НАМ "ПИШУТ" ИЗ РАННЕГО НЕОЛИТА

Ю. РЯЗАНЦЕВ. По материалам журнала "Bild der Wissenschaft" (Германия).

Под одним из холмов в Турции (в переводе на русский его название - "Пупочная гора"), где раскопки ведутся уже много лет, немецкие археологи нашли развалины большого каменного храма, поставленного тогда, когда, по общепринятым представлениям, люди умели строить в лучшем случае шалаши и хижины. В самом же храме ученые обнаружили ряды символов, которые можно считать первыми в мире надписями.

Одна из каменных Т-образных стел с рельефами и символами.
Раскопки обнажили круглый зал с каменными стелами и колоннами, что очень напоминает древние культовые сооружения.
Часть символов, использованных в храмовом комплексе Пупочной горы на юго-востоке Анатолии. С их помощью, как полагают исследователи, люди, населявшие эти места, могли передавать некую информацию.
Еще три стелы, сплошь покрытые изображениями символов и животных.

Специалисты Германского археологического института уже давно ведут раскопки холма Гёбекли-Тепе (Пупочная гора) на юго-востоке Анатолии. Когда в 1995 году сотрудник института Клаус Шмидт решил изучить кремнёвые орудия - аналогичные здесь прежде встречали другие археологи, - он действительно обнаружил необычайно много кремнёвых ножей, скребков, наконечников стрел, серпов. Рядом лежали кучи "сырья" - кремнёвых желваков и булыжников. Создавалось впечатление, что здесь работала крупная мастерская по изготовлению каменных орудий, явно нацеленная на удовлетворение потребностей не только местного населения. Шмидта удивило, что мастерская располагалась на вершине холма - сырье приходилось таскать наверх, а готовую продукцию спускать вниз.

Немного глубже кремнёвых орудий археолог обнаружил множество установленных вертикально Т-образных известняковых стел высотой по три метра с изображениями животных. И это-то представилось наиболее интересным. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, находящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. До сих пор считалось, что в те времена люди жили охотой и собирательством, еле успевая удовлетворять свои элементарные потребности в пище, - им было не до сооружения каменных произведений искусства и архитектуры.

Наняв рабочих из местных курдов, археологи освободили из недр три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный пол, стояли две пятиметровые каменные колонны весом по 50 тонн, еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из дикого камня.

Геомагнитное сканирование Пупочной горы показало, что в ней скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот.

Обнаруженное сооружение очень похоже на крупный культовый комплекс. Понять, какая религия здесь исповедовалась, сегодня, видимо, невозможно. Бесспорно лишь одно: уже в те времена, 11 500 лет назад, людей волновали не только нужды повседневной жизни, но они уже задумывались и о чем-то вечном, выражая свои мысли в произведениях искусства. Как все это противоречит тому, что было известно науке до сих пор! Считалось, что "примитивные" племена, жившие охотой и сбором съедобных даров природы, не знавшие даже керамики, не были способны на создание таких сооружений. Для строительства комплексов, подобных обнаруженному в Турции, необходимы хотя бы зачатки сложно устроенного общества. Так, значит, оно уже в каком-то виде существовало?

Примерно за 7500 лет до нашей эры люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Каменным храмом больше никто не пользовался. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет. Но его не забыли. Место продолжало быть, по-видимому, чем-то отмеченным в глазах местного населения, и изготовленные здесь, на вершине холма, каменные орудия считались особенно ценными.

Что же произошло, почему храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в те далекие времена засыпали? Шмидт пожимает плечами: возможно, за две тысячи лет изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей потеряли свое значение, возникли новые культовые формы.

В самом деле, примерно в то время или лет на 500 позже люди научились обжигать керамику и стали селиться главным образом на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они учились возделывать. Археологи находят в пластах этой эпохи свидетельства зарождения земледелия и скотоводства. Появляются глиняные фигурки божеств, часто с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении культа плодородия.

Историкам известно, что с зарождением керамики прежние места поселений человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных стали неинтересны новому человеку - земледельцу и гончару.

Но тот факт, что за семь тысяч лет до египетских пирамид, за две тысячи лет до перехода кочевников к оседлой жизни уже существовали крупные каменные культовые сооружения, потряс историков. И, словно этого мало, в Гёбекли-Тепе нашли нечто вроде системы письменности.

Клаус Шмидт, как всякий серьезный ученый, очень осторожен и не хочет делать сенсационных заявлений. "Это еще нельзя назвать письменностью, это доисторические иероглифы или, скажем осторожнее, пра-иероглифы", - поясняет он. Дело в том, что на каменных стелах и колоннах помимо реалистичных, легко узнаваемых изображений животных найдены абстрактные значки: буква Н и снова буква Н, но как бы поставленная боком, круг, полумесяц, миниатюрные фигурки лисы и овцы, волнистая решетка, голова быка или барана, ряд ползущих змей и другие. На многих камнях значки выстроены в строчки - определенно каменотес хотел что-то сказать этими строчками, и соплеменники его понимали.

Смысл этих надписей, как полагает Шмидт, еще долго останется неясным. Однако уже и сейчас понятно, что люди, построившие и посещавшие комплекс в Гёбекли-Тепе, обладали богатым запасом символов, с помощью которых могли, видимо, выражать достаточно сложные мысли.

В радиусе 150 километров от Гёбекли-Тепе при раскопках древних поселений находят камни с такими же символами. Тремя тысячами лет позже в сотне километров к югу от Гёбекли-Тепе жители поселения Саби-Абиад запечатывали кувшины и горшки со своими запасами и кладами печатями, имеющими значки из храмового комплекса. Особенно популярен был зигзагообразный знак, толкуемый археологами как шестиногий паук (вообще-то, пауки, как известно, имеют по восемь ног). Но встречаются также змеи, кабаны, быки и сороконожки.

Историки находят отражение этих символов и в письменности Урука, еще тремя тысячами лет позже. А некоторые специалисты видят и прямую связь скульптур и барельефов Гёбекли-Тепе с первой крупной скульптурой Египта - статуей бога Мин из IV тысячелетия до нашей эры. Клаус Шмидт считает, что это слишком смело: в паузе длиной в четыре тысячи лет нет ничего подобного, никаких промежуточных звеньев.

Но, возможно, ученые их еще найдут.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки