МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ
Доктор исторических наук Б. АНДРИАНОВ.
Здесь в засушливых горных областях Таджикистана и Памира, выпадает всего 20 - 30 миллиметров осадков в год и земледелие возможно только при искусственном орошении. В этом самом высокогорном районе поливного земледелия в СССР (2 500 - 2 700 и над уровнем моря) сеют пшеницу, рожь и ячмень. Крохотные поля лепятся к скалистым кручам, как ласточкины гнезда.
Жизнь в этом царстве камня стала возможной лишь благодаря титаническому труду многих поколений земледельцев, сокрушавших скалы, как легендарный Фархад. Они изучили горные долины, как свой родной дом, испытали все возможные способы полива. Эти знания, столь необходимые для жизни в суровом крае, бережно передаются из поколения в поколение. Поэтому здесь и сохранились многие старинные приемы полива полей, регулирования буйных горных ручьев. Сюда не раз направлялись отряды историков и этнографов для сбора сведений о древней народной культуре обитателей гор.
Основное занятие обитателей горного Таджикистана - поливное земледелие и скотоводство. Но, как труден и часто опасен здесь мирный труд крутые тропы с обвалами и камнепадами, ревущие горные потоки с опасными переправами, бездорожье и редкие селения с посевами в узких долинах, бедные, каменистые почвы, где земли меньше, чем камней. Суровый край дает скудные средства к существованию, требует от крестьянина очень большого труда.
Земледелец на склонах гор всегда находится, как бы между «Сциллой и Харибдой», подвергаясь опасности сразу с двух сторон. Недостаток влаги погубит всходы, но избыток горной воды в стремительном течении унесет не только посеянное зерно, но, и все поле, спускающееся по крутому склону. Поэтому так сложен, разнообразен сам полив.
Здесь выработаны десятки приемов пуска воды по бороздам струйками, полосами, напуском. Все это требует прекрасного знания микрорельефа участка, направления и силы воды, механического состава почвенного покрова. Огромный труд затрачивается на строительство террас, которыми покрыты многие горные склоны.
Снимки, иллюстрирующие эту статью, сделаны автором во время его поездок по районам горного Таджикистана.
Сколько трудолюбия и поразительного умения у земледельцев в использовании естественных водотоков, ключей и ручьев, в остроумных и простых приемах регулирования горных рек, в направлении воды по извилистым горным арычкам на отдельные далеко отстоящие друг от друга участки с посевами различных уровней и уклонов. Сама природа гор с обилием горных потоков подсказывала человеку приемы и пути орошения полей. Следуя за природой, применяясь к ней, усиливая те или иные полезные ее качества, ирригаторы Памира издавна широко применяли «ручейковый» принцип оросительной системы, основанный на свободном течении воды по крутым склонам, с большими перепадами высот.
Так, в среднем течении Шахрады магистральный канал селения Чорч начинается в 7 - 8 километрах у самой вершины, всегда окутанной здесь облаками. Канал то вьется по склонам, следуя за изгибами рельефа, то течет почти горизонтально, то низвергается с высоты десятков метров. Кажется, что земледелец со своими полями, как бы следует за водой ручья. Поэтому этот тип орошения и называется «горно-ручейковый». Водный поток, текущий то в естественных, то в искусственных берегах, в нужных местах регулируется с помощью каменных водосливов из двух плоских камней и треугольных каменных замков.
Каждый кишлак имел свой отдельный оросительный канал. Его длина на отдельных относительно ровных участках, как правило, не превышала одного-двух, реже трех-четырех километров.
Большим разнообразием отличаются старые оросительные системы в центральных районах Горного Таджикистана в верховьях Вахша, где теперь среди высоких гор созданы Нурекский гидроузел и водохранилище. Здесь можно увидеть весьма замысловатые в плане системы. Каналы и мелкая оросительная сеть следуют за всеми изгибами волнистого горного рельефа, сохраняя необходимый для течения воды уровень и уклоны (см. 1 стр. обложки).
Ландшафт этих областей отличается от Памира. Горы здесь ниже, а речные долины шире, с большим количеством боковых ущелий с родниками и ручьями. Широкие плодородные долины распаханы, покрыты хлопковыми полями и садами. Поэтому здесь многие из каналов тянутся на десятки километров и снабжены сейчас современными гидротехническими приспособлениями (бетонированными водосливами, акведуками, водораспределительными устройствами, и т. п.).
Горный, бурный характер рек в Таджикистане иногда заставлял прибегать к весьма простым, известным с давних времен приемам хаотическим нагромождениям в ложе реки камней с хворостом, бревнами и камышом. Такая примитивная дамба, или, вернее, шпора, отделяет от речки струю воды, направляемую в канал. Бурный паводок часто разрушал это нехитрое сооружение.
В прошлом восстановление шпоры требовало труда нескольких сотен человек в течение двух-трех недель. Теперь эта работа - для одного-двух бульдозеристов на несколько дней.
Ранней весной бурные реки горного Таджикистана нередко мелеют и воды для полива не хватает. В горах строят водохранилища.
Старые водохранилища, возводимые древними методами, ни в, какое сравнение, конечно, не идут с современными сооружениями. Так, бетонный канал в долине Яхсу сейчас имеет ширину до 25 метров, а между береговыми валами - 7 метров.
Столь распространенный на Памире горно-ручейковый тип орошения здесь, в Кулябской области, встречается лишь в боковых небольших долинах, по окрестным холмам и возвышенностям, где много садов, орошаемых водами родников. На покатых склонах невысоких гор встречаются и богарные (на поливных землях) посевы.
Самой ранней весной крестьяне присыпают снег на полях землей или золой, чтобы ускорить таяние. В апреле пашут землю, вывозят в поле навоз, а на участки проводят оросительные борозды. Каменистые и песчаные горные почвы требуют много воды. Их нужно поливать и весной, перед севом, и, когда созревают хлеба, и, наконец, после сбора урожая осенью, чтобы накопить влагу в почве к началу следующего сева.
Поздней осенью все оросительные сооружения необходимо ремонтировать.
За годы Советской власти благодаря всенародной помощи русского и таджикского народов сельское хозяйство припамирцев из натурального, патриархального превратилось в современное, индустриальное. Горные дороги, проложенные в скалах, связали изолированные еще недавно группы населения.
И теперь, в условиях нового, насыщенного техникой социалистического сельскохозяйственного производства, большую помощь в хозяйстве оказывают традиционные методы орошения и полеводства в горах. Характер оросительных систем здесь зависит от рельефа и водных источников. Каждый участок горной местности неповторим, индивидуален. Его освоение требует проверенных столетиями знаний водоносности ручьев и скорости их течения, уклонов рельефа, заботливо передаваемых от отцов к детям.
Поливное земледелие Горного Таджикистана - пример удивительного трудолюбия, колоссальных затрат труда, сил и энергии человека в освоении могучих гор, в его борьбе в каменном царстве за каждый клочок плодородной земли, за каждую каплю горной воды то несущей драгоценную влагу полям, то смывающей землю бурным потоком. Но в этой борьбе трудом многих и многих поколений человеку удалось обуздать горные потоки и превратить их в послушного помощника земледельца.
Читайте в любое время