Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КТО ОТКРЫЛ АМЕРИКУ?

ТУР ХЕЙЕРДАЛ

Флагмансккй корабль Колумба "Санта-Мария" (реконструкция).
"Санта-Мария" - гравюра 1486 года.
Флотилия Колумба - корабли "Нинья", "Санта-Мария" и "Пинта" - в океане. С рисунка Бьёрна Ландстрёма.
Портрет Христофора Колумба, написанный при его жизни.
Реконструкция карты, посланной флорентийским ученым Тосканелли королю Португалии Альфонсу V в конце XV века. Колумб пользовался картами Тосканелли.
Рунические надписи на этом камне, найденном в Северной Гренландии, повествуют о судьбе норманнского судна, зажатого полярными льдами.
Общий вид раскопа на месте древнего норманнского поселения в Л'Анс-о-Медоу (Ньюфаундленд).
На островах, лежащих, и северу от Канады, сохранилось немало таких каменных построек. Ученые предполагают, что это постройки норманнского происхождения.

     Американский исследователь Джеймс Роберт Энтерлайн много лет изучал средневековые карты, немало километров сам прошел по Гренландии, Исландии, Северной Америке. Ему представляется, что норманны в X - XV веках продвинулись далеко в глубь Канады. Винланд - так норманны называли часть восточного побережья Северной Америки, открытого ими около 1 000 года, - Энтерлайн в отличие от норвежского исследователя Хельге Ингстада помещает намного севернее. Считает, что через норманнов до европейских картографов доходили географические представления эскимосов. То, что узнавали норманны, доходило до римской церкви. Эти сведения, несомненно, были доступны Колумбу и легли в основу его планов. Тогдашние картографы не знали о том, что Америка - особый континент, считали ее восточной оконечностью Азии, что и отразилось в их чертежах.

     Обо всем этом Энтерлайн рассказывает в своей новой книге «Америка викингов». Энтерлайн старается показать, что между открытиями Лейфа Эйрикссона (сына Эйрика Рыжего) и Христофора Колумба не было столетий полного неведения о заокеанских землях, постоянно шла и копилась информация, которая в конечном счете и содействовала подлинному открытию Америки.

     Тур Хейердал - знаменитый норвежский этнограф, археолог и путешественник - написал к книге Энтерлайна послесловие, с которым мы здесь знакомим читателей. Хейердал не только высоко оценивает работу Энтерлайна, но и сам дополняет ее новыми данными о мореходных и торговых связях средневековой Норвегии со странами Средиземноморья. Приводит документы, говорящие о том, что Гренландия поставляла римской церкви в качестве дани меха североамериканских животных. Хейердал подчеркивает основательность, с, какой Колумб готовился к своему плаванию, рисует его, как проницательного исследователя и искусного организатора.

     Действительно ли Америка открыта Колумбом, как говорят учебники? Несомненно, да. Встреча двух великих континентов - безусловная заслуга Колумба и только Колумба. Он изменил историю, как Старого, так и Нового света и сама история об этом свидетельствует.

     Но разве викинги не достигли берегов Нового света за много веков до испанцев? Достигли и сообщения саг теперь убедительно подтверждены раскопками современных археологов. Так, значит, ладьи викингов и каравеллы испанцев первыми исследовали американское побережье? Ничего подобного. Викинги записали, что у них были и торговые отношения, и схватки со скрелингами (так норманны называли жителей американского побережья), которые плавали в лодках из шкур в Девисов пролив, между Америкой и Гренландией. Испанцы записали, что у них были и торговые отношения, и схватки с местными жителями - индейцами, которые ходили в морях по обе стороны Панамского перешейка либо в пирогах, либо на больших камышовых лодках, либо на бальсовых плотах, поднимающих до двадцати тонн всякого редкостного товара. Все эти местные мореходы утверждали, что кто-то из их предков пришел из-за Атлантики под водительством священного короля, которого в Мексике называли Кецалкоатль. От встретивших его безбородых и краснокожих племен он отличался белой кожей и длинной бородой, на нем было длинное одеяние, схваченное поясом и сандалии, в руке он держал посох. Это описание навело некоторых испанцев на мысль, что речь шла о странствующем апостоле. Рассказ о славном морепроходце был записан мексиканскими авторами в книгах иероглифическими знаками; местные художники изображали его на керамике, высекали его изображение на долговечном камне с тех самых дней, когда он будто бы ступил на берег Нового света. Предание сообщает, что Кецалкоатль и его бородатые сподвижники принесли цивилизацию встретившим их первобытным племенам, что они привезли из-за океана письменность, искусство врачевания, умение строить пирамиды и выращивать хлопок.

     Кем же был этот культурный герой, изображенный в преданиях и искусстве безбородых индейцев?

     Никто не знает.

     Вероятно и он не был первым. Есть предположения, что предки тех скрелингов, которых в X веке встретили норманны, пришли на американский берег из Азии, через Берингов пролив, еще за пятнадцать - двадцать тысяч лет до того, как первый корабль викингов был спущен на воду в Северном море. Имя, место рождения и год прибытия человека, который первым открыл Америку, навсегда останутся неизвестными. И вряд ли он сам сознавал, что в, какую-то минуту ступил на землю нового континента.

     Быть может, будущие археологи выяснят, что группа Кецалкоатля составляла один из бесчисленных отрядов морепроходцев-солнцепоклонников, торговцев и колонистов, которые ходили на примитивных суденышках между островами и берегами Средиземноморья со времен зарождения местной цивилизации. Насколько нам известно, основные волны финикийских поселенцев проникли за пределы Гибралтара и начали осваивать незащищенные атлантические берега Африки и Испании около 1200 года до нашей эры.

     Так кто же открыл Америку?

     Для скрелингов - неведомый азиатский охотник. Для ольмеков, тольтеков и ацтеков - не опознанный пока жрец солнечного бога Кецалкоатль. Для норманнов - обосновавшийся в Гренландии христианин Лейф Эйрикссон. Для современного мира - Колумб.

     Так уж вышло, что автор этих строк, выросший в Норвегии и воспитанный на норвежских исторических преданиях, поселился в Лигурии, на родине Колумба, а пересечь океан предпочел на плотах из крепких бревен или гибкого тростника - иными словами, на суденышках, которыми в дни Кецалкоатля и скрелингов пользовались по обе стороны океана. Таким образом, автор в, какой-то мере представляет себе связанные с таким плаванием мореходные проблемы и вместе с тем он свободен от соображений патриотического престижа, которые порой затрудняют беспристрастный подход к изучению первых плаваний в Америку.

     Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, что открытия заморских стран поддаются делению на две категории, сделанные после случайного дрейфа, вызванного то ли неудачным стечением обстоятельств, то ли навигационными просчетами и открытия, совершенные вполне сознательно, после тщательного планирования и целеустремленной работы ума.

     Очевидно, что открытие Колумба не было результатом случайного дрейфа. Достаточно прочитать его дневник плавания, как сразу убеждаешься, что он вышел на преднамеренный поиск, основанный на кропотливых расчетах, после серьезнейшей подготовки. Кое-кто, опасаясь умалить заслуги этого великого пионера, сам того не замечая, превращает его просто в отважного мореплавателя, который случайно наткнулся на Америку, потому, что она оказалась на его пути. Несправедливо изