Письма без марок
Юрий Фролов
Почтовые марки появились много позже, чем почта. Отправители просто находили людей, едущих в нужный город, и просили их за некоторую плату передать нужное послание.
Почтовые марки появились много позже, чем почта. Отправители просто находили людей, едущих в нужный город, и просили их за некоторую плату передать нужное послание. Уже после организации правильного почтового сообщения долго обходились тоже без марок, просто отправитель платил приёмщику письма или получатель платил за письмо почтальону. Так что когда с мая 1840 года в Англии ввели первую почтовую марку, наклеиваемую на конверт, это сильно облегчило переписку. Хотя нечто подобное предлагалось и испытывалось на два века раньше во Франции.
В Англии члены палаты общин ещё в 1735 году добились для себя права на бесплатные почтовые отправления (до этого за почту не платил только король и его приближённые). Уже к 1763 году стоимость бесплатных писем депутатов составила 170 000 фунтов стерлингов — деньги огромные для того времени. Но это не значит, что так сильно увеличилась их деловая переписка. Во-первых, члены парламента, пользуясь законом, отправляли по государственной почтовой системе буквально всё, вплоть до коров, лошадей и карет, в том числе в другие страны. Лишь бы адресатом был англичанин, там живущий. Во-вторых, нашлись сообразительные люди, которым очень не хотелось платить за почту, и они стали подделывать на конверте подпись кого-нибудь из членов парламента. А их была не одна сотня, и не стоило опасаться, что почтмейстер будет знать подпись каждого или найдёт время сверять каракули на конвертах с утверждёнными автографами. Пытаясь найти выход из трудного положения, с 1764 года почта стала требовать, чтобы отправляли только бумаги, а не коров, и чтобы на конверте бесплатного послания кроме подписи отправителя стояла дата. Все такие письма с одной датой поступали на парламентское почтовое отделение вместе, скопом и в тот самый день, когда были написаны. И не откуда-то, а только из парламента. Это сразу уменьшило госрасходы на почту парламентариев до 80 000 фунтов в год...
Продолжение статьи читайте в номере журнала