Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СТАРИННЫЕ МОДЫ ТАТАРИИ

Экспонаты Всесоюзной выставки самодеятельных художников СССР 1973 года. Женская одежда народов Поволжья. Работа художника А. Доброхотовой.

             Национальный состав Татарской автономной республики очень пестр. Помимо основного населения - татар, здесь живут русские и чуваши, мордва, удмурты, марийцы и прочие. Всего 44 национальности. Еще в двадцатые годы на городских и сельских ярмарках можно было совершенно безошибочно определить, какой национальности и из, какой деревни та или иная женщина, так различны были их головные уборы, расцветка, сюжеты и композиции - вышивки их одежды. Теперь эта одежда почти исчезла, она стала достоянием «бабушкиных сундуков», и музейных собраний.

     Восстановить колорит народного костюма решила художница из Казани Антонина Васильевна Доброхотова. Она создала куклы-манекены, которые демонстрируют костюмы народов, населяющих Татарскую республику. На нашей цветной вкладке представлена лишь часть из этой большой коллекции женская одежда татар (1), русских (2), чувашей (3), мордвы (4), удмуртов (5), марийцев (6), и на 1-й обложке журнала показан калмыкский костюм. Эти куклы были на республиканской выставке в Казани, затем в числе лучших экспонировались в Москве осенью 1973 года на Всероссийском смотре самодеятельных художников.

     Платье, которое надето на куклу, - не точное воспроизведение этнографического костюма. Дело в том, что внутри каждого народа, будь то мордва или татары, марийцы или удмурты, есть большое количество мелких этнических групп, которые различаются покроем костюма, характером вышивки. «Поэтому я ставила перед собой задачу дать обобщенное представление о народном костюме и показать, что отличает один народ от другого», - говорит художница. Действительно, в необычайно ярком одеянии женщин из Мордовии и Марийской республики, Чувашии и Удмуртии при схожести покроя (рубашка, фартук, головные повязки и нагрудные украшения), и вроде бы одной цветовой гамме все они сохраняют своеобразие за счет определенной последовательности цвета. Так, например, в марийской вышивке цвета располагаются так красный разной тональности для заполнения основного узора, черный или темно-синий для контуров, темно-зеленый и желтый для расцветки узора. В мордовской преобладает сочетание красного и черного, в удмуртской - желтого и зеленого.

     Работы А. В. Доброхотовой заслужили высокую оценку, они удостоены диплома выставки и в ближайшее время будут экспонироваться за границей.

     Тем, кто интересуется историей женского костюма народов Поволжья, предлагаем познакомиться со специальными исследованиями в этой области этнографов и историков.

ЛИТЕРАТУРА

     Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. Труды института этнографии АН СССР. Новая серия; т. X, М. 1951.

     Белицер В Н. Народная одежда мордвы. Серия «Народы мира. Восточная Европа», вып. 2. М. 1973.

     Воробьев Н. И.. Львов А. Н., Романов Н. Р._ Симонов А. Р. Чуваши. Чебоксары, 1956.

     Воробьев Н. И. Казанские татары. Казань, 1953.

     Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960.

     Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956.


 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки