КОНСЕРВИРОВАННЫЙ ОГОНЬ
Репортаж специального корреспондента журнала Н. ЗЫКОВА.
«Хотелось бы прочитать на страницах журнала об истории изобретения спичек, и о том, как они делаются. В. ЩЕГЛОВ, гор. Енакиево, УССР.
ПАТЕНТ КАМЕРЕРА
Тысячелетия человек искал и придумывал простые и надежные способы быстро получать огонь добывал огонь трением, высеканием искры, затем, в конце восемнадцатого века, когда накопились определенные знания в области химии, стал делать приспособления для получения огня, основанные на химических реакциях. Так появились лучинки с головкой из бертолетовой соли, которые загорались при обмакивании в серную кислоту, появилось «Доберейнерово огниво» - сооружение, в котором серная кислота реагировала с цинком, а выделявшийся водород воспламенялся с помощью губчатой платины. Изобретались, причем в больших количествах и другие приборы и механизмы для получения огня. Но все они были или опасны, или неудобны, а стоили так дорого, что приобрести их мог только богатый человек.
В 1833 году немецкий химик Камерер получил фосфорную массу, которая легко воспламенялась при трении о шероховатую поверхность. Два венских фабриканта - Ремер и Прешель - купили у Камерера патент и стали в большом количестве выпускать «консервы огня», то есть то, что получило название «спички». Так рождалось гениальное изобретение. К сожалению, на первых порах оно обернулось трагедией для тысяч и тысяч людей.
ШВЕДСКАЯ СПИЧКА
.»Данте нашел бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры» - так охарактеризовал производство спичек Карл Маркс в «Капитале»
- Белый фосфор - основной компонент массы для спичечных головок, применявшийся по рецепту Камерера, чрезвычайно ядовит. Пары его, распространяясь по помещениям, где делались спички, вызывали у рабочих страшные неизлечимые заболевания - в основном некроз челюстей кости и другие ткани буквально сгнивали в живом организме.
Не щадили фосфорные спички и тех, кто ими пользовался часто случались отравления. Резко подскочило число самоубийств в любой лавчонке за грош можно было купить сильнейший яд - связку фосфорных спичек.
Революция в спичечном производстве произошла, когда химик Шретер из Вены открыл аморфный красный фосфор - этот фосфор не ядовит и не загорается сам от присутствия воздуха.
Открытие Шретера в корне изменило процесс изготовления спичек фосфор был совершенно исключен из состава массы спичечной головки. Такие бесфосфорные головки зажигались только при трении о твердую поверхность с намазкой из красного фосфора, поэтому для каждой пачки спичек готовилась пластинка с намазкой или же намазка наносилась на упаковку.
Наступил год 1855-й. Запомните его это год рождения бесфосфорных спичек, тех спичек, которыми человек пользуется по сей день.
Впервые они появились в Швеции и в отличие от фосфорных их назвали шведскими или безопасными.
ВПЕРЕДИ - ДАНИЯ
Шведские спички особого энтузиазма у большинства спичечных фабрикантов не вызвали фосфорные приносили громадные прибыли и в ряде стран производство их не только не сократилось, а даже расширялось.
Начало запрету фосфорных спичек положило правительство Дании, обнародовав закон, первый пункт которого гласил «Начиная с 1 января 1875 года запрещается в нашей стране изготовлять зажигательные спички с помощью белого фосфора или вообще, какие бы то ни было спички, кроме тех, которые загораются при трении о специально для них приготовленные поверхности. Ввоз и продажа с 1 июля 1875 года запрещенных к фабрикации спичек также возбраняется»
Пятнадцать лет Дания была единственной страной, где не употреблялись фосфорные спички, затем по ее пути пошли Швейцария, Германия, Нидерланды, а в 1903 году Международный конгресс прикладной химии повсеместно запретил производство спичек с применением белого фосфора.
СПИЧКИ И ЛЕС
То, что на изготовление спичек во всем мире расходуется колоссальное количество леса, ясно без особых математических выкладок. Но тут уж ничего не поделаешь пока еще не удалось найти материала, который бы полноправно заменил дерево в спичечном производстве. Тем более, что и не всякое дерево подходит для спичек - годится лишь та древесина, которая хорошо вбирает парафин и специальные пропитки, не коробится и не трескается при сушке, а при механической обработке дает гладкую поверхность. В наибольшей степени этим условиям отвечает осина. Из нее получаются наилучшие спички.
РОЖДЕНИЕ СПИЧКИ
Принципиальная схема изготовления спичек проста из осинового кряжа нужно нарезать соломку, пропитать ее специальным раствором, чтобы спичка, потухнув, не тлела, просушить, отполировать, чтобы не ранила руки, пропитать парафином, чтобы ровно горела белым пламенем, обмакнуть одним концом в зажигательную массу, просушить, уложить в коробку с намазкой.
На заре спичечного производства наиболее тяжелой операцией было превращение осинового кряжа в соломку. И механизация началась с этого технологического этапа. Одна из первых машин для изготовления спичечной соломки, а именно «машина для нарезания дерева для зажигательных спичек», изобретена известным русским ученым А. Мусиным-Пушкиным. Им же создана машина для набивки спичек в коробки.
Машинный способ изготовления соломки потребовал усовершенствования сушильных устройств. Русский изобретатель С. Логинов сконструировал аппарат для автоматической сушки несколько барабанов, вращающихся в разные стороны, устанавливались один над другим, в верхний засыпалась влажная соломка, которая потоком нагретого воздуха пересыпалась из барабана в барабан, высыхала и из нижнего барабана вываливалась в бункер.
Сушилки С. Логинова оказались настолько удачными, что прослужили на фабриках не один десяток лет.
Сегодня весь процесс производства спичек настолько механизирован и автоматизирован, что превращение осинового кряжа в упакованные коробки спичек занимает считанные минуты. А как это происходит, показано на цветной вкладке.
КАКИЕ СПИЧКИ БЫВАЮТ
Критический рассказ Константина Ивановича РАДЧЕНКО, начальника цеха спичечной фабрики в городе Балабаново.
В скромном музее спичек на Балабановской фабрике можно увидеть спички самых разнообразных фасонов и расцветок.
Длинные - почти тридцать сантиметров, - чтобы разжигать камины и духовки газовых плит (они и называются «каминные»), средние - сантиметров десять, - чтобы зажигать конфорки плит (они называются «газовые»).
Есть спички, которые не гаснут даже при ураганном ветре, есть ярко горящие белым, зеленым или красным огнем.
Все спички, кроме каминных, которые выпускаются за рубежом, - образцы продукции Балабановской фабрики. Из них иногда комплектуются сувенирные наборы для любителей охоты, для геологов или полярников. Но, к сожалению, спички эти практически давно не выпускаются, хотя потребность в них велика - они нужны и трактористам, и геологам, и туристам, и, наконец, просто жителям многих районов нашей страны. Потребность по далеко не полным данным исчисляется в десятках миллионов штук.
Для производства ветровых спичек, какого-либо особого сырья, кроме того, что идет на обычные спички, не требуется. Нужен лишь фонд заработной платы, чтобы организовать участок их производства эти спички делаются вручную, а автомат запечатывает их в целлофан. Кстати, об автомате. Он существует. Создали его работники Балабановской фабрики, но увидеть его можно только на ВДНХ, и других выставках, где этот единственный автомат находится чуть ли не с первого дня рождения.
СКОЛЬКО НУЖНО СПИЧЕК!
В этом вопросе помогает разобраться Елена Васильевна ЯЗЫКОВА, плановик Государственного объединения фанерной и спичечной промышленности.
Как показали подсчеты, на одну газовую плиту в среднем расходуется в год 150 коробок спичек, а керосинка «съедает» в два раза меньше. Иными словами, развитие газификации городов и поселков увеличивает расход спичек.
Когда появилась мода на свечи, потребление спичек резко возросло, какие бы ни изобретались зажигалки, рука не поднимется зажигать ими свечу.
Пользование карманной зажигалкой эквивалентно расходу 180 коробков спичек, зажигалка для газовых плит экономит 150 коробков. Наша промышленность сейчас ежегодно выпускает и реализует около десяти миллионов зажигалок всех типов. Может показаться, что это дает большую экономию спичек, но. оказывается, что это далеко не так человек привык к спичке больше, чем к зажигалке, спичкой пока еще удобнее зажигать плиту.
Научные сотрудники института лесной промышленности подсчитали, что сейчас норма потребления спичек составляет 70 коробков на душу населения, а к 1990 году она возрастет до 90 коробков. Это значит, что в текущей пятилетке наша промышленность должна передавать торгующим организациям ежегодно примерно 20 миллионов ящиков спичек. К концу пятилетки по плану мы должны изготовить, учитывая прирост населения и увеличение потребности, более 23 миллионов ящиков спичек.
Это значит, что предприятия спичечной промышленности должны наращивать мощности (что сейчас и делается), должны повысить качество. Пока еще качество спичек не всегда соответствует ГОСТу, и Знак качества присвоен только спичкам фабрик «Балтия», и «Комета». А продукция этих фабрик составляет всего 3,3 процента, капля в море!
Спичечной промышленности предстоит большая работа не только по повышению качества, но, и по внедрению новинок. Новинки - это упаковка спичек в картонные и пластмассовые коробки, разработка технологии производства спичек многократного действия. Надо заметить, что такая «мульти-спичка» одна заменит несколько коробок. По своему строению она несколько напоминает карандаш стержень - масса, воспламеняющаяся от трения о намазку, оболочка - особый пластик, который очень медленно горит ярким белым пламенем. Чиркнул такой спичкой, зажег, скажем, плиту, дунул - погасил и спрятал в коробку до следующего раза.
«Мульти-спичка», и будет той зажигалкой, которая, сохраняя все качества обычной спички, сбережет лес и существенно облегчит жизнь спичечной промышленности. Подобные спички уже существуют за рубежом. Появятся они и на прилавках наших магазинов. Правда, о сроках говорить сейчас трудно химикам предстоит еще решить ряд вопросов, связанных с производством «мульти-спичек»
Читайте в любое время