КУЛОН С ЗОЛОТОЙ ВЫШИВКОЙ
В. ШАПОВАЛОВА, мастер и педагог золотного и лицевого шитья, лауреат второй и третьей Всероссийской выставки "Вышитая картина".
Для работы понадобятся: лайковая черная кожа, льняное полотно, 18 мелких речных жемчужин, 3 коралла удлиненной формы, 9 мелких бисерин цвета спелой вишни, золотные нитки и золотая канитель, отечественный шелк № 65 золотистого цвета, иголки (обычная тонкая и с большим ушком), подрамник размером 20 x 20 см, канцелярские кнопки, кусочек воска, клей ПВА, струбцина, калька, маленький кусочек плотного тонкого картона, булавки, металлическая петелька.
Натяните льняное полотно на подрамник как можно туже. Для этого приколите ткань кнопками к торцам подрамника в последовательности, обозначенной цифрами на рис. 1. Так же сильно и равномерно натягивая полотно, приколите кнопками его незакрепленные участки по всему периметру подрамника на расстоянии 2-3 см.
Закрепите подрамник струбциной к краю стола. Кожу, предназначенную для вышивания, сильно натягивая, приколите булавками к льняной ткани в той же последовательности, что и полотно, затем приметайте швом "назад иголка".
Переведите рисунок на кальку, положите ее на сукно или поролон, закрепите булавками и тонкой иглой проколите все контуры шагом 1-2 мм. Такой рисунок, состоящий из мелких дырочек, называется сколком. Тонкие веточки-усики можно не переводить, а вышить на глаз.
Перенесите рисунок с кальки на кожу с помощью припороха. Для этого приколите сколок к коже булавками и ватным тампоном с нанесенной на него зубной пастой аккуратно пройдитесь по всем контурам рисунка. Когда паста подсохнет, снимите сколок. На коже останутся мелкие белые точки, определяющие контуры будущей вышивки.
Через копирку переведите на картон четыре объемные веточки. Вырежьте их, срезая карандашную линию (ее место в процессе вышивания займет золотная нить), приклейте клеем ПВА на кожу и прикрепите шелковой вощеной нитью в одно сложение, как показано на рис. 2. Чтобы навощить нить, несколько раз проведите по всей ее длине кусочком воска. От вощения нить становится крепче, не скручивается и не перетирается во время работы.
Вышивка золотом по картону (карте) - одна из самых сложных. Золотную нить намотайте на специальную витейку (как ее сделать, рассказано в журнале "Наука и жизнь" № 2, 2001 г.) и укладывайте параллельными рядами поверх картона, всякий раз прикрепляя к коже шелковой вощеной нитью в два сложения (на рис. 3 в точках А и Б показано, как делать прикрепы). Шелковая (рабочая) нить должна выходить с изнанки слегка из-под картона и уходить на изнанку тоже чуть под картон. При этом золотная нить немного утягивается рабочей нитью под край картона, так что прикрепляющий стежок даже не заметен. Чтобы стежки золотной нити ложились плотно, без зазоров, конец иглы с рабочей нитью при прокалывании ткани или кожи с лицевой стороны всегда должен быть направлен в сторону уже вышитого участка под углом 45 градусов и располагаться максимально близко к предыдущему стежку, а в некоторых случаях даже слегка уходить под него (особенно, когда контур сужается). Такой шов называется литым.
Так как две верхние объемные веточки в нашем рисунке имеют закругленную форму, их вышивают, делая дополнительные проколы шилом или иглой в местах закругления картона. Благодаря образовавшимся дырочкам золотную нить закрепляют в виде вытачки (рис. 4), уводя рабочую нить на глубину ткани, чтобы спрятать стежок-прикреп.
Выполнив шитье по картону, проложите центральную веточку тонким золотым шнуром (как правильно его сплести, см. журнал "Наука и жизнь" № 2, 2001 г.). Прикрепляйте шнур рабочей вощеной нитью в одно сложение косыми стежками строго по виткам (рис. 5).
Уберите все концы золотных нитей на изнанку работы. Для этого вденьте в штопальную иглу с большим ушком прочную нить в два сложения. В образовавшуюся петлю пропустите конец золотной нити (рис. 6а) и уведите ее на изнанку (рис. 6б).
Пришейте по размеченным точкам кораллы, жемчужины и бисерины. Обвейте их канителью (равной по длине диаметру камешков) следующим образом: иглу с рабочей нитью выведите с изнаночной стороны на лицевую, нанижите канитель, проложите ее вокруг камешка и уведите иглу на изнанку в ту же дырочку (рис. 7а, 7б). Закрепите канитель с противоположной стороны камешка одним стежком рабочей нити (рис. 7в).
Проложите тонкие веточки в одну золотную нить, прикрепляя их к ткани рабочей нитью в одно сложение (рис. 8) и уводя концы золотной нити на изнанку штопальной иглой.
Готовую работу с изнаночной стороны смажьте клеем ПВА прямо по ткани, дайте просохнуть и снимите с подрамника. Льняной основе вышивки придайте ножницами точную форму кулона, а кожу вырежьте размером побольше, с учетом припусков на подгиб примерно в 7 мм.
К изнаночной стороне вышивки приклейте картон по форме кулона. Чтобы детали лучше склеились, на гладкой поверхности расстелите махровое полотенце, на него положите вышивку лицевой стороной вниз и прижмите ее прессом. Когда клей высохнет, загните края кожи на изнаночную сторону, аккуратно приклейте (рис. 9), не забыв вставить петельку для цепочки, и положите изделие еще раз под пресс. В завершение приклейте с изнанки кусочек кожи чуть меньшего размера, чем лицевая сторона, и в последний раз поместите кулон под пресс.
Читайте в любое время