вблизи водоема на высоте 3-8 м от земли. На дно ящика обязательно кладут сухие опилки или торф слоем до 10 см. Леток должен быть обращен в сторону водоема.

В повсеместной охране нуждаются мелкие и крупные совы. Оптимальные размеры гнездовья для серой неясыти: дно - 22х22 см, расстояние от дна до летка - 34-50 см, размер летка - 12x14 см. Рекомендуемые размеры гнездовья для сыча: дно - 28х22 см, высота - 40 см, диаметр летка - 8 см. Оптимальное расстояние между гнездовьями: для сыча - 500 м, для серой неясыти - 400-500 м, для длиннохвостой неясыти - 1,5-2 км. Высота развески домиков одинакова - от 4 до 10 м. На дно кладут слой опилок или торфа толщиной около 10 см.

Домик для мухоловки-пеструшки делают из просушенного теса толщиной 2-2,5 см; внутреннюю сторону досок не остругивают. Размер дна - 10x10 см, расстояние от дна до низа летка - 10-12 см, диаметр летка - от 2,8 до 3 см.

Если искусственные гнездовья сделаны по всем правилам, птицы охотно поселяются в них.

Статья иллюстрирована фотографиями из "Энциклопедии животных Кирилла и Мефодия".

ЛИТЕРАТУРА

Агальцов А. Птичья столовая // Наука и жизнь, 2001, № 2.

Гладков Н., Дементьев Г. Охрана и привлечение птиц. - М., 1956.

Дементьев Г. К истории скворечника // Охрана природы, 1950, № 10.

Домики для птиц // Наука и жизнь, 1972, № 3.

Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб., 1905.

Круглый год. Русский земледельческий календарь . - М., 1991.

Мананников В. Домики - гнездовья для птиц // Наука и жизнь, 1980, № 3.

Подкормите птиц // Наука и жизнь, 1999, № 2.

Птичьи кормушки // Наука и жизнь, 1975, № 1.

Птичья столовая // Наука и жизнь, 1991, № 1.

Рахманов А. Пернатые защитники урожая // Наука и жизнь, 1989, № 3.

Розанов А. Птичьи кормушки // Наука и жизнь, 1978, № 1.

Третьяков В. Пернатые помощники в вашем саду. Гнездовые домики для птиц // Наука и жизнь, 2001, № 3.

Шайкин В. Крылатая охрана // Наука и жизнь, 1997, № 4.