ЕГО ПЕСНИ СТАЛИ НАРОДНЫМИ
И. ВРУБЕЛЬ
Увидела афишу концерта, посвященного русскому композитору А. И. Дюбюку. Я впервые слышу это имя. Почему он неизвестен в широких кругах любителей музыки?
Е. Назарова (Москва).С творчеством этого музыканта и композитора знакомы даже те, кто никогда не слышал его имени. Александр Иванович Дюбюк - автор таких песен, как "Течет речка по песочку", "По-над Доном сад цветет", "Сарафанчик-расстеганчик", "Не брани меня, родная", и романсов "Птичка", "Кубок янтарный", "Приголубь меня, моя душечка" или, наконец, "Улица, улица, ты, брат, пьяна" и "Крамбамбули". Под его польки и мазурку танцевала вся Москва.
Сын маркиза-эмигранта Жана-Шарля дю Бюка де Бримо, бежавшего из революционной Франции и осевшего в начале XIX века в России, Александр Иванович Дюбюк родился в феврале 1812 года, накануне вторжения в Россию армии, возглавляемой мужем его двоюродной тетки - Наполеоном, а умер в конце декабря 1897 года, когда на русском престоле был последний царь Николай II.
Александр рано обнаружил музыкальную одаренность. Уже в 11 лет дает сольные концерты, играет фортепьянные пьесы в сопровождении оркестра, руководимого придворным капельмейстером Лоди. На одном из таких концертов к его отцу подошел статный мужчина лет сорока и сказал: "Я хотел бы взять его к себе". Это был величайший пианист своего времени, уроженец Ирландии Джон Фильд. Один из самых дорогих педагогов, он в течение шести лет занимался с Дюбюком бесплатно. А тот платил учителю большой привязанностью и впитал в себя не только музыкальные вкусы Фильда, но и гуманистические черты его характера, его ироничное остроумие. Из всех учеников Фильда, а среди них был и М. И. Глинка, Дюбюк оказался наиболее близким и точным его последователем.
В холерный 1830 год Дюбюк потерял отца и должен был заботиться о хлебе насущном для себя и оставшегося на его попечении младшего брата. Он не только концертирует, но и начинает давать уроки в богатых домах Москвы. Александр Иванович сходится с кружком писателей и артистов, сложившимся вокруг журнала "Москвитянин", и близкими друзьями музыканта становятся А. Н. Островский, А. А. Григорьев, А. Ф. Писемский. Он пишет оригинальные произведения или аранжирует народные песни, романсы, которые под гитару распевают в салонах. Его романсы вплетаются в постановки пьес А. Н. Островского, нередко их поют цыганские хоры. Часто эти произведения носят шутливый, иногда адресный характер. Немудрено, что со временем многие его творения потеряли авторство и бытуют как народные.
В середине XIX века популярность Дюбюка как сочинителя достигла апогея. Развивая идеи фортепьянной школы, заложенной Фильдом, он создает труд "Основы фортепьянной игры", выдержавший несколько изданий и являвшийся учебным пособием для нескольких поколений русских пианистов. Среди учеников Дюбюка были М. А. Балакирев, Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев.
При создании московской консерватории в 1866 году Н. Г. Рубинштейн пригласил А. И. Дюбюка в качестве профессора, воздав таким образом по заслугам фортепьянному мэтру. Но, проработав в консерватории шесть лет, Дюбюк оставил службу, так как не всегда соглашался с педагогическими установками ее руководства. Его уход из консерватории многие расценили как ссору с Н. Г. Рубинштейном. Но когда в прессе появились статьи, критикующие авторитарное правление Рубинштейна в консерватории, именно Дюбюк выступил в его защиту в газете "Московские ведомости".
Александр Иванович был трижды женат. Из его 16 детей до взрослого возраста дожили лишь шестеро. Старость он коротал в Москве, живя с младшей дочерью Марией, единственной, кто унаследовал музыкальные способности отца и стал музыкальным педагогом.
Скончался Дюбюк 27 декабря 1897 года. Похоронен был на Ваганьковском кладбище в Москве - к сожалению, могила его не сохранилась. Но наследие Александра Ивановича Дюбюка продолжает жить. Энтузиасты и исследователи русского романса Елена и Валерий Уколовы издали сборник, включающий более 100 романсов "великого романсеро", создали несколько радиопередач, в которых звучали романсы и песни Дюбюка. Его произведения включают в свой репертуар многие певцы. С романсом Дюбюка "Душечка" вышел победителем в конкурсе "Романсиада-97" Николай Басков. Цыганская часть романсов стала основой репертуара актера и певца Анатолия Титова. А тот концерт памяти музыканта, афишу которого видела автор письма, организовал певец Александр Пашкевич. Доцент музыкального института им. Гнесиных Нонна Толстых преподает фортепьянную технику по системе Дюбюка.
Историк московских некрополей Михаил Дмитриевич Артамонов нашел место, где была могила музыканта. Российский фонд культуры предполагает обозначить это место памятной стелой.
Читайте в любое время