Автомобили выходят из моды?
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «New Scientist», «Nature» и «The Economist» (Великобритания), «Aviation Week and Space Technologies», «IEEE Spectrum», «One Earth», «Science» (США), «Animals» (Швейцария).
Не столь много можно вспомнить нововведений конца XIX — начала ХХ века, которые бы так повлияли на повседневную жизнь, как появление автомобиля.
В промышленно развитых странах получение молодым человеком водительских прав является практически обязательным свидетельством о совершеннолетии. Средний американский водитель в 2022 году проделал 23 000 км, то есть более половины длины экватора, а вот француз — почти вдвое меньше. В 1997 году 43% шестнадцатилетних американцев уже имели права. Но в 2020 году (соответствующих более поздних цифр пока нет) эта доля упала до 25%. Что касается граждан США в возрасте 20—24 лет, только один из двенадцати не владел правами в 1983 году, а на 2020 год таких было 20%. Доля водителей среди населения моложе 40 лет снизилась и продолжает падать. Но и обладатели автомобильных прав ездят всё меньше: с 1990 по 2017 год дистанция пробега молодыми водителями уменьшилась на 35%, а среди тех, кому от 20 до 34 лет, — на 18%. Средний пробег растёт за счёт тех, кому за 40, и особенно за счёт пенсионеров. Они принадлежат к поколению, с детства выросшему в автомобиле, и не откажутся от него до глубокой старости.
Те же тенденции обнаруживаются и в Европе. Так, в Великобритании стало почти вдвое меньше тинэйджеров, обладающих правами: за последние 20 лет их доля упала почти вдвое, с 41 до 21%. Автомобильный парк стран Европейского союза всё растёт, но с 2000 года средний пробег сократился более чем на 10%. Исключение — сравнительно новые члены этого сообщества, например, Польша, Румыния, Венгрия и бывшие республики СССР. Соответствующие изменения особенно заметны в больших городах Западной Европы. Так, среднее количество поездок парижанина за год упало ниже уровня 70-х годов прошлого века...
Продолжение статьи читайте в номере журнала