ВИВАТ, КАРАОКЕ!

А. ЧЕРНИКОВ.

Каждый день мы достаем из холодильника французский "майонез", управляя автомобилем, крутим голландский "руль", играя в карты, ищем в колоде английский "джокер". И это далеко не все.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Кроме европейских в русском языке "прижились" и некоторые японские слова: суши, камикадзе, икебана. Появившееся относительно недавно слово "караоке" тоже прочно вошло в нашу жизнь.

Потому ли, что нынче модно стало петь или же по другим причинам, но, наверное, не найдется в нашей стране человека, не слышавшего о караоке. Что это за устройство, которое обеспечивает нам возможность петь "со всеми удобствами"? Попробуем разобраться.

Что такое караоке?

"Караоке" - это аббревиатуры японских слов, перевести которые можно приблизительно так: "карппо" - пустота, "окестура" - оркестр. Получается - "пустой оркестр".

Если же, не залезая в дебри японского языка, называть вещи проще, то караоке следует описывать, как пение под фонограмму, которая к тому же сопровождается на экране текстом песни с ритмичной подсветкой слов в такт музыке (рис. 1).

Для караоке годятся телевизор, видеопроигрыватель, музыкальный центр и компьютер, то есть устройства, обладающие способностью воспроизводить звуки и по возможности текстовую информацию (рис. 2-4). Кроме того, необходим микрофон или - еще лучше - радиомикрофон (рис. 5). Фонограммы музыкальных номеров записаны на специальных кассетах-картриджах.

Пользоваться функцией караоке очень просто. Для этого не требуется каких-либо технических навыков: вы всего лишь вставляете компакт-диск с фонограммами в соответствующее электронное устройство, выбираете интересующую вас песню и, взяв в руки микрофон, начинаете петь под фонограмму.

При этом вовсе не обязательно обладать выдающимися вокальными данными, надо лишь чувствовать ритм, то есть попадать в такт мелодии. После того как вы закончите петь, система может оценить исполнение по стобалльной системе.

ОБ ИСТОКАХ

Большинство из нас считают, что караоке - это японское изобретение, недавно пришедшее в Россию и успевшее покорить сердца многих наших соотечественников. (Действительно, теперь каждый может спеть для компании друзей. Хотя и для домоседов, избегающих любого общества, восточная забава хороша.)

Между тем существует и иная точка зрения, согласно которой пение под фонограмму придумали вовсе не японцы. Они лишь изобрели название для самодеятельного пения под музыку, а весь мир позаимствовал его у жителей Страны восходящего солнца за неимением собственного термина.

В подтверждение этой версии существует ряд небезынтересных фактов. Оказывается, еще 70 лет назад простые советские люди были близко знакомы с тем, что позднее получило название "караоке". Дело в том, что в середине тридцатых годов ХХ века, когда грамзапись стала более-менее массовым явлением, в СССР довольно значительными тиражами начали выпускать фонограммы известных песен и вальсов, популярных в царской России.

Поскольку новых, советских текстов для них не было, то определенные категории "несознательных" граждан напевали под музыку, "сублимируя" тоску по буржуазному прошлому. Ну, чем не караоке?

Издание "пластинок для пения" предпринималось и в других странах. Так, издававшиеся в Америке фокстроты "озвучивались" только наполовину - нередко вокальная партия начиналась уже на последней минуте записи.

Огромный опыт в этом деле имела и гитлеровская Германия: на пластинках с нацистскими маршами, поднимающими арийский боевой дух, очень часто присутствовали специальные "немые" проигрыши. Делали это следующим образом: записывали на пластинку мелодию популярного марша в исполнении высокопрофессионального большого оркестра, а когда наступало время исполнять припев, к оркестру подключался и хор. Человек под эту пластинку не просто пел, правильнее сказать, он запевал, он солировал, а десятки слаженных голосов как бы подхватывали его песню в нужный момент. Какое единство нации! Эмоциональный и воспитательный эффект такого нехитрого и в то же время действенного приема трудно переоценить.

СОВРЕМЕННОЕ КАРАОКЕ

Но караоке в его современном виде создали все же японцы. Когда житель Страны восходящего солнца Дайсуке Инуе в 70-е годы XX века был ударником в состоявшей из таких же, как он, юнцов музыкальной группе, то, разумеется, не представлял, какое изобретение мирового значения ему предстоит сделать. Более того, придумав в 1971 году машину, позволяющую исполнять под электронную музыку самые разные песни, Инуе посчитал ее забавной игрушкой и даже не озаботился запатентовать ее.

Дайсуке Инуе собирался использовать караоке специально для выступлений своей группы на частных вечеринках, где подвыпившие гости часто желали самостоятельно исполнить ту или иную популярную композицию. Примитивное караоке позволяло музыкантам в это время передохнуть, а не мучиться, пытаясь попасть в такт нетрезвым самодеятельным певцам.

Увидев, что новшество имеет определенный успех и постепенно приобретает популярность, музыканты основали компанию "Крещендо" и принялись торговать простенькими караоке по цене сто йен (меньше доллара) за штуку. Через три года такие устройства стали настолько популярными, что этой, по счастью, незапатентованной идеей воспользовались крупные компании и принялись выпускать свои собственные машины. Начался настоящий бум караоке.

Маленькая компания "Крещендо" пыталась бороться с промышленными гигантами, но в 1980-х годах, когда появились лазерные диски, Инуе и его товарищи поняли, что проиграли.

Ныне 62-летний японец владеет офисом в пригороде города Осака. Там этот хипповатого вида (с длинными волосами, собранными в "хвостик") предприниматель торгует другим своим изобретением: средством для уничтожения тараканов в электронной технике, поскольку, как установил Инуе, в 80 процентах случаев домашняя электроника ломается именно потому, что в ней поселяются эти неприятные насекомые.

Нельзя сказать, что мир совсем не оценил изобретательного японца: американский журнал "Тайм" даже назвал его однажды в числе наиболее влиятельных людей Азии наряду с Махатмой Ганди и Мао Цзедуном. Но дальше этого дело не пошло. Дайсуке Инуе относится к своему несостоявшемуся триумфу и упущенному несметному богатству философски. Кстати, о караоке он отзывается весьма прохладно. Говорит, что спел под караоке всего четыре или пять раз в жизни.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что караоке - находка в ситуации, когда очень хочется петь. И петь может кто, когда и как угодно, даже если не умеет. Жаль, что никто не подумал подсчитать, сколько россиян обнаружили у себя вокальный талант с приходом на нашу землю этой забавы и сколько, безусловно, еще обнаружат.

Особым подарком стало караоке для тех, кто не просто любит петь, а когда-то мечтал стать великим певцом, но в силу природной стеснительности, нехватки вокальных данных или других обстоятельств не смог. А тут - и фонограммы любимых песен, и зрители-слушатели, да еще и текст на экране выводится - пой, не хочу. В общем, дело популярное, известное, а если учесть, что петь мы любили всегда (помните, "нам песня строить и жить помогает"), то даже полезное. Так что отбросим комплексы и… споем. Виват, караоке!

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки