Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БАМ: СТРОЙКА ВЕКА, ТРАССА МУЖЕСТВА

В. БИРЮКОВ

Все длиннее и длиннее становится путь, укладываемый от станции БАМ на север, к Тынде.
Схема трассы БАМ.
Идет укладка пути на трассе БАМ - Тында.

Байкало-Амурская магистраль прорежет вековую тайгу, пройдет там, где лежат огромные богатства, которые надо поставить на службу Родине. Здесь будет создан новый большой промышленный район страны, воздвигнуты новые города и поселки. Мы твердо уверены, что комсомольцы, молодежь внесут свой достойный вклад в эту грандиозную стройку. Эстафету Комсомольска-на-Амуре, Магнитки и Турксиба, Днепрогэса и Целины, Братска и КамАЗа они пронесут по новым, еще не освоенным просторам Сибири.

     Из речи товарища Л. И. БРЕЖНЕВА на XVII съезде ВЛКСМ.

     Намеченное XXIV съездом КПСС ускоренное развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока, создание здесь мощных предприятий черной и цветной металлургии, нефтяной, газовой и химической промышленности, энергетики и других отраслей индустрии потребовали усилить темпы сооружения транспортных артерий, начать строительство новой грандиозной магистрали.

     Центральный Комитет КПСС, и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. По масштабам предстоящих работ, экономическому и социально-политическому значению Байкало-Амурская железнодорожная магистраль [БАМ] будет выдающимся сооружением.

     Как проводились изыскания и проектирование, каков «маршрут» новой линии, кто, и, как будет вести строительство, обеспечивать его материалами, оборудованием, кадрами!

     На эти и некоторые другие вопросы корреспондента Н. Аникина отвечает член Госплана СССР, начальник отдела транспорта Виктор Ефимович БИРЮКОВ.

     ДОРОГА К КЛАДОВЫМ ПРИРОДЫ

     - Виктор Ефимович, расскажите, пожалуйста, о народнохозяйственном значении Байкало-Амурской магистрали - БАМ,

     - Новая магистраль проляжет от Усть-Кута на Лене до Комсомольска-на-Амуре. Это 3 145 километров. Рельсы БАМ пересекут северные районы Восточной Сибири, Забайкалья, Амурской области, Хабаровского края. И вместе с уже построенными ранее участками Тайшет - Лена и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань образуют вторую железнодорожную магистраль к портам Тихоокеанского бассейна. Дальность перевозок по новой линии будет на несколько сотен километров меньше в сравнении с перевозкой по существующей Транссибирской магистрали.

     Дальний Восток вместе с прилегающей к нему территорией Забайкалья - один из крупных экономических районов нашей страны. Он располагает огромными природными ресурсами. Здесь выявлены большие запасы угля, нефти, горючих газов, оловянных и других руд, никеля, асбеста, слюды. Для освоения природных богатств, обнаруженных в этих местах, огромное значение приобретает строительство БАМ и, в частности, участка от Тынды до Беркакита.

     На долю этого экономического района приходится почти 35 процентов общей добычи рыбы, китов, различных морских продуктов и морского зверя. Через южные порты Дальнего Востока обеспечивается выход к Тихому океану, по которому пути ведут к Охотскому побережью, Камчатке, Чукотке. Здесь проходят трассы, связывающие нашу страну со странами Тихоокеанского бассейна.

     Сейчас снабжение Забайкалья, Магаданской области, северных районов Амурской области промышленными и строительными грузами, продовольствием и товарами народного потребления осуществляется по реке Лене. Сооружение новой стальной магистрали, которая пройдет через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал до Комсомольска-на-Амуре, значительно улучшит транспортные связи, облегчит снабжение развивающихся районов Севера.

     Со строительством БАМ эффективнее, высокими темпами будет осваиваться Удоканское месторождение медных руд. Большие запасы руды и концентрация их на сравнительно небольшой территории, высокое содержание меди, благоприятные условия добычи позволят создать здесь мощный горно-обогатительный комбинат.

     В районе Чульмана и южнее Алдана расположены крупнейшие месторождения коксующихся углей и высококачественных железных руд. Уникальное сочетание этих полезных ископаемых - важнейшее условие для развития здесь крупной горнодобывающей и обогатительной базы. А это даст возможность организовать поставку железорудного. концентрата и коксующихся углей на металлургические заводы Восточной Сибири, Дальнего Востока и в порты Восточный, Находка и другие, откуда они пойдут на экспорт.

     Восточная Сибирь и Дальний Восток располагают огромными запасами ценнейших пород древесины, в том числе ели и пихты - лучшего сырья для целлюлозно-бумажной промышленности. Строительство железной дороги ускорит разработку и значительно увеличит объемы заготовок леса для нужд страны и на экспорт,

     - Какова будет роль БАМ в транспортировке тюменской нефти!

     - Проектировщики совершенно по-новому решили схему перевозок нефти. С места ее добычи (Тюменская область) по нефтепроводу она пойдет до станции Тайшет. Там построят наливные устройства, которые будут заливать нефть в восьмиосные цистерны и поезда весом 7 - 8 тысяч тонн отправятся по БАМ до станции Ургал. Здесь ее сольют и по трубопроводу протяженностью свыше тысячи километров будут перекачивать на нефтеперерабатывающие заводы или в морской порт для перевозки танкерами на экспорт.

     Такая схема оказалась самой экономичной даже в сравнении с транспортировкой только по нефтепроводу.

     Соответствующие министерства и ведомства определят сроки строительства нефтепроводов в комплексе с наливными и сливными устройствами из района Ургала к местам потребления и перевалки нефти, а также нефтеналивного морского порта. К моменту открытия движения на БАМ объекты эти будут готовы к эксплуатации.

     Перевозка нефти - одно из главных назначений строящейся магистрали.

     Большой поток грузов для развития Хабаровского и Приморского краев, Якутской ACCPf Магаданской, Камчатский и Сахалинской областей потребует дальнейшего увеличения пропускной способности существующей Транссибирской магистрали. Для этого на ее важнейших участках будут построены вторые и третьи пути. Намечено реконструировать участки Пивань - Советская Гавань и Ургал - Известковая. На электрическую тягу предусматривается перевести линии Хабаровск - Бира и Бира - Сковородино. Ряд участков будет оборудован автоблокировкой и диспетчерской централизацией.

     ОТ ЛЕНЫ ДО АМУРА

     - Любую дорогу первыми начинают прокладывать, как известно, изыскатели и проектировщики. Разумеется, сами они ничего не строят. Но они намечают ориентиры, выбирают трассу будущей магистрали. Это тоже, как, и у строителей, тяжелый и ответственный труд. Расскажите, пожалуйста, как проектируется БАМ.

     - Это верно. Именно изыскатели и проектировщики делают первый шаг на трассе, котооая потом будет железной дорогой. Недаром их часто называют первопроходцами.

     Проектирование БАМ в широких масштабах ведется с 1967 года. Им занимаются Томский, Дальневосточный, Сибирский, Ленинградский проектно-изыскательские институты Министерства транспортного строительства.

     Еще в преддверии девятой пятилетки партия и правительство предопределили, что экономический потенциал нашей страны позволит за сравнительно короткий срок создать реальные возможности такой грандиозной стройки, как БАМ. Около 36 миллионов рублей в девятой пятилетке предусмотрено только на проектно-изыскательские работы. В качестве генеральной проектной организации назначен «Мосгипротранс». Министерства транспортного строительства.

     Для разработки отдельных разделов проекта привлечены специализированные институты. Гипропромстрой проектирует строительно-индустриальную базу, Гипротрансмост и Ленгипротрансмост - крупные мосты, Ленметропроект-тоннели. Кроме того, десятки других институтов ведут научные разработки по специфическим проблемам строительства. Уже выполнен большой объем проектных работ, которые оцениваются в 26 миллионов рублей.

   В настоящее время закончены и находятся на рассмотрении проекты участков Усть-Кут - Нижнеангарск, Чара - Тында, Тында - Чульман общим протяжением 1239 километров. В стадии разработки находятся проекты строительства участков длиной 2 177 километров.

    Ответственная задача возложена на Главное управление по проектированию Минтрансстроя. Этот главк проводит большую работу по организации и координации деятельности всех институтов, разрабатывающих проекты, осуществляющих изыскания в трудных условиях.

     Почти на всем протяжении Байкало-Амурская магистраль будет проходить по местности, сложной по топографическим и инженерно-геологическим условиям.

     На пути строителей стоят грозные препятствия Байкальский хребет, скалистые берега Северного Байкала, Северо-Муйский хребет, отроги Станового хребта. Горы и тайгу прорезают реки Лена, Кирен-га, Витим, Олекма, Зея, Селемджа, Амур, Бурея, Амгунь. В этих северных районах, где земля скована вечной мерзлотой, почти нет дорог, даже троп. Редкие поселки, приютившиеся на берегах рек, разделены между собой огромными пространствами тайги.

