НА МОТОРНОМ КАТАМАРАНЕ ПО ВОДЕ И ПО СУШЕ
Ю. МАКАРОВ
Катер-катамаран "И-2" - не первое многоцелевое судно, созданное в КБ "Термоплан". Его предшественник - катер-аэросани "И-1" (см. "Наука и жизнь" № 2, 1999 г.). Новая модель выгодно отличается от предыдущей не только оригинальными конструкторскими решениями, выполненными на высоком научно-технологическом уровне, но и более привлекательными техническими характеристиками: длина - 6,1 м, ширина - 4,45 м, высота - 2,65 м, длина каюты - 4,4 м, высота каюты - 1,7 м, площадь каюты - 12 м2, число посадочных мест - 12 (включая рулевого), вес с двигателем - 490 кг, крейсерская скорость - 40 км/ч, максимальная скорость - 55 км/ч.
Напомним, что в конструкции классического катамарана обязательно присутствует такой элемент, как жесткий и прочный мост, соединяющий два корпуса-поплавка. Как правило, на больших катамаранах мост делают "обитаемым", а это усложняет конструкцию судна, увеличивает его вес и, как следствие, удорожает производство. Разработчики "И-2" нашли оригинальное и в то же время очень простое решение, благодаря которому строительство моста с комфортабельным корпусом-каютой минимально увеличило как вес, так и стоимость катамарана. Для постройки обитаемой каюты они воспользовались готовой технологической оснасткой: из элементов конструкции наружной обшивки термоплана выклеили легкие трехслойные сферические панели диаметром 4,5 м. При сравнительно малом весе они обладают достаточно большой жесткостью и прочностью, кроме того, эти панели хорошо отделаны: их внешняя поверхность полированная. Конструкторы соединили сферические панели кромками, как два блюдца, между ними расположили круговой иллюминатор для панорамного обзора, стыки скрепили и уплотнили герметичным швом. В результате получился легкий, но очень прочный несущий корпус с большим внутренним объемом высотой 1,7 м.
И все же мост - всего лишь связующее звено, а главное в катамаране - поплавки. Они должны обладать хорошей гидродинамикой, быть легкими, прочными, иметь достаточную мореходность и остойчивость. Сделать их быстро без технологической оснастки и при малых средствах почти нереально, но конструкторы предложили еще одно оригинальное устройство (позже оно было защищено двумя авторскими свидетельствами), использование которого быстро решило эту проблему. Снизу под купольным днищем корпуса они установили два полых обтекаемых пилона-стойки из стеклопластиковых панелей с заполнителем, причем расположили их не по бортам корпуса, а сдвинули к центру. Это, во-первых, увеличило жесткость всего корпуса и, во-вторых, позволило более равномерно распределить статическую нагрузку по длине и ширине моста. В результате нижняя палуба стала выдерживать распределенную нагрузку больше тонны. Да и динамическая нагрузка от поплавков стала более равномерной, поскольку вертикальные пилоны-стойки воспринимают ее всей площадью.
И еще одно новшество использовали конструкторы "И-2". Впервые они установили на моторном катамаране стандартные пневматические поплавки - "бананы" (многие наверняка катались на таких надувных плавсредствах, отдыхая на морском побережье). "Бананы" прикрепили к основаниям пилонов капроновыми шнурами (для более плотного соединения нижняя поверхность основания пилонов и верхняя поверхность "бананов" имеют одинаковый профиль). Надувные поплавки сделали 12-местный катамаран очень легким: без двигателя он весит всего 370 кг. Но самое главное преимущество пневматических поплавков состоит в том, что они хорошо амортизируют удары катера о воду даже при волнении 3 балла, благодаря чему пассажиры чувствуют себя комфортно при любой погоде. В его красивом и удобном салоне размещаются семь уютных мягких кресел (вариант "люкс") или 12 пассажирских сидений (туристический вариант).
Пассажиры попадают в каюту через центральный входной люк на куполе каюты, к которому ведут два трапа. Кроме того, снаружи на куполе установлены два выпуклых прозрачных откидывающихся блистера (иллюминатора), их можно использовать при аварийном покидании катера. А по окружности над круговым панорамным иллюминатором расположены иллюминаторы эллипсовидной формы. Есть также три прозрачных прямоугольных люка для вентиляции.
На транце катамарана устанавливается любой подвесной лодочный мотор с дистанционным управлением мощностью до 60 л.с. Опытный образец "И-2" с подвесным мотором "Нептун" легко развивает скорость 40 км/ч.
Разработан и другой вариант катера-катамарана - с электроприводом. Эту идею предложил разработчикам конструктор из Швейцарии, глава фирмы "Интеграл-дизайн" Джорж Хаенгги. Если покрыть верхнюю палубу корпуса-моста и боковые поверхности пилонов пленочным фотоэлектрическим преобразователем солнечной энергии (солнечными батареями) и установить на транцевой плите дополнительную солнечную панель размером 4х2 м (габариты катера это позволяют), то общая площадь батарей составит 16 м2. В дневное время в средней полосе, даже если день не очень солнечный, от них можно получить до 2 кВт электроэнергии. С 10-киловаттным электродвигателем скорость хода катамарана составит 20 км/ч. Причем часть электроэнергии солнечных батарей можно использовать для включения холодильника, телевизора, электроплиты, вентиляторов и другой бытовой техники. В этом варианте "И-2" представляет собой экологически чистый, малошумный , достаточно скоростной катер-катамаран на электрической тяге, обладающий всеми преимуществами электротранспорта.
Помимо описанной базовой модели "И-2" с подвесным лодочным мотором и варианта катера-катамарана с электроприводом конструкторы предусмотрели несколько дополнительных модификаций нового судна.
Аэроглиссер и аэроглиссер-амфибия "И-2" в отличие от базового варианта, на котором установлен бензиновый лодочный мотор, снабжены поршневым двигателем "Rotax" (Канада) мощностью 64 л.с. с толкающим воздушным винтом. Если установить на пневматические поплавки стеклопластиковые жесткие полозья, то глиссер можно использовать как сухопутный вид транспорта. Полозья пришнуровываются к поплавкам по периметру капроновыми шнурами. Для снижения трения при движении по мелководью, болотам, песку или снегу полозья покрывают фторопластом либо прочным полиэтиленом. Оснащенный таким образом "И-2" можно эксплуатировать круглый год. МЧС, например, предполагает использовать его как транспорт для спасения людей в пору весенних паводков и во время столь часто случающихся в последнее время наводнений. Размеры аэроглиссера позволяют доставлять его к месту назначения по железной дороге, автомобильным или воздушным транспортом.
Скоростной глиссер-катамаран "И-2" с подвесным двигателем мощностью до 100 л.с. (у базовой модели 60-сильный мотор) - еще одна перспективная модель. Глиссер развивает скорость до 100 км/ч. Для облегчения движения на больших скоростях и обеспечения большей прочности на поплавки устанавливают V-образное днище из стеклопластика с поперечным уступом - реданом.
На скоростной глиссер-катамаран можно поставить и подвесной водометный движитель поплавкового типа мощностью до 100 л.с. Его пристыковывают к транцевой плите с помощью струбцин и шарнирной штанговой подвески. Скорость хода "И-2" в этом варианте тоже около 100 км/ч. Выдерживать столь большие скоростные нагрузки помогает подъемная сила, возникающая благодаря большой площади несущего моста (12,5 м2), за счет которой происходит аэродинамическая разгрузка судна.
Последняя модификация "И-2" предусматривает максимальную аэродинамическую разгрузку катамарана. Его конструкция дополнена несущей поверхностью в виде крыла и двухкилевым хвостовым оперением со стабилизатором и рулем высоты. В этом варианте на "И-2" устанавливают двигатель "Rotax" мощностью 92 л.с. с толкающим воздушным винтом.
Конструкторы создали многоцелевое скоростное судно, удобное не только для туристических водных прогулок, путешествий и экскурсий. Им заинтересовались специалисты многих ведомств и у нас в стране, и за рубежом. Все ждут серийного выпуска "И-2", который, как утверждают разработчики, будет стоить почти вдвое дешевле катера с аналогичными техническими характеристиками.
Фото Ю. Егорова.
Читайте в любое время