ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ. АПРЕЛЬ 2006 №4
(См. "Наука и жизнь" № 3, 2006 г.)
1.Лd4! Единственный ход, но почему не 1.Kpg1? Потому что в этом случае черные берут верх, пользуясь методом Стейница: 1...h2+ 2.Kpg2 (2.Kph1 Cg6 3.Лd4 Kpe3) 2...Ch5 3.Лh8 h1Ф+! 4.Kp:h1 Kpf2! 5.Лf8+ Cf3+ 6.Л:f3+ Kp:f3, или 3.Лf8 Cf3+ 4.Л:f3 h1Ф+ 5.Kp:h1 Kp:f3 6.Kpg1 g2. А вот при ладье на d4 белым удается спастись. 1...Ch5 2.Лh4 Kpf2! 3.Лg4! Вот на чем строится защита - на доске взаимный цугцванг. 3...g2+ 4.Kph2 C:g4 пат.
ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ (Ответы на задачи V тура)
(См. "Наука и жизнь" № 2, 2006 г.)
1. Наибольшую ценность имеет ход белых в пункт В. Этот ход был бы лучшим за черных, поскольку распространение, смотрящее на симари, является первостепенным. После хода в точку В белые имеют возможность распространения по третьей линии через два пункта в обе стороны, а значит, их камню ничего не угрожает. Если белые сыграют с другой стороны, то черные займут этот пункт первыми, образуя большую зону влияния.
2. Белым лучше распространиться на сторону ходом В. Если они построят симари, играя в пункт А, то черные с большим удовольствием займут точку обоюдного распространения и получат немалый перевес.
3. Черным лучше всего построить огэйма-симари ходом в В. Этим ходом черные осторожно уменьшают зону соперника, не вступая в борьбу. Если сыграть более претенциозно и приблизиться в стенке белых (пункт А), то камень попадет под суровую атаку. Обычное кейма-симари (пункт С) смотрится слишком пассивно. Одна из пословиц го гласит: "Без необходимости не вступай в борьбу рядом с плотностью соперника".
4. Столь далекое распространение белых является неправомерным. Черные должны немедленно атаковать этот камень, получая серьезное преимущество. Вот ожидаемая последовательность ходов: Ч.k3, p3, q4, g3, l5, n5, m7. Атакуя белую группу, черные смогут получить очки на правой стороне и дополнительное влияние в центре. 5. Правильным ответом является ход черных в точку В, что хорошо сочетается с черным симари в нижнем углу. Если же сыграть в А, то после ответа белых в r7 остается болезненный прыжок в точку s5, сильно уменьшающий территорию черных в углу.
6. Лучшим решением для черных будет построение огейма-симари ходом в А. Если белые не среагируют и сыграют в другом месте, то очень неприятен для них будет ход черных в r12 с распространением от симари и одновременной атакой белого камня. В случае же построения черными кейма-симари (ход в пункт В) белые могут спокойно играть в другом месте, поскольку они сохраняют возможность комфортного распространения в обе стороны.
7. Построение иккен-симари ходом в А великолепно смотрится в сочетании с камнем r9. Это помогает черным поддерживать баланс между третьей и четвертой линиями. Всегда старайтесь размещать свои камни подобным образом, чередуя линию влияния с линией территории. Поставите все по четвертой линии - залезут внутрь и отнимут очки под камнями, сыграете по третьей - прижмут сверху. "Го - искусство гармонии", - гласит японская мудрость.
8. Пункт p5 - критическая точка. Это первый шаг в плане превращения зоны влияния в территорию. Если сыграть более жадно, в центре доски, пытаясь забрать всё сразу, то белые займут этот пункт сами, руководствуясь пословицей: "Лучший ход соперника - твой лучший ход!" Черным будет очень сложно справиться с этим белым десантом, в результате которого зона, построенная черными, грозит быть разъеденной изнутри.
9. Огейма-симари содержит слабость, однако это не означает, что черные обязаны защищать ее немедленно ходом в А. После ответного распространения белых вдоль стороны с построением базы, черным будет нелегко искать пути использования своих стенок. Атака ходом в пункт В - вот единственный способ продолжения игры! Если белые выбегут наружу ходом в p14, то черные продолжат атаку, расширяя зону влияния в центре.
10. В случае ответа черных в А, белые могут выжить в углу, играя в s3, но эту возможность можно отложить на будущее, поскольку на доске еще много более ценных и пока не разыгранных мест. Например, белым очень хорошо сейчас построить сан-рен-сей, играя в d10. Вариант с выживанием в углу: Ч.p3, s3, p2, r1, s4, s2. Если черные не желают отдавать угол, а играют первым ходом в пункт В, то следует стандартный вариант (дзёсэки на стороне): Б.m4, n4, m5, L3, k3, o3, j6. Используя свои камни в углу, белые построили стенку и создали черным переконцентрацию. Если черные опустят ход в о3, то сработают камни белых в углу и после обмена: Б.p3, s3 - станет возможным разрезание в точке n3.
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД С ФРАГМЕНТАМИ (№ 3, 2006 г.)
По горизонтали. 4. Голова (персонаж процитированной повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя). 7. Варакушка (птица семейства дроздовых). 8. Лада (марка российских легковых автомобилей, чей логотип приведен). 9. Катафот (или световозвращатель; оптическое устройство, при отражении от стенок которого луч света приобретает противоположное направление). 11. Невка (один из рукавов Невы). 12. Фавн (в римской мифологии бог лесов, полей, пастбищ, животных; на снимке фрагмент древнегреческой вазы, где изображен фавн с женщинами Лесбоса). 14. Нисский (советский художник, один из пейзажей которого представлен). 15. Алкан (насыщенный алифатический углеводород, общая формула которого приведена). 18. Калан (млекопитающее семейства куньих). 21. Инфанта (в Испании и Португалии титул принцев и принцесс королевского дома; представлен «Портрет инфанты Маргариты Терезии» Д. Веласкеса). 22. Иона (приведен отрывок из ветхозаветной «Книги пророка Ионы»). 24. Номер (отдельно исполняемая часть циркового представления; на снимке клоун Карандаш). 25. Гимнаст (род занятий Тибула, одного из перечисленных персонажей сказки «Три толстяка» Ю. Олеши; приведена иллюстрация С. Калачева). 28. Вира (у такелажников, монтажников, строителей означает «вверх»). 29. Железнова (роль И. Чуриковой в фильме «Васса» Г. Панфилова, кадр из которого приведен). 30 «Илиада» (древнегреческий эпос, отрывок из которого приведен).
По вертикали. 1. Гвельф (изображенный на рисунке Рафаэля итальянский поэт Данте принадлежал к политическому направлению гвельфов, существовавшему в Италии в XII—XV вв.). 2. Саванна (природная зона, расположенная между тропическими лесами и пустынями). 3. Кузовок (рыба отряда иглобрюхообразных). 4. Гама (португальский мореплаватель, первым проложивший морской путь из Европы в Южную Азию; приведена карта совершенного им путешествия). 5. Лима (столица Перу, чей герб представлен). 6. Воронихин (русский зодчий, по проекту которого сооружен изображенный на снимке Казанский собор в Санкт-Петербурге). 9. Канна (растение одноименного семейства). 10. «Тоска» (опера Дж. Пуччини, отрывок из которой приведен) 13. Авантитул (начальная страница книги, предшествующая титульному листу). 16. Линза (чечевицеобразная форма залегания горных пород и полезных ископаемых). 17. Акант (декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного растения). 19. Лемешев (советский оперный певец, лирический тенор; на снимке в роли Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского). 20. «Нирвана» (эстрадная группа; на снимке ее лидер К. Кобейн). 23. Арарат (самый высокий вулканический массив Армянского нагорья; представлен герб Армянской ССР, существовавший в 1920—1990 гг.). 26. Ника (древнегреческая богиня победы; представлена античная статуя «Ника Самофракийская»). 27. Сажа (материал, добавляемый к резине для увеличения ее прочности).
Читайте в любое время