КОНКУРС "РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ" ДАЕТ ПЛОДЫ. ПОЕДЕМ БЕЗ ОСТАНОВКИ
Инженер Е. Н. Малахов (мы уже знакомили читателей с его идеями - см. № 12, 2003 г.) в этот раз предлагает выпустить шины с двойными камерами.
По одному из вариантов двойная камера состоит из двух стандартных камер, размещенных одна в другой. Внутренняя камера закреплена вокруг оси стягивающей бандажной сеткой из резины. В случае прокола потребуется всего лишь накачать внутреннюю камеру (сетка при этом растянется).
Следующий вариант двухкамерной шины представлен на рис. 1. В позиции II (рабочее состояние камеры) воздух проходит через вентиль 2 по резиновой трубке 3, закрепленной в камере, и заполняет камеру А до определенного давления, после чего обратный клапан 4 открывается и камера Б заполняется воздухом. При проколе, после изъятия острого предмета, камеру Б заполняют воздухом через вентиль 1 - см. позицию IV.
Еще один вариант двухкамерной шины показан на рис. 2. Для приведения шины в рабочее состояние воздух накачивается через вентиль 2, заполняет камеру Д. После достижения определенного давления в ней воздух проходит через обратный клапан 3 (который крепится к резиновой трубке, соединяющей вентиль 2 и камеру Д) и заполняет камеру В. При проколе, после изъятия острого предмета, камера Г заполняется воздухом через вентиль 1. При этом несущая 5 и рабочая 6 мембраны "отклеиваются" одна от другой (рабочая мембрана имеет складки 7 - см. приложение к рис. 2; принимая необходимую форму, она выворачивается) и образуют камеру Г. Затем через клапан 4 воздух поступает в камеру В до восстановления целостности шины.
Евгений Николаевич выдвигает идею сделать камеру разъемной (рис. 3). Изготавливаться она должна из полимера - тонкого, прозрачного, мелкогофрированного материала, такого, чтобы камера могла хорошо имитировать все внутренние изгибания и смещения покрышки. Вопрос в том, где взять такой материал? Студент 2-го курса Ярославского технического университета Павел Курманов мечтает работать на Волжском автомобильном заводе. Он прислал проект малогабаритной "запаски" из складывающегося диска и сборной покрышки колеса (рис. 4). Складывающийся диск соответствует по размерам штатному и состоит из ободов 1 и 2. Обод 1 снабжен сквозным Г-образным пазом 3, на ободе 2 имеются отверстие 4 для закрепления пальца 5 и отверстие 6 для крепления диска к ступице колеса. Для сборки диска Г-образный паз 3 обода 1 необходимо совместить с отверстием 4 обода 2 и закрепить в нем палец 5, который свободно размещен в Г-образном пазу 3. Чем больше Г-образных пазов, тем надежнее конструкция.
Покрышка состоит из боковин 7 и 8, соединенных сплошными гофрами 9. На наружном диаметре выполнена коническая дорожка для установки клиновидного протектора 10, состоящего из одного или нескольких звеньев.
На собранный диск монтируется покрышка с камерой 11 без клиновидного протектора 10.
Для уменьшения габаритов "запаски" обод 2 поворачивают против часовой стрелки до совмещения пальца 5 с продольным пазом Г-образного паза 3 обода 1 и смещают в осевом направлении до упора (при этом гофры позволяют покрышке складываться). Количество гофр 9 определяет толщину покрышки.
Для приведения в рабочее состояние обод 2 смещают в обратном направлении и поворачивают по часовой стрелке до упора, на покрышку надевают клиновидный протектор 10, накачивают камеру 11, и "запаска" готова к использованию. Леонид Павлович Жилик из города Гродно (Республика Беларусь) считает, что Автопрому необходимо приступить к производству шин повышенной безопасности для легковых автомобилей, так сказать, на случай проблемных поездок. Колесо такой шины, по мнению автора, должно состоять из двух половин, между которыми зажат тонкий резиновый диск с шестью цилиндрическими капсулами, заполненными специальной жидкостью - клеем. При проколе камеры шина уплощается и внутренняя сторона протектора давит на клапаны капсул. При этом жидкость - специальный клей - выпрыскивается из капсул и затягивает место прокола, а ее пары заполняют камеру, частично заменяя воздух. Эта система полностью устраняет дальнейшую утечку воздуха, и автомобиль может продолжить движение до ближайшей мастерской на расстоянии до 150 км со скоростью до 80 км/ч.
К нам приходит очень много проектов - рассказать обо всех мы просто не в состоянии. Однако смеем уверить конкурсантов, все присланные в редакцию разработки рассматривает экспертный совет конкурса.
Напоминаем, еще не поздно принять участие в решении задач, предложенных в 3-й, 2-й и 1-й темах конкурса.
Желаем удачи!
Читайте в любое время