     ПЛАЦДАРМ МОЩНОГО НАСТУПЛЕНИЯ

     - БАМ потребует огромных средств, тысячи эшелонов материалов, машин и механизмов, оборудования. Как же будет осуществляться материальное обеспечение стройки!

     - Уже определены заказчик - Министерство путей сообщения и главный исполнитель - Министерство транспортного строительства. Для руководства строительством и организацией материально-технического снабжения организуется Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - Главбамстрой, а в Министерстве путей сообщения - Управление по комплектованию оборудованием строительства БАМ - «Транскомплект». На месте создается Дирекция строительства БАМ.

     Для бесперебойного финансирования строительства БАМ организуются конторы Стройбанка СССР в местах дислокации строительных организаций.

     Байкало-Амурская магистраль от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал должна быть построена в 1974 - 1982 годах, а линия Бам - Тында - Беркакит протяженностью 397 километров - в 1974 - 1979 годах.

     В эксплуатацию поступит подвижной состав новейших конструкций. На трассе будет построено около 200 станций и разъездов. Наиболее крупные из них - Усть-Кут, Нижнеангарск, Чара, Тында, Ургал. Основные депо проектируется построить в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале. В пунктах погрузки и выгрузки соорудят хорошо оснащенные пакгаузы, открытые и закрытые грузовые площадки. На магистрали будет уложен мощный путь с рельсами Р65, и щебеночным балластом.

     Одновременно с сооружением БАМ в 1974 - 1982 годах будут строиться вторые пути на линии Тайшет - Лена протяженностью 680 километров. Это значительно увеличит пропускную способность линии для перевозки грузов, идущих на север и для нужд строительства.

     Строительство БАМ началось с сооружения линии длиной 180 километров от станции Бам (Сковородино), расположенной на 7273-м километре от Москвы на Транссибирской магистрали, до Тынды. Этот участок строительства будет базовым. Через Тынду дорога пойдет на запад в район Чары, на восток в район Комсомольска и на север до Чульмана.

     Первый комсомольский отряд высадился здесь четыре года назад. К концу августа Этого года уже был уложен железнодорожный путь почти на 80 километрах. В 1975 году от станции Бам до Тынды будет открыто рабочее движение поездов. Тында станет узловой станцией для всех четырех направлений - здесь создается первый город на трассе БАМ.

     Предусматривается создание мощной, производственной базы строительства БАМ.

     Для этого на станциях Шимановская, Тайшет, Нижнеудинск, Усть-Кут и в ряде других мест создается комплекс предприятий стройиндустрии, В него войдут заводы железобетонных конструкций, щебеночные цехи по производству керамзита, изделий для облицовки мостов, зданий и сооружений, цехи по изготовлению сантехнических и электромонтажных заготовок, закладных деталей и другие.

     Стройка будет иметь большой парк машин и механизмов. На 1975 - 1977 годы выделяется около 1 120 экскаваторов, более 400 бульдозеров, 320 автогрейдеров, примерно 840 различных кранов, около 7 600 грузовых и легковых автомобилей, 400 автобусов, 100 маневровых тепловозов, 4 100 грузовых вагонов. Чтобы они работали бесперебойно, на месте создаются ремонтные предприятия, в частности в Комсомольске-на-Амуре - завод по ремонту строительной техники.

     - Как будет обстоять дело с энергетической базой стройки!

     - Перед энергетиками стоит большая и сложная задача. Нужно обеспечить электроэнергией, как само строительство, так и те промышленные комплексы, которые будут создаваться на этой магистрали.

     В 1975 году даст ток Зейская ГЭС мощностью 1 290 тысяч киловатт. Ее энергия поступит к целому комплексу промышленных предприятий, которые намечено возвести. Энергию Зейской ГЭС используют для электрификации Дальневосточной дороги и для нужд строительства БАМ.

     Предстоит разработать схему внешнего электроснабжения БАМ. Уже в 1976 году войдут в эксплуатацию линия электропередачи напряжением 110 киловольт от Усть-Кута до Нижнеангарска и двухцепная линия Усть-Илимская ГЭС - Коршуниха - Усть-Кут напряжением 220 киловольт. В будущем году разработают схему внешнего энергоснабжения Транссибирской магистрали для обеспечения электроэнергией направления Карымская - Сковородино. Этот участок будет переводиться на электрическую тягу. В полном объеме работы здесь развернутся в десятой пятилетке.

     В сооружении Байкало-Амурской магистрали примет участие практически вся страна. Металлурги ежегодно будут поставлять 5 тысяч тонн гофрированного металла для сооружения водопропускных труб, 70 тысяч тонн проката из низколегированных сталей, в частности 50 тысяч тонн термически улучшенного листового проката с гарантированной ударной вязкостью при температуре - 70°.

     Лесозаготовители создают вдоль БАМ, и линии Бам - Тында - Беркакит, пересекающих их рек и в других пунктах, примыкающих к трассе, лесосырьевые базы.

     В Хабаровском крае, Бурятской и Якутской АССР, Иркутской, Читинской и Амурской областях для БАМ будет ежегодно производиться 80 миллионов штук кирпича, 300 тысяч кубометров камня, 400 тысяч кубометров щебня и гравия, 40 тысяч тонн извести.

     УДАРНАЯ ВСЕНАРОДНАЯ

     - Байкало-Амурская магистраль по объему строительно-монтажных работ, протяженности и сложности инженерных сооружений не знает себе равных. Предстоит переместить 222 миллиона кубических метров грунта, построить 3 136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста, каждый из которых длиной более 100 метров, пробить 4 тоннеля общей протяженностью 25 300 метров. Все работы придется выполнять в условиях короткого лета и сильных морозов зимой, причем в сжатые сроки. Конечно, для этого потребуются, кроме материальных, огромные трудовые ресурсы. Как будет решаться эта проблема!

     - Основные кадры квалифицированных рабочих для строительства БАМ будут готовить профессионально-технические училища. К 1978 году они направят на строительные объекты 13 тысяч рабочих, из них 2 тысячи человек уже в будущем году.

     Министерство высшего и среднего специального образования СССР направит в 1975 - 1980 годах на строительство БАМ около 4 300 молодых специалистов с высшим образованием самых разнообразных специальностей.

     В 1975 - 1977 годах на строительстве БАМ будет работать 370 специалистов со средним образованием-товароведов, технологов по общественному питанию и хлебопечению, бухгалтеров, техников по холодильному оборудованию, 710 продавцов, пекарей, слесарей холодильных установок.

     Предусмотрено создание благоустроенных поселков, строительство домов городского типа, отвечающих современным санитарным нормам. Госстрою СССР поручено подготовить типовые проекты служебно-технических, жилых и гражданских зданий для строителей БАМ, и в первую очередь линии Бам - Тында - Беркакит со всеми удобствами для проживающих.

     Как известно, Байкало-Амурская магистраль объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Комсомольцы, молодежь внесут свой достойный вклад в эту грандиозную стройку.

     Начиная с 1975 года в сооружении БАМ будут ежегодно участвовать не менее 20 тысяч молодых рабочих.

     ДЛЯ ТЕХ, КТО НА ТРАССЕ

     - БАМ будет сооружаться в сложных топографических и климатических условиях. Предусмотрены ли, какие-либо льготы для строителей этой магистрали!

     - Да, предусмотрены. При этом учитывалась не только сложность строительства, но, и важное народнохозяйственное значение БАМ. Для строителей БАМ, и линии Бам - Тында - Беркакит устанавливается районный коэффициент 1,7 к заработной плате. Предусматривается распространить на них также льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

     Единовременное пособие членам семей работников, прибывших на строительство БАМ, и линии Бам - Тында - Беркакит, будет выплачиваться в размере, установленном для районов Крайнего Севера.

     Стройбанк СССР выдаст работникам строительно-монтажных организаций и предприятий, занятым на строительстве, кредит на хозяйственное обзаведение в размере до 500 рублей на работающего. Срок погашения кредита - три года.

     Установлена выплата надбавок за передвижной характер работы. Они распространяются на работников торговых организаций, здравоохранения, детсадов и детяслей, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно занятых обслуживанием строителей.

     Утвержден нагрудный значок «Почетный транспортный строитель». Лица, награжденные им, будут пользоваться льготами, предусмотренными Положением о значке «Почетному железнодорожнику»

     Конечно, здесь трудно перечислить все материальные льготы, которые будут действовать на строительстве БАМ, и линии Бам - Тында - Беркакит. Но можно с уверенностью сказать, что для людей на этой стройке создаются благоприятные материальные, жилищные и культурно-бытовые условия.

     Сооружение новой железном дороги намечено завершить в ближайшее десятилетие. Для столь грандиозной стройки срок -очень жесткий. Чтобы уложиться в него, потребуется поистине самоотверженный труд изыскателей, проектировщиков, строителей, железнодорожников, коллективов предприятий и организаций, которые должны обеспечивать стройку всем необходимым. Можно не сомневаться в том, что советские люди с честью выполнят это ответственное задание партии и правительства, и по новой великой магистрали в установленные сроки пойдут поезда.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки