ХОТЕЛ БЫ ВЕЕРОМ СИМ БЫТЬ

Н. МУЛЛЕР, художник

Обыкновенно веер связывают с балами, маскарадами, с торжественными приемами. Между тем он принадлежит к числу первых бытовых предметов, вошедших в обиход человека. Веера-опахала, изначально называвшиеся мухогонками, появились за много тысячелетий до нашей эры в странах с жарким тропическим климатом. По сути, это были ветки, листья деревьев или пучок перьев, с помощью которых люди защищались от мух и других насекомых.

Существует легенда о происхождении веера. В жену бога любви Эроса - Психею влюбился бог западного ветра Эол. Во время отсутствия Эроса Эол проник в комнату к спящей Психее и стал ее целовать. Вернувшийся Эрос в гневе оторвал крыло у соперника. От шума проснулась Психея. Взяв трофей мужа, она кокетливо стала им обмахиваться. Так, по греческому преданию, появилось первое опахало.

С начала второго тысячелетия до нашей эры опахало уже известно в Китае и Японии, где оно было важнейшим предметом быта, атрибутом царского достоинства. Им приветствовали друг друга. Опахало с изображением восходящего серебряного солнца служило символом военной власти. Генералы использовали его при отдаче команд. Сохранился специальный кодекс от V века до нашей эры. В нем строго регламентировалось употребление опахала. Так, например, императорская семья имела опахало, украшенное золотом и нефритом; мандарины - опахало с серебром и слоновой костью; ученые - самое простое, из вощеной бумаги. Осмелившихся иметь опахало не по рангу били кнутом.

В Древнем Египте существовал высокий титул "носителя опахала с левой стороны". Только лица царской крови имели право на этот титул. В гробнице Тутанхамона найдено деревянное опахало полукруглой формы, обитое толстыми золотыми пластинами. На нем сохранились остатки страусовых перьев.

Благодаря росписям на античных вазах мы знаем, как выглядело греческое опахало - рапидион. Как правило, оно было из листьев платана, миртовых ветвей или плетеное. К V веку до нашей эры гречанки предпочитали рапидион из перьев павлина.

От этрусков римляне заимствовали опахало-флабеллиум в виде павлиньих перьев на длинной ручке. Римлянка не должна была сама обмахивать себя. Для этого существовал молодой раб - флабеллифер. Он обмахивал свою госпожу днем и ночью. Кроме больших флабеллиумов были маленькие - табеллы, из дорогого дерева или кости. Ими щеголи услаждали своих дам. Овидий писал: "Хочешь, на тебя ветерком легким повею, перед тобой махать веером стану? Иль нет?" (Переводчик книги Овидия "Amores" ошибся: опахало стали называть веером лишь в XVI веке. - Прим. авт.)

В Европе опахала появились в XV - начале XVI века. Были они перьевые, из бумаги, из ткани в форме флажка или круга на ручке, которая вращалась наподобие трещотки. Делали их из дорогих пород дерева, кости, золота. Украшали жемчугом, драгоценными камнями. Иногда в ручке был тайник для записок или яда. Поистине это были произведения искусства. Понятно, что стоили они очень дорого. Так, украшенное редкими изумрудами опахало герцогини Мантуанской оценивалось в целое состояние. При нужде в деньгах она отдавала его под залог в Миланский банк.

Предприимчивые португальцы в середине XVI века привезли из Китая в Европу складное опахало eventail. С этого времени опахало из нескольких пластин со складным экраном стали называть веером. Сперва он появился в Италии и Испании как неотъемлемый предмет женского костюма. Во Франции распространение веера связано с именем Екатерины Медичи, которая имела более 900 прекрасных экземпляров, ныне находящихся в Лувре. Пышному декоративному стилю барокко с его помпезными дворцами, мебелью в стиле Буль, громоздкими костюмами соответствовал и веер. Пластинки остова делали из золота, кости, черепахи, перламутра, украшали резьбой, гравировкой. Особенно богато оформляли верхние пластины, называемые оправой. Здесь использовали золото, серебряную насечку, драгоценные камни. Экран веера расписывали гуашью, реже - тушью на специально изготовленном пергаменте, шелке, бумаге, лайке или коже, пропитанной особым составом с восточными ароматами. Мотивы росписи - аллегории, прославляющие величие королей. Согласно этикету, в присутствии королевы дамы не могли раскрыть веер, за исключением случаев, когда его использовали для передач чего-либо королеве.

Наивысшего расцвета веерное искусство достигло в XVIII веке. Над созданием вееров работали такие художники, как Буше, Ватто, Вижи-Лебрен и др. В живописи экрана величавость царственных поз XVII столетия уступила место очаровательной грации галантно-пасторальных сцен, апофеозу любви в гирляндах цветов и лент. В росписи кроме гуаши начали применять недавно изобретенную акварель. Теперь веер в руках красавицы - "скипетр на владение миром". Он превратился в неотъемлемую часть жизни женщины. При его помощи она выражает свои чувства, ведет беседу. "Ах! Я замужем!" - легкое обмахивание раскрытым веером. "Да!" - веер открыт у правой щеки, "нет!" - у левой. "Можете быть смелее и решительнее" - веер держат стрелой.

В конце века намечается постепенный упадок веерного производства. Художественная ценность вееров снижается. Над их созданием не работают известные мастера. Живопись не занимает всю поверхность экрана, а сосредоточивается в медальонах. Пластинки остова делают тонкими с большими просветами.

Во время Французской революции 1789 года веер приобретает характер политической иллюстрации. На нем изображались портреты политических деятелей, эмблемы различных партий, наиболее важные события. Теперь он чаще бумажный или из дешевого шелка с печатным рисунком.

В последнее десятилетие XVIII века модными становятся ридикюли, которые ненадолго вытеснили веера.

Об истории веера в нашей стране от допетровского времени известно немного. Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. При аресте Василия Голицына в описи его имущества числилось "опахало атлас алый, рукоять деревянная". С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства. Опытные кокетки знают, "сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность" ("Сатирический журнал" за 1790 год). Живой и образный веерный язык в России называли "маханием". Махаться - означало кокетничать. "Я знаю, что она глазеет на Таларикина. Я знаю, что у них великое махание; только мне кажется, что он в болванчики ей не годится" ("Именины госпожи Ворчалкиной". Сочинение императрицы Екатерины II. СПб., издание А. Маркса, 1893).

Излюбленным местом встреч московских и петербургских щеголей XVIII столетия были торговые ряды. Веер и тут необходим: на нем писали записочки: "Явись, суровая, явись хотя б в ряды, там учини конец моей любви".

Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.

Веера XVIII века есть в коллекции Останкинского музея. Возможно, они свидетели пышных шереметевских приемов, балов, маскарадов.

Кроме обычных вееров существовали театральные и каминные опахала. Театральным опахалом с плоским экраном и деревянной ручкой пользовались и зрители и актеры. Для первых это были своего рода сувениры. На одной стороне экрана изображались сцены из спектакля, на другой - отрывки из пьес, арии или программы представлений. Актеры использовали опахала по прямому назначению, но часто на них писали трудно запоминаемые тексты. Несколько таких опахал, принадлежавших графам Шереметевым, передал в дар Останкинскому музею В. П. Шереметев, праправнук актрисы - графини П. И. Жемчуговой-Шереметевой.

В России в домах и дворцах каминные опахала служили сидящим у камина защитой от жара, для навевания прохлады. По дворцовой описи 1785 года, были они бумажные, на живописный манер печатные "с ручкою деревянной, у сей ручки половина вызолочена". Каминные опахала имелись и в Останкинском дворце.

В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.

Демократические идеи в искусстве середины XIX века оказали влияние на оформление веера. Взамен сентиментальных сцен в веерной живописи появляются жанровые сцены из жизни народа.

XIX век практически ничего нового в веерное искусство не принес. Веер утратил то значение, какое он имел в XVIII столетии. Для его изготовления вместо черепахи и кости начали применять новый в то время материал - целлюлозу, что удешевило стоимость изделия. Теперь веер не имел ни художественной, ни ювелирной ценности. При нужде в деньгах его нельзя было заложить в банк. Зато стало модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и даже гербы.

Веера стиля модерн (конец XIX - начало ХХ века) отличались необычайной фантазией, вкусом, изяществом. Делали их из страусовых перьев, с перламутровым или черепаховым остовом. По существу, это была лебединая песня веера. Прошли те времена, когда им выражали чувства, когда его воспевали поэты. Как, например, Г. Державин в стихотворении "Веер":

Когда б владел я целым
светом,
Хотел бы веером сим
быть:
Всех прохлаждал бы я
зефиром
И был бы всей вселенной
щит.

Н. МУЛЛЕР, художник.

Словарик


Болванчик - этим словом в старину иронично называли мужа.

Eventail - в переводе с французского "веер", происходит от "event", что означает "свежий воздух".

Лал -драгоценный камень, рубин, яхонт.

Мандарин - (португ. mandarim, от санскр. мантрин - советник) португальское название чиновников феодального Китая.

Червчатый - багряный, багровый, ярко-малиновый.

Яхонт - старинное название рубина и сапфира.

Древнее опахало самого простого фасона представляло собой рукоятку с прикрепленным листом растения (1). Опахало из павлиньих перьев, как на рисунке с этрусской вазы (2).
В средние века в Испании и Италии распространенным было опахало в форме флажка на длинной ручке (3). Итальянский складной веер XVI века (4).
Веер русской работы "Триумф императрицы Анны Иоанновны". 1730-1740-е годы. Государственный Эрмитаж.
Поль Гоген. Девушка с веером. 1902 год. Музей Фолькванг (г. Эссен, Германия).
Огюст Ренуар. Девушка с веером. 1881 год. Государственный Эрмитаж.
Веер пергаментный "Туалет дамы". Роспись акварелью; остов перламутровый, резной, с золоченой фольгой. Западная Европа, 1760-е годы. Государственный Эрмитаж
Веер бумажный с изображением сельских сцен. Роспись гуашью; остов из слоновой кости, резной. Голландия (?), 1770-е годы. Государственный Эрмитаж
Веер шелковый с изображением галантных сцен. Роспись гуашью; шитье блестками; остов черепаховый с инкрустацией золоченой фольгой; ребра из слоновой кости. Испания, 1790-е годы. Государственный Эрмитаж.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки