Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ФИЗТЕХ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ

О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, чл.-корр. АН СССР

Общеобразовательный цикл обучения на физтехе - это университетские курсы фундаментальных наук. Вверху первокурсники на практических занятиях.
В середине на заключительном экзамене по общей физике. Слева направо - ректор МФТИ О. М. Белоцерковский, академик П. Л. Капица, доценты Д. Б. Диатроптов, и М. В. Казарновский.
Исследовательский цикл - это работа в лабораториях ведущих научно-исследовательских институтов, и конструкторских бюро под руководством специалистов, активно работающих в данной области. Внизу учитель и ученик - студент-дипломник, и его научный руководите
Академик П. Л. Капица, заведующий кафедрой, председатель Координационного совета МФТИ, выступает на традиционном вечере встречи выпускников физтеха (вверху).
Заведующий кафедрой, член Координационного совета МФТИ, академик А. А. Дородницын читает лекцию по теории вязкой жидкости (в середине).
Заведующий специальностью, член Координационного совета МФТИ, академик И. И. Семенов выступает перед студентами (фото внизу).

     На современном этапе научно-технической революции особенно актуальными становятся вопросы качества подготовки специалистов. Намеченная XXIV съездом КПСС задача органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства требует совершенствования и дальнейшего развития всей системы высшего образования.

     «В области высшего и среднего специального образования, - отмечается в материалах съезда, - требуется шире развернуть подготовку кадров по новым и перспективным направлениям науки, и техники, лучше вооружать молодых специалистов современными знаниями, навыками организаторской и общественно-политической работы, умением применять полученные знания на практике»

     В выступлении товарища Л. И. Брежнева на Всесоюзном слете студентов в 1971 году, в постановлении ЦК КПСС, и Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования» дана развернутая программа развития высшей школы, повышения качества подготовки кадров для народного хозяйства страны в соответствии с требованиями научно-технического и социального прогресса.

     Опираясь на почти тридцатилетний опыт работы Московского физико-технического института, автор статьи рассказывает о некоторых мероприятиях, способствующих развитию и дальнейшему прогрессу высшей школы. Речь идет в основном о проблемах подготовки исследовательских и научных кадров для современной физики и новой техники.

     Член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, ректор Московского физико-технического института О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ.

 

     ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВ

     Среди общих проблем, которые стоят сейчас перед вузами страны и, в частности, перед учебными заведениями, где готовятся кадры исследователей, хотелось бы в первую очередь отметить следующие.

     1. В современной науке новые направления возникают и развиваются необычайно быстро. Потребность в кадрах исследователей все новых профилей, требование профессиональной мобильности специалистов столь значительны, что в ряде случаев приходится менять сложившуюся ранее систему подготовки кадров в вузах, делать ее более гибкой, динамичной, способной в достаточно короткие сроки выпускать необходимое число специалистов нового профиля.

     2. Перед специалистами самых различных профилей сейчас встают сложные комплексные научные, инженерные и производственные проблемы, которые оказываются тесно переплетенными и взаимосвязанными.

     Например, космические исследования выдвинули перед инженерами и учеными-аэродинамиками целую серию совершенно новых проблем, связанных с определением аэродинамических характеристик ракет и спускаемых аппаратов. Здесь глубоко переплелись вопросы чисто научные (связанные с постановкой и решением сложных нелинейных задач физической газовой динамики), прикладные (разработка эффективных методов решения таких задач), инженерные (отбор наивыгоднейших решений с учетом результатов теоретических и экспериментальных исследований), а также задачи сугубо производственные, связанные с реализацией проектов.

     3. Наконец - этот аспект представляется особенно важным, - на современном этапе научно-технической революции практика требует поисков и развития все более совершенных форм союза высших учебных заведений с наукой и производством. Это требование является одним из главных принципов развития высшей школы в нашей стране.

     Сейчас все более тесно переплетаются различные отрасли знаний. Именно на стыке их рождаются новые научные направления, такие, как микроэлектроника, астрофизика, плазмохимия, космическая радиосвязь, и т. д. Происходит все более глубокое проникновение фундаментальных наук (математики, физики, биологии, философии и др.) в сферу инженерных и прикладных исследований.

     Значительно возрастает интерес к изучению фундаментальных проблем, что позволяет получать качественно новые практические результаты. С другой стороны, резкое увеличение объема знаний ведет ко все более узкой специализации и направленности обучения. Вместе с тем возрастает роль технологов производства и особенно ученых-организаторов, способных вести за собой научные коллективы и находить общий язык, сближать точки зрения ученых и производственников. Будучи современниками этих процессов, нам подчас трудно бывает оценить их последствия и влияние на все сферы человеческой деятельности.

     На данном этапе научно-технической революции требования производства к образованию (которые, естественно, всегда остаются на первом месте) значительно повысились. Однако при этом не должна ущемляться и общая задача образования - всестороннее развитие личности будущего специалиста.

     ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Различные социальные эпохи развития общества ставили свои требования к формам и содержанию образования.

     Знаменитый наш соотечественник Михайло Ломоносов более двухсот лет назад на пороге бурного развития России основал первый русский университет. Французская буржуазная революция способствовала созданию единой государственной системы образования и организации таких выдающихся учебных заведений, как Эколь Нормаль и Эколь Политехник (оба основаны в 1794 году). Промышленная революция в России во второй половине XVIII века привела к созданию отечественной высшей инженерной школы, первенцем которой было Горное училище (ныне Ленинградский горный институт), основанное в 1773 году.

     Великий Октябрь создал принципиально новые предпосылки для всестороннего развития отечественной высшей школы. За полувековой период высшие и средние учебные заведения страны выпустили около 27 миллионов высококвалифицированных специалистов (из них более 7 миллионов-только в восьмой пятилетке). Сейчас в нашей стране функционируют более 800 высших учебных заведений с контингентом студентов свыше 4,5 миллиона человек. При этом более половины всех студентов составляют выходцы из рабочего класса и крестьянства. Обучение в вузах стало бесплатным; около 70 процентов всех студентов обеспечены государственной стипендией. Интенсивное развитие высшего образования в стране позволило резко увеличить - особенно в последние годы - насыщенность народного хозяйства дипломированными специалистами. Сейчас на каждую тысячу работающих приходится 62 специалиста с высшим образованием - по сравнению с 42 десять лет тому назад (эти цифры привел министр высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютин в своем докладе на Всесоюзном совещании работников высших учебных заведений, состоявшемся в Москве в январе прошлого года).

     Совершенно естественно, что и современная научно-техническая революция оказывает глубокое влияние на развитие высшей школы. Одним из проявлений такого влияния является, на наш взгляд, возникновение технических университетов.

     В нашей стране сложились в основном два направления подготовки кадров высшей квалификации университеты и техническая школа. Первое направление отличается широкой общенаучной подготовкой, но не готовит выпускников в полной мере для работы в промышленных лабораториях и научно-исследовательских институтах. Техническая же школа не дает, вообще говоря, достаточной широты образования.

     Сейчас наблюдается определенное сближение университетского и технического образования. Создан целый ряд вузов - технических университетов, - сочетающих в себе элементы (если угодно, преимущества) университетов и технической школы. Центральный принцип таких вузов - подготовка специалистов в кооперации с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и промышленностью, создание учебно-научно-производственных объединений. Среди таких высших учебных заведений находится и наш институт.

     За последние годы такую целенаправленную подготовку кадров ведет целый ряд вузов нашей страны. Кроме МФТИ, в их число входят Московский инженерно-физический институт, Московский институт электронной техники, Московский институт электронного машиностроения, Ленинградский технологический институт имени Ленсовета, Новосибирский государственный университет и др. (Здесь следует отметить, что еще в тридцатых годах Ленинградский политехнический институт на одном из своих факультетов начал проводить подготовку исследовательских кадров в тесной кооперации с научно-исследовательскими институтами и заводами Ленинграда.)

     Если бы потребовалось коротко сформулировать основные положения, которые следует заложить в практику подготовки кадров в техническом университете, то, по нашему мнению, они должны быть следующими:

     - фундаментальность образования, введение исследовательской деятельности в процесс обучения;

     - направленность подготовки кадров;

     - дифференцированная система обучения (подготовка кадров в зависимости от требований и задач данного профиля);

     - переподготовка кадров.

     Коснемся каждого из этих положений в отдельности.

     ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

     При подготовке специалистов высшей квалификации (инженеров-исследователей, ученых-прикладников) по быстро развивающимся отраслям науки и техники в основу общего образования необходимо заложить фундаментальные дисциплины. Математика, общая и теоретическая физика, философия, иностранный язык должны изучаться в объеме университетских курсов, с тем, чтобы будущие специалисты активно овладели этими предметами. При этом большое внимание должно уделяться также изучению прикладной, практической стороны этих курсов (лабораторные работы, самостоятельные задания, рефераты, и т. п.).

     Главная задача этого общеобразовательного цикла состоит в таком усвоении глубоких знаний по фундаментальным дисциплинам, которое развивало бы у студентов творческое мышление. При этом полнота изложения курсов не должна превалировать над идейной и творческой стороной образования (в этом мы видим разницу между обучением и образованием). По-видимому, именно фундаментальность общеобразовательного цикла сможет сделать процесс обучения гармоничным и широким.

     Вслед за общеобразовательным циклом идет специальный. Он начинается с чтения курсов и проведения лабораторных работ широкого профиля. Таким путем достигается определенная широта кругозора и в специальном образовании. Так, например, на наш взгляд, важно читать избранные главы теоретической физики для инженеров; будущих исследователей знакомить с вычислительным экспериментом, и т. п.

     Третий цикл образования - исследовательский. Его цель - обучение конкретной специальности. Этот цикл следует проводить в хорошо оснащенных лабораториях или научно-исследовательских институтах (базовых предприятиях, как принято говорить у нас). Важно, чтобы преподавание на этом этапе проводилось специалистами, активно работающими в данной области науки и техники. Необходимым условием воспитания будущего инженера-исследователя является также вовлечение его в активную самостоятельную научно-исследовательскую или производственную деятельность уже с середины обучения. Так в обстановке творческого научного коллектива у будущего специалиста вырабатываются столь необходимые ему в дальнейшем качества исследователя.

     Заметим, что разделение учебного процесса на три самостоятельных цикла (общеобразовательный, специальный и исследовательский) позволяет оперативно управлять этими гибкими организационными структурами. Это обеспечивает мобильность и направленность в подготовке кадров, а также создает предпосылки к дифференцированной системе обучения.

     Постоянное возникновение новых научных областей и направлений, как уже отмечалось, ставит перед высшей школой сложную задачу - в короткий срок готовить специалистов все новых и новых профилей. Фундаментальная общеобразовательная подготовка позволяет создать базис для специализации студентов практически по всем отраслям инженерно-физических знаний, в том числе и по новейшим.

     В настоящее время необходима, таким образом, принципиальная переориентация характера и содержания высшего образования от информационного к методологическому. Вся система образования должна обеспечивать методологическую, фундаментальную подготовку специалиста, развивать на этой основе его творческие способности и наклонности. В этих условиях формируется новый подход к решению вопроса о профиле специалистов, который выражается формулой «направленный профиль - на широкой основе». Все это соответствует условиям быстрого роста производства и его непрерывного технического переоснащения, где важнейшее значение приобретает способность специалиста видеть перспективы развития своей отрасли и экономики страны в целом, квалифицированно решать задачи научной организации труда и управления производством.

     Если говорить об МФТИ, то мы сторонники именно такой системы образования. По существу, система обучения, принятая в МФТИ («система физтеха»), имеет два отличительных момента. Это фундаментальность высшего образования и система базовых институтов, куда выведены специальные кафедры.

     Сейчас почти все согласны с тезисом фундаментальности образования. Однако проведение его на практике встречает много трудностей.

     Во-первых, это требует модернизации традиционных учебных планов.

     Во-вторых, для этого необходимы сильный преподавательский состав и хорошо подготовленные студенты. (Многолетний опыт МФТИ показал, в частности, что преподавание фундаментальных дисциплин лучше всего поручать преподавателям с университетским образованием. Привлечение таких кадров на общетеоретические кафедры технических вузов - задача первостепенной важности.)

     В-третьих, (может быть, это и есть самое главное), программы фундаментального общеобразовательного цикла должны быть самым тесным и естественным образом увязаны с будущей специализацией.

     НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

     Высшее учебное заведение должно отчетливо представлять, куда, когда и сколько специалистов того или иного профиля оно должно подготовить.

     Чем точнее вуз будет знать ответы на эти вопросы, тем более эффективной и творческой, на наш взгляд, будет его деятельность в целом. Мы за прямые связи вуза с отраслевыми министерствами и ведомствами (а еще лучше - с конкретными базовыми предприятиями). Думается, что в рамках соответствующего главка, куда входит данный вуз, всегда можно разделить «сферы влияния» институтов и сделать распределение специалистов более направленным. Тогда естественным образом снимутся и вопросы производственной практики студентов, руководства дипломными проектами, и т. п. Не надо при этом сбрасывать со счетов и психологическую нацеленность студента. Нам кажется, что систему базовых предприятий следует шире внедрять среди вузов - вначале в процессе дипломного проектирования, а затем уже (по мере взаимной заинтересованности вуза и предприятия), и в процесс обучения. При этом, правда, на вуз ложатся дополнительно обязанности - например, изучение конъюнктуры потребностей в специалистах. Однако сильным учебным заведениям (например, работающим по системе технического университета) это вполне по плечу.

     У себя на физтехе мы уделяем очень большое (если не решающее) значение проблемам «спроса и распределения» выпускников и соответствующим образом направляем, и ориентируем старшекурсников.

     За последние годы в МФТИ без заметного увеличения общего контингента студентов были организованы три новых факультета физической и квантовой электроники (1964 г.), аэромеханики и летательной техники (1965 г.), наконец - впервые в стране, - управления и прикладной математики (1969 г.). Обучение организовывалось практически сразу на всех курсах и уже через полтора-два года производились первые выпуски по новым специальностям. Материальная база создавалась, как правило, за счет вложений промышленных министерств и ведомств. В настоящее время мы расширяем подготовку специалистов по биофизике, плазмохимии, аэрофизике, открываем специализацию физиков-конструкторов.

     МФТИ самым тесным образом связан с Академией наук СССР в работе по подготовке научных кадров, как для самой академии, так и через ее научно-исследовательские институты для отраслевых НИИ, и конструкторских бюро различных министерств и ведомств. Это является большим вкладом Академии наук СССР в подготовку кадров для народного хозяйства, существенным фактором в обеспечении научно-технического прогресса страны.

     В настоящее время назрела весьма острая проблема, связанная с постоянно существующим разрывом между вузовскими программами (соответственно характером знаний выпускников), и уровнем развития науки, и техники. В связи с этим иногда высказывается такое мнение поскольку изменение вузовских программ - дело более или менее длительное, то в условиях бурного развития научных знаний такой разрыв практически неизбежен.

     Нам представляется, что подобное мнение не имеет под собой достаточных оснований. Система обучения, органически сочетающая в себе учебный процесс и научно-исследовательскую работу на базе современных лабораторий, ведущих институтов и конструкторских бюро, способна существенно сократить указанный разрыв или даже вовсе его ликвидировать. Опыт работы ряда вузов нашей страны в тесной кооперации с базовыми институтами и предприятиями показывает, когда специальная подготовка студентов ведется непосредственно в научно-исследовательских учреждениях, то переориентация этих учреждений сразу же влечет за собой изменения и в характере знаний, приобретенных студентами. В результате выпускник вуза овладевает новейшими достижениями в той отрасли знаний, в которой ему предстоит работать. Подобная система подготовки кадров осуществляет, как бы непрерывное автоматическое слежение за развитием соответствующих областей науки и техники (в этом, собственно и состоит направленность подготовки кадров).

     Наряду с системой базовых институтов прогрессивной формой кооперации является также создание учебно-научно-производственных объединений. О высокой продуктивности таких форм кооперации говорит, например, более чем десятилетний опыт подобного объединения, в которое входят Ленинградский институт водного транспорта, экспериментально-исследовательский завод и производственный вычислительный центр. В учебно-научно-производственное объединение, созданное в Москве, вошли завод «Серп и молот», два учебных, три научно-исследовательских и проектных института.

     ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

     Система технического университета позволяет проводить подготовку специалистов внутри вуза или даже факультета глубоко и дифференцированно, в зависимости от профиля и потребностей данной группы специальностей. Имея в институте очень широкий спектр специальностей (от чисто академических до сугубо инженерных и даже производственных), можно значительно дифференцировать ради большей эффективности подготовку кадров путем вариации последних - специального и исследовательского - циклов обучения.

     При подготовке исследовательских кадров разумно использовать идею конкурсного отбора, применяемую, например, при зачислении в аспирантуру. Видимо, нецелесообразно допускать всех студентов к исследовательской работе на заключительном этапе обучения. Эти вопросы стоит рассмотреть именно сейчас, когда во многих исследовательских институтах наступило определенное насыщение научными кадрами. Видимо, от вузов, готовящих кадры исследователей, нецелесообразно требовать, чтобы выпуск специалистов составлял 90 - 95 процентов от набора. Определенная часть выпускников по целому ряду обстоятельств (болезнь, природные данные, разочарование в специальности, нежелание активно трудиться, и т. д.) оказывается более слабо подготовленной к концу обучения. В течение всего срока обучения в вузе следует, на наш взгляд, систематически отсеивать не желающих (или неспособных) учиться дальше, предоставляя им возможность продолжать обучение в вузе другого профиля или непосредственно приступать к производственной деятельности. Такой порядок позволил бы привлекать на заключительный, исследовательский цикл обучения способных людей с периферии (так это, например, делается сейчас в аспирантуре), создать более творческую и напряженную программу этого цикла, и т. п. По-видимому, этот вопрос заслуживает серьезного рассмотрения.

     Идея конкурсного отбора заложена, по существу, в системе физтеха. Так на третьем курсе наши студенты сдают заключительный экзамен по общей физике, на втором и пятом курсе проходят аттестацию.

     Подобный отбор проводится в Высшей школе физиков при МИФИ, в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета. Следует заметить, что в ряде лучших учебных заведений Западной Европы (Эколь Нормаль, Франция), и США (Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический институт) такой поэтапный конкурсный отбор лучших студентов для более глубокой специализации вполне себя оправдывает.

     Видимо, только дифференцированная система образования позволит последовательно повышать качество подготовки специалистов при естественном развитии и расширении всей системы образования. И опять же такую систему легче всего внедрять в рамках технического университета, где, как уже отмечалось, имеется три четко разделенных цикла обучения - общеобразовательный, специальный и исследовательский. На последний (исследовательский) этап обучения следует привлекать тех студентов, которые проявили склонность к исследовательской деятельности.

     ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

     Если до последнего времени численность инженеров и ученых росла пропорционально развитию науки и техники, то в будущем, очевидно, это продолжаться не может. Сейчас первоочередной становится задача качественного улучшения знаний уже работающих научно-технических кадров. Научный работник, особенно специалист в области фундаментальных и прикладных наук, должен самообучаться и совершенствовать свои знания в течение всей своей деятельности.

     В достаточно серьезную проблему вырастают вопросы, связанные с получением университетского или углубленного специального образования (в том числе и ученой степени) работающими специалистами. Помимо программ, рассчитанных на присвоение ученой степени, широкое распространение получают ныне сокращенные программы по интересам, то есть по отдельным разделам знаний, после прослушивания которых удостоверение уже не выдается. (Примером здесь могли бы послужить курсы публичных лекций, читаемые преподавателями вузов.) Такой вид обучения требует более совершенных методов изложения материала.

     Многолетний интенсивный выпуск молодых специалистов в настоящее время позволил в достаточной мере обеспечить научные учреждения и новую промышленность высококвалифицированными кадрами. Вместе с тем, однако, следует признать, что развитие прикладных исследований отстает от развития науки. Многие научные достижения долгие годы остаются достоянием только научно-исследовательских институтов. Специалисты-прикладники не успевают следить за быстрым развитием научных исследований и за быстрой сменой основных направлений фундаментальной науки. Поэтому знания, полученные ими в вузе, быстро устаревают. В силу специфики работы в промышленности и прикладных научно-исследовательских институтах это явление кажется естественным. И тем не менее оно достаточно тревожно.

     По-видимому, наряду с выпуском специалистов по новейшим отраслям науки и техники следует организовать систематическую переподготовку и стажировку работающих научно-технических кадров и прежде всего кадров для новейшей промышленности и прикладных институтов.

     Эти задачи, по нашему мнению, могут выполнить краткосрочные двух-трехнедельные курсы повышения квалификации руководящего состава предприятий (директоров, главных инженеров, и т. д.), и месячные целевые школы по специализациям. Целесообразно сохранить и двухгодичные курсы переподготовки кадров для специалистов с высшим образованием, слушатели которых в процессе обучения занимались бы также и самостоятельной научно-исследовательской работой. Такое обучение целесообразно заканчивать защитой дипломной работы, причем окончившим курсы с отличием можно, видимо, предоставлять право оформлять кандидатский минимум (программы таких курсов, как показывает опыт, превышают требования, предъявляемые на кандидатских экзаменах).

     Такая система переподготовки кадров существует на физтехе; в частности, ее проводит факультет управления и прикладной математики. Существует она и в ряде других вузов. Она должна быть распространена и на другие отрасли науки и техники (электроника, прикладная физика, и т. д.). Следует широко использовать для этих целей местное телевидение. В течение трех-четырех семестров целесообразно организовать чтение и трансляцию лекций из вузовских центров на аудитории, расположенные в радиусе 80 - 100 километров.

     Высшая школа на современном этапе должна добиваться того, чтобы молодые специалисты владели основами марксистско-ленинской науки, имели глубокую общетеоретическую и профессиональную подготовку, обладали высокими моральными качествами, были активными проводниками политики нашей партии. Думается, что рассмотрение затронутых здесь вопросов позволит и далее совершенствовать работу нашей высшей школы и будет способствовать повышению качества подготовки специалистов - активных строителей коммунистического общества.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки