А ТАКЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА…
Научный журнал "Сайенс" рассказал о необычном эксперименте, проведенном в Лондонском физическом институте по случаю объявления 2005 года "годом Эйнштейна".
Опыт проводился в свето- и звукоизолированной камере объемом 1,5.104 кубических метров с возвышением у передней стенки и углублением перед этим возвышением. Возвышение освещалось светом с длинами волн от 3000 до 7600 ангстрем. В углублении размещался комплекс пневматических и механических вибраторов, производивших последовательность звуков, разработанную Францем Легаром в 1905 году, то есть в тот самый год, когда Эйнштейн создал теорию относительности. Одновременно на возвышении группа из танцоров - 11 женщин и 11 мужчин - выполняла движения, разработанные в 2005 году молодым балетмейстером Марком Болдуином, который решил доказать свою гипотезу: работы Альберта Эйнштейна имеют глубокое эмоциональное содержание, пригодное для передачи средствами балета.
В задней части камеры, на ее днище, размещалось несколько сотен наблюдателей, пожелавших участвовать в опыте и заплатить за это от 20 до 35 фунтов стерлингов. Звуковые волны из углубления достигали наблюдателей позже, чем световые, но этот эффект, как и искривление пространства - времени между неподвижными наблюдателями и движущимися танцорами, был сочтен для условий и цели опыта пренебрежительно малым.
В начале эксперимента танцоры изображали броуновское движение, которое изучал Эйнштейн. Па-де-де отразило взаимоотношения между ядром атома и электроном. Группа танцоров в красном преследовала группу в синем, выгнав ее со сцены и изобразив этим красное смещение. Балерина в волнистой пачке и с надувным шариком на голове представила двойственную природу фотона как волны и частицы. Танцоры часто двигались в темпе, существенно отличающемся от темпа музыки, - это был намек на относительную природу времени и его замедление при скоростях, близких к скорости света. Наконец, участники эксперимента сумели изобразить даже превращение материи в энергию согласно формуле E = mc2.
Наградой им были бурные аплодисменты наблюдателей. Балетный критик журнала "Сайенс", для того чтобы определить, прав ли в своей гипотезе Марк Болдуин, провел мысленный эксперимент: если устранить из начальных условий опыта программку с объяснениями балетных номеров, которой снабжались все наблюдатели, имело бы представление такой же успех? И пришел к выводу: нет, не имело бы. Отсюда недвусмысленно вытекает, что открытия Эйнштейна действительно обладают большой эмоциональной, художественной и культурной ценностью.
На снимке: "Броуновское движение".
Читайте в любое время