Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЛЕНИН И ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ НАУКИ

Академик Б. Кедров

Записка В. И. Ленина А. Я. Бадаеву об обеспечении продовольствием ученых Петроградской группы ГОЭЛРО. 16 мая 1920.

      Великий Октябрь стал тем историческим рубежом, с которого началось второе рождение и Академии и всей отечественной науки. В трудные годы становления Советского государства Советское правительство и лично Владимир Ильич Ленин уделяли особое внимание Академии и развитию советской науки. Ленинский план вовлечения науки в строительство социализма открыл перед учеными перспективу осуществления высоких идеалов науки - идеалов служения народу.

     В ПРЕДДВЕРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

     Это было в апреле 1913 года. Тогда Ленин писал статью «Одна из великих побед техники» по поводу открытия английским химиком В. Рамсеем способа подземной газификации каменного угля. «Открытие Рамсея означает гигантскую техническую революцию в этой, едва ли не самой важной, отрасли производства капиталистических стран», - отмечал Ленин. Рассказав о сути открытия, он продолжал «Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния»

     За четыре с половиной года до Октябрьской революции Ленин тщательно и всесторонне анализирует, каковы будут социальные последствия применения этого открытия на практике при капитализме, и, какие они были бы при социализме. При капитализме это неизбежно породит массовую безработицу, громадный рост нищеты, ухудшение положения рабочих. А прибыль положат себе в карман магнаты капитализма и их приспешники.

     «При социализме применение способа Рамсея, «освобождая» труд миллионов горнорабочих, и т. д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то, и меньше. «Электрификация» всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы «домашних рабынь» от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне»

     Какое замечательное предвидение! Здесь у Ленина едва ли не в первый раз прозвучало слово «электрификация», которое станет после победы социалистической революции в России стержнем «второй программы партии», как назовет Ленин план ГОЭЛРО.

     Ленин все время говорит об открытии Рамсея. Но ему не было известно, что задолго до Рамсея идею и принцип подземной газификации каменного угля выдвинул наш великий соотечественник Д. И. Менделеев. Его главным призывом было крепить связь науки с промышленностью. Более молодое поколение русских ученых, объединенных в Петербургской Академии, наук, подхватило этот призыв и создало еще при царизме Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС).

     ВСЕ ЧУДЕСА НАУКИ И ТЕХНИКИ - НАРОДУ

     Прошло пять лет после написания Лениным пророческой статьи «Одна из великих побед техники». В России вот уже почти полгода, как утвердилась диктатура пролетариата и перед молодым Советским государством встал вопрос об организации социалистической экономики страны. Ленин отчетливо видел, что сделать это можно, лишь опираясь на строго научные основы. Выступая на III Всероссийском съезде Советов (январь 1918 г.), Ленин произнес знаменательные слова, которые стали программными и определили характер всей политики Советской власти и Коммунистической партии в отношении науки и техники, в отношении культуры вообще «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум, и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» (ПСС, т. 35, стр. 289).

     Но, чтобы решать такого рода задачи, необходимо привлечь на свою сторону, на сторону молодой рабоче-крестьянской власти, научную и техническую интеллигенцию. Говоря о Ленине, известный историк М. Н. Покровский вспоминал «Величайший марксист нашего времени понимал, конечно, всю безмерную политическую ограниченность буржуазного «ученого сословия». Но. Ленин великолепно понимал, до чего ученые специалисты необходимы и долго будут нам необходимы.»

     По инициативе В. И. Ленина Наркомпрос начинает переговоры с Академией наук с целью привлечения научных сил России к разработке вопросов народного хозяйства (см. ПСС, т. 36, стр. 599). Первый управделами СНК В. Д. Бонч-Бруевич позже писал «Как только совершилась Октябрьская революция, встал вопрос о привлечении ученых и специалистов к творческому делу в области теории и практики. Владимир Ильич говорил о широком привлечении ученых к делу строительства нового государства, во все области научной, технической, производственной жизни страны. Прежде всего Владимир Ильич обратил внимание на ученых Академии наук»

     В. И. Ленин дал прямые директивы Наркомпросу относиться к академии бережно и осторожно, и лишь постепенно, не раня, ввести ее более прочно и органично в новое коммунистическое строительство. Об этом писал первый нарком просвещения А. В. Луначарский. Он вспоминал, как живо откликнулось руководство Академии наук на запрос о том, чем бы она могла помочь новому государству. Ответ гласил, что «она всегда готова по требованию жизни и государства на посильную научную и теоретическую разработку отдельных задач, выдвигаемых нуждами государственного строительства, являясь при этом организующим и привлекающим ученые силы страны центром» («Новый мир», 1925, № 10, стр. 109).

     Но одно дело - желание, а другое - возможность. Академия, привыкшая работать над отвлеченными проблемами и лишь начавшая в условиях первой мировой войны ставить вопросы поиска и использования естественных ресурсов страны, не могла, а точнее, еще не всегда умела сразу взяться вплотную за то, что нужно было Советскому государству, его экономике. Первые шаги в этом направлении ею уже делались. Секретарь Совета народных комиссаров Н. П. Горбунов вспоминал, что Академия наук «прислала в Совнарком длиннейший список намеченных ею отдельных работ, который, однако, не отвечал моменту и не удовлетворил Ленина». В апреле 1918 года несколько академиков во главе со своим непременным секретарем С. Ф. Ольденбургом привезли в Москву официальное постановление Академии наук, в котором академики предлагали свои знания Советскому правительству и выражали желание работать на пользу Родине. «Все академики сразу же были приняты Владимиром Ильичем, - вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич. - В оживленной беседе со всеми прибывшими Владимир Ильич обменивался мнениями о различных научных проблемах, практических работах, которые уже велись или намечались этими представителями науки, тут же наметили новые темы и практические шаги в деле осуществления новых научных достижений.

     Владимир Ильич был очень доволен, как этим постановлением, так и практическими предложениями академиков»

     12 апреля Ленин председательствует на заседании СНК, где в частности обсуждается вопрос о предложении Академии наук работать по изучению естественных богатств Советской России. Вскоре Ленин пишет статью «Очередные задачи Советской власти», в которой излагаются основы развертывания социалистического строительства и на первый план выдвигается задача быстрого экономического подъема страны.

     Одним из решающих условий для выполнения задуманного Ленин называет «образовательный и культурный подъем массы населения» (ПСС, т. 36, стр. 188). Это исключительно важное условие, без выполнения которого Ленин не мыслил себе построения социализма, а затем и коммунизма в нашей стране. «Без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, - подчеркивал Ленин, - переход к социализму невозможен, ибо социализм требует сознательного и массового движения вперед к высшей производительности труда.» (там же, стр. 178).

     В апреле того же года Ленин составляет «Набросок плана научно-технических работ». В нем он намечает широкую программу деятельности Академии наук для быстрейшего составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России. Наряду с проблемой рационального размещения промышленности России Ленин выдвигает в качестве важнейшей задачи то, о чем он пророчески писал еще в апреле 1913 года и о чем в 1920 - 1921 году заговорит вся Советская страна. Вот, как Ленин формулирует эту свою идею «Обращение особого внимания на электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию. Использование непервоклассных сортов топлива (торф, уголь худших сортов) для получения электрической энергии с наименьшими затратами на добычу и перевоз горючего. Водные силы и ветряные двигатели вообще и в применении к земледелию»

     Об этом ленинском наброске плана-наказа Г. М. Кржижановский писал «В то время еще никакой группировки научных работников вроде организованной гораздо позднее Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и в помине не было. А между тем стоит только перечитать строки этого наказа, чтобы видеть, что по существу здесь уже поставлены основные вехи грядущих фундаментальных работ, и, как много приходилось учиться работникам науки и техники у Ленина в области революционного преобразования всей нашей экономики и техники на основе общего гениального, научного, продуманного плана»

     Так уже с первых месяцев Советской власти Ленин нацеливал внимание и силы ученых, объединенных в Академию наук, на решение самых насущных задач построения нового общества и его экономики.

     ОБЪЕДИНИТЬ МАРКСИСТСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

     Естественно-технические и общественно-гуманитарные науки - две главные области науки. По-разному вставали перед победившим пролетариатом России задачи в отношении каждой из обеих этих областей. И те, и другие задачи сформулировал Ленин, организуя вместе со всем социалистическим государством и науку, как часть забот и деятельности этого нового государства. Тем самым Ленин впервые за всю историю человечества поднимал науку на уровень дела большой государственной важности.

     Если в отношении естественно-технических наук линию их развития при социализме Ленин определил своим «наказом», данным Академии наук, как назвал этот документ Г. М. Кржижановский, то в отношении общественно-гуманитарных наук необходимы были иные организационные формы и меры. Ведь речь шла о рождении совершенно нового центра развития марксистской мысли, даже тень которой отсутствовала до тех пор в Петербургской Академии наук. Без него нормальное развитие науки в Советской стране было бы просто невозможно.

     Итак, одновременно с поворотом старой Академии наук к практике социалистического строительства возник столь же неотложный вопрос о создании новой, «социалистической академии общественных наук». Рукой Ленина в мае 1918 года записаны основы, на которых должна быть учреждена эта академия «1) - во главу угла поставить издательское общество марксистского направления; 2) - привлечь в особенно большом числе заграничные марксистские силы; 3) - одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований» (ПСС, т. 36, стр. 372).

     «Кроме того, - как вспоминал М. Н. Покровский, - была высказана мысль, что, может быть, в составе марксистов, партийных и непартийных, могут оказаться крупные теоретические силы, не попавшие еще на учет. Так вот учет марксистских теоретических сил и был поставлен, как четвертый пункт задач будущего учреждения»

     Вскоре такая академия была создана, а в 1924 году ее переименовали в Коммунистическую академию.

     В мае 1918 года на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства Ленин отмечал, что «только социализм освободит науку от ее буржуазных пут, от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия. Только социализм даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния. Только социализм может осуществить это. И мы знаем, что он должен осуществить это и в понимании такой истины вся трудность марксизма и вся сила его» (ПСС, т. 36, стр. 381).

     Так сливались, по Ленину, воедино в решении коренных задач строительства социализма в нашей стране наука, представленная старой Академией наук и марксизм, представленный новой, социалистической академией общественных наук.

     ПЛАН ГОЭЛРО

     Еще летом 1918 года Владимир Ильич поддерживает проект организации двух первых научно-технических исследовательских советских учреждений - Нижегородской радиолаборатории, получившей теперь всемирное значение и Российского пищевого института.

     В тяжелые годы гражданской войны Ленина не покидала мысль о необходимости использовать науку и технику, доставшиеся в наследство от старого общества, привлечь к строительству социализма специалистов - ученых и инженеров. Большое внимание Ленин постоянно уделял этим вопросам.

     Еще не закончилась гражданская война, еще впереди были жестокие битвы с Врангелем и белополяками, но уже в начале 1920 года Ленин пишет письмо Г. М. Кржижановскому в связи со статьей последнего «Задачи электрификации промышленности», подготовленной для «Правды». Ленин подчеркивал, как важно дать такой государственный план сейчас, «чтобы наглядно, популярно для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой за работу-де, и в 10 - 20 лет мы Россию всю и промышленную, и земледельческую, сделаем электрической.»

     «Со строк этой записки Владимира Ильича, - добавляет от себя Г. М. Кржижановский, - ключом бьет несокрушимая энергия и вера в могучие творческие силы науки, если она будет подхвачена всей массой трудящихся»

     В докладе на I Всероссийском съезде трудовых казаков 1 марта 1920 года Ленин сообщил о комиссии ученых и техников для разработки плана электрификации, который должен стать программой экономического и культурного развития страны. Это, и был ставший впоследствии знаменитым план ГОЭЛРО, сама же комиссия была создана по инициативе Ленина 9 февраля 1920 года. Ленин сказал тогда, что план будет готов через два месяца и он даст возможность ясно представить себе, как в течение нескольких лет благодаря электрификации Россия будет восстановлена не по-старому, а по-новому, как она достигнет уровня той культуры, которая имеется, скажем, в Германии. «Мы знаем, - говорил Ленин, - что это дело нельзя сделать в год или в два». Он называет более длительный срок, на который рассчитана минимальная программа электрификации и еще более длительный, который потребует полная победа этой культурной промышленности.

     Здесь, проникая одна в другую и обусловливая друг друга, сочетаются две основные задачи естественно-техническая и социально-культурная, образовательная. Чтобы покрыть всю Россию сетью электрических проводов, надо высоко поднять общий культурный, образовательный уровень трудящихся масс. Это двуединая задача и название ей «электрификация страны». Это, и означает «союз науки и рабочих», это и означает, по Ленину, «идти в народ» (ПСС, т. 37, стр. 528).

     И в тот же день 1 марта 1920 года в другой речи Ленин произнес знаменательные слова «Сотрудничество представителей науки и рабочих,-только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.

     Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила» (ПСС, т. 40, стр. 189).

     В докладе о деятельности СНК на VIII Всероссийском съезде Советов 22 декабря 1920 года Ленин сказал, что, на его взгляд, представленный план ГОЭЛРО, - «это - наша вторая программа партии», это план «работ по воссозданию всего народного хозяйства и доведению его до современной техники. Без плана электрификации, - говорил Ленин, - мы перейти к действительному строительству не можем. Мы, говоря о восстановлении земледелия, промышленности и транспорта, об их гармоническом соединении, не можем не говорить о широком хозяйственном плане»

     Согласно Ленину, речь должна была идти о такой программе, которая в виде наброска встанет перед всей Россией, как великий хозяйственный план, рассчитанный не меньше чем на десять лет и показывающий, как перевести Россию на настоящую хозяйственную базу, необходимую для коммунизма, а хозяйство страны перевести на техническую базу современного крупного производства. «Такой базой является только электричество», - заключил Ленин.

     Отсюда вытекала программная ленинская формула «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны»

     «Иначе, - предупреждал Ленин, - страна остается мелкокрестьянской. Только тогда, когда страна будет электрифицирована, мы победим окончательно»

     Как видим, задачу электрификации всей страны Ленин рассматривал не только в технико-производственном, но, и в социальном разрезе. Поэтому ее решение ложилось не только на плечи техников-инженеров и ученых-естественников, но, и на плечи марксистов-обществоведов. Ее должны были решать обоюдными усилиями представители обеих областей науки -, и естественно-технических и марксистских общественных наук. А это означало, что уже сама по себе постановка таких грандиозных задач, как план ГОЭЛРО, предполагала организационное сплочение и взаимодействие всех научных сил страны, ведущее к образованию единой советской науки. Над предварительным планом электрификации страны «работали двести наших лучших научных и технических сил», - говорил Ленин на VIII съезде Советов.

     Но социальный аспект плана электрификации страны состоял не только в том, что таким путем хозяйственная база из мелкокрестьянской могла перейти в крупнопромышленную с вытекающими отсюда коренными сдвигами в социальной классовой структуре общества. Другая сторона того же социального аспекта была связана с тем, что электрификация выступала, как коренное преобразование/, которое охватывало буквально все стороны жизни общества, включая огромный культурный рост всех трудящихся масс, поднимая их до уровня высокоразвитых в интеллектуальном отношении людей социалистического общества. Без этого одна изолированно взятая электрификация, как чисто техническая мера была бы вообще невозможна. И Ленин со всей силой подчеркивал неразрывную связь задач электрификации с борьбой за просвещение и культуру. «Но нужно знать и помнить, - писал он, - что провести электрификацию нельзя, когда у нас есть безграмотные. Кроме грамоты нужны культурные, сознательные, образованные трудящиеся, нужно, чтобы большинство крестьян определенно представляло себе те задания, которые стоят перед нами. Эта программа партии должна стать основной книжкой, которая должна пойти во все школы. Надо добиться того, чтобы каждая фабрика, каждая электрическая станция превратилась в очаг просвещения.» (ПСС, т. 42, стр. 161).

     По замыслу Ленина, сам план ГОЭЛРО должен стать важнейшим инструментом культурного, духовного развития народа, мощного воздействия на его сознание. Н. К. Крупская вспоминала, что Ленин «хотел, чтобы по серьезному ставилось во всех учебных заведениях преподавание электрификации и набросал целый план этой работы». По этому поводу 24 декабря 1920 года Ленин пишет записку Г. М. Кржижановскому, составляет заметки об электрификации, связывая ее с общим подъемом культуры трудящихся. Формулируя главную задачу - «общий и единый план централизация внимания и сил народа», Ленин разъясняет - «подъем культуры (трудящихся)», а «не простая грамотность» (ПСС, т. 42, стр. 227).

     Спустя год с небольшим, в марте 1922 года, Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма», и почти одновременно с ней предисловие к книге И. И. Скворцова-Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства». Эту книгу Ленин рекомендует, как пособие для школ в связи с введением в них преподавания плана электрификации. «Чего нам больше всего не хватает для настоящей (а не чиновнически бездельной) работы по народному просвещению - это именно вот таких «пособий для школ» (для всех, обязательно всех школ вообще), как настоящее. Если бы все наши литераторы-марксисты вместо того, чтобы тратить свои силы на всем надоевшую газетную и журнальную политическую трескотню, засели за такие же пособия, как учебники по всем без изъятия общественным вопросам, тогда мы не переживали бы такого позора, что почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее, развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу» (ПСС, т. 45, стр. 51 - 52).

     Такой же точно мыслью завершается и ленинская статья «О значении воинствующего материализма». Эти ленинские программные указания направлены к тому, чтобы представители различных научных отраслей в конце концов через их взаимные контакты и союзы сплотились, пришли к единой советской науке, созданию ее общего центра. Таким центром, естественно, могла сделаться преображенная Академия наук СССР.

     Это произошло через 10 - 12 лет после смерти Ленина и произошло точно по тем планам, которые были предначертаны его гениальной рукой. Мы имеем в виду два события первостепенной значимости. Первое в 1934 году по решению Советского правительства Академия наук СССР, и ее руководящий орган - Президиум были переведены из Ленинграда в Москву с тем, чтобы максимально приблизить ее деятельность к решению крупнейших научных задач, имеющих решающее народнохозяйственное значение. Академия наук СССР непосредственно включилась в жизнь страны, представленная в ней наука была поднята на уровень государственного дела величайшей важности.

     И второе событие в 1936 году произошло слияние Коммунистической академии со всеми ее институтами, где разрабатывается марксистская общественная наука, с Академией наук СССР. В итоге Академия наук СССР стала в полной мере организационным центром единой советской науки.

     Огромные достижения науки в СССР в последующие десятилетия, отмеченные, в частности, на XXIV съезде КПСС, знаменуют собой дальнейшее движение штаба единой советской науки по пути строительства нового общества. Так, от ленинской статьи, написанной в апреле 1913 года, до славного 250-летнего юбилея Академии наук СССР протягивается единая линия, на которой, как вехи могут быть отмечены и электрификация страны, и прорыв человека в космос и многие другие замечательные дерзания советской науки и техники.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки