Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Как правильно назвать научную статью

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «The Conversation», «The Economist», «Nature», «Nature Food», «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Facets» (Канада), «American Scientist» (США)

Начиная писать научный труд, автор обычно надеется, что он привлечёт внимание коллег и повлияет на дальнейшее развитие его отрасли.

Ежедневно в научных журналах всего мира появляются тысячи статей. Начиная писать научный труд, автор обычно надеется, что он привлечёт внимание коллег и повлияет на дальнейшее развитие его отрасли. Один из немаловажных инструментов в этом случае — дать статье нестандартное, бросающееся в глаза название. Это делается в надежде увеличить её рейтинг, чтобы коллеги её прочли и включили в списки литературы к своим работам (ведь частота ссылок — важный показатель успешности и авторитетности). Иногда авторы прибегают в названии к юмору, каламбуру, игре слов.

Трое учёных из Великобритании решили проверить, насколько такой ход помогает популярности научной статьи: не исключено, что увидев заглавие с искрой юмора, коллеги пожмут плечами и решат, что публикация слишком легковесна, и даже читать не станут. А может быть — наоборот, захочется узнать, о чём речь, и статью прочтут, а при случае — и сошлются на неё. Результаты исследований опубликованы в канадском журнале «Facets».

Чтобы попытаться ответить на вопросы об эффективности шуток в научных публикациях, авторы составили список из 2439 названий статей по экологии и эволюции, вышедших в восьми журналах в 2000—2001 годах. Назначили комиссию из десяти человек для оценки юмора в каждом заглавии по семибалльной шкале от 0 до 6, причём заголовок считался смешным, даже если всего один член комиссии поставил ему хотя бы один ненулевой балл. Среди оценщиков были студенты, аспиранты и сотрудники университета Нью-Брансуика (Канада) в возрасте от 20 до 40 лет. Параллельно собрали сведения о том, насколько часто каждая статья цитировалась коллегами. Статистический анализ показал, что статьи с забавными заголовками цитируются немного чаще, чем аналогичные с серьёзными...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки