Заповедные новости. Ноябрь 2024 №11
В Байкальском заповеднике на одну орхидею стало больше — здесь нашли хаммарбию болотную.
В Даурском заповеднике подводят итоги учёта птиц на Торейских озёрах. Учёт птиц мог бы быть рутинным мероприятием, но здесь ему добавляет непредсказуемости поведение самих озёр: Барун-Торея и Зун-Торея. Эти два бессточных озера, соединённые протокой, — самые крупные в Забайкалье, их площадь может доходить до 860 км2. Оба озера то полностью высыхают, то заполняются водой, разливаясь среди сухих степей и солончаков. Периоды засухи нерегулярны и могут длиться много лет. Как раз в 2020 году долгий засушливый период закончился и Торейские озёра начали заполняться водой. Правда, потом осадков снова стало меньше, и Зун-Торей, не успев наполниться, снова высох. А вот Барун-Торей продолжил заполняться, хотя и медленно. В конце минувшего лета река Ульдза, питающая Барун-Торей, опять сильно поднялась — настолько, что вода из Баруна стала снова поступать в пересохший Зун.
Озёра Барун-Торей (слева) и Зун-Торей (справа), покрытые льдом в зимний период. Фото из космоса. Источник: Earth Science and Remote Sensing Unit, NASA Johnson Space Center, СС0.
Водоплавающие и околоводные птицы появились в большом количестве на Торейских озёрах практически сразу, как появилась вода. В этом году общая численность водоплавающих и околоводных птиц на Барун-Торее составила более 50 тысяч, среди которых было более восьми с половиной тысяч особей из двадцати краснокнижных видов. Часть этих птиц используют дельту Ульдзы как убежище во время линьки. Гуси, утки, некоторые журавли (даурские и др.) теряют в линьку практически одновременно большие полётные перья крыльев и хвоста. Соответственно, летать они не могут и на какое-то время становятся весьма уязвимы. Непроходимые плавни, высокие заросли тростника помогают им переждать опасное время. Первые даурские журавли стали снова гнездиться в дельте Ульдзы в 2023 году, а в 2024-м тут появились линные (временно потерявшие перья при линьке) особи, а также холостой молодняк, которому тоже нужно откармливаться в безопасных местах. Кроме 18 даурских журавлей, во время учётов было отмечено 82 серых журавля, не менее 30 чёрных журавлей и не менее 12 стерхов. Это явно лишь небольшая часть птиц, поскольку учитывали их, обследуя дельту по земле, а с земли здесь просто нельзя увидеть всё. Более или менее полный учёт журавлей возможен лишь с воздуха, что дорого и далеко не всегда возможно.
Гуси-сухоносы. Фото Олега Горошко/daurzapoved.com.
Из других линных птиц сотрудники заповедника отмечают краснокнижных гусей-сухоносов, здесь их насчитали более двух с половиной тысяч особей. Это рекорд, который тем более удивителен, что для линяющих сухоносов на Торейских озёрах условия пока не слишком подходящие — ещё недостаточно восстановились заросли их любимого кормового растения рдеста гребенчатого. Тем не менее гуси прилетели именно сюда; значит, лучших мест рядом просто не оказалось. Кроме линяющих птиц удалось увидеть десять семей сухоносов с потомством. Ещё одним сюрпризом оказался стремительный рост численности другого гуся из Красной книги — серого. На Торейских озёрах он был всегда достаточно редок, однако в нынешнем году было зарегистрировано три семьи с потомством и около тысячи холостых линяющих птиц.
Реликтовая чайка. Фото: Lonelyshrimp/Flickr.com/CC0.
Неожиданно много насчитали колпиц — необычных родственников ибисов с клювом, расширенным на конце, подобно ложке. Их оказалось целых 533 особи, хотя в предыдущие годы более 40 колпиц здесь не бывало. Другой рекордсмен — большой веретенник: если раньше на Тореях насчитывалось не более трёх сотен этих птиц, то сейчас насчитали уже 2400 особей. Отдельный интерес для орнитологов представляла реликтовая чайка, чрезвычайно редкий вид, у которого всего только шесть мест гнездования на планете — четыре в Китае и по одному в Казахстане и России. В России, как можно понять, это Торейские озёра, где в прошлом году, впервые после десятилетнего перерыва, эти птицы снова стали гнездиться. Однако в нынешнем году реликтовые чайки оказались без потомства — яйца и птенцы погибли по каким-то естественным причинам. Проблемы с размножением случились и у чеграв, под защитой которых обычно живут реликтовые чайки. Предположительно, чайки и чегравы пострадали от излишней многоводности — случился шторм, и большая волна накрыла гнёзда.
Уже несколько лет сотрудники Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН изучают один из крупнейших действующих стратовулканов Камчатки — Кроноцкий, находящийся на территории Кроноцкого заповедника. Стратовулканами, или слоистыми вулканами, называют вулканы конической формы, сложенные из множества затвердевших слоёв лавы, тефры и вулканического пепла. В этом году исследователи добрались до одного из труднодоступных южных ущелий вулкана, представляющего особый интерес, — предположительно где-то здесь во время геологической экспедиции 1968—1970 годов были найдены ксенолиты и огромные, до 15 см, кристаллы амфиболов.
Один из обнаруженных в вулканических породах амфиболов. Фото Наталии Горбач, старшего научного сотрудника Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН.
Ксенолитами называют чужеродные включения в горную породу; те из них, что встречаются в лаве, обычно представляют собой обломки стенок вулканического канала. Ксенолиты — важный источник информации о строении недр Земли: магматические расплавы выносят их к поверхности с такой глубины, которая недоступна для непосредственного изучения. Амфиболы — это группа минералов, которые в данном случае интересны тем, что они вообще нечасто встречаются в базальтовых лавах. Было неясно, где именно в ущелье тогда нашли ксенолиты и амфиболы, но сейчас находку удалось повторить: в вулканических бомбах и шлаках обнаружились ксенолиты глубинных пород, а среди кристаллов амфиболов были обломки, достигавшие 8 см (хотя средний их размер составлял от 2 до 5 см). Кроме этого южного ущелья, амфиболы с ксенолитами были обнаружены ещё в одном из кратеров на юго-западном склоне вулкана.
На склонах Кроноцкого вулкана. Фото Алексея Рогозин.
До недавнего времени о Кроноцком вулкане мало что знали с точки зрения состава и эволюции его горных пород и истории извержений. Новые данные помогут лучше понять магматические процессы на больших глубинах под ним.
В Байкальском заповеднике на одну орхидею стало больше — здесь нашли хаммарбию болотную. При слове «орхидея» мы обычно представляем что-то ярко-роскошное, но среди этих растений встречаются довольно скромные виды, и хаммарбия болотная — одна из таких. Найти её можно по заболоченным берегам озёр, на моховых сплавинах. Цветочки у неё мелкие, светло-зелёного цвета, а небольшие листья и вовсе не выходят из мхов, в которых она растёт. Чтобы её увидеть, нужно тщательно обследовать подходящие местообитания, когда она цветёт, то есть в июле — начале августа.
Цветущая хаммарбия болотная, Hammarbya paludosa (L.) O. Kuntze. Фото Натальи Гамовой/baikalzapovednik.ru.
Ареал у неё большой, но при этом она везде редкая. В России хаммарбия болотная включена в Красные книги во всех регионах, где известна, в том числе и в Бурятии — здесь её до сих пор встречали в пяти местах, заповедник стал шестым.
Нередко в заповедниках некоторые территории оставляют открытыми для туристов. Может показаться, что ничего заповедного на такой территории вскоре не будет: туристы пугают животных, оставляют мусор, загрязняют воду и т. д. Но вряд ли один, или два, или три туриста могут сильно навредить экологической обстановке. Нужно просто понять, сколько, например, туристов в день допустимо пускать на определённую территорию.
Бухта Астафьева. Фото: leopard-land.ru.
В Дальневосточном морском заповеднике суточную норму туристов выясняли для бухты Астафьева. Это чрезвычайно привлекательное место, где долгое время туризм был стихийным: в бухту пускали по билетам, но учёт туристов почти не вели. При этом берег бухты не застроен, а её акватория относится к особо охраняемой природной территории, природа здесь сохранена в первозданном виде. Два года назад в бухте запустили комплексный экологический мониторинг с целью оценить влияние туризма. Тогда оказалось, что бухта пребывает в хорошем состоянии, и тогда же было решено оставить её открытой для туристов, но пускать в неё не больше определённого числа людей в день. Лимит поначалу определили в 200 человек, потом постепенно подняли до 800 человек в день. Сейчас, после очередных экологических замеров, стало ясно, что бухта Астафьева вполне способна выдержать и 800 человек без особого ущерба. Химические и микробиологические показатели её воды остаются в пределах нормы даже в пик туристического сезона, а состояние флоры и фауны не вызывает опасений. В дальнейшем научный совет ФГБУ «Земля леопарда», управляющей организации Дальневосточного морского заповедника, должен решить, поднимать ли норму посещаемости или нет. Пример бухты Астафьева говорит о том, что на некоторых территориях вполне можно примирить заповедность с туризмом. Выгода здесь обоюдная: туристы лучше узнают мир, в котором живут, а заповедник получает дополнительный доход.
По материалам пресс-служб особо охраняемых природных территорий.
Читайте в любое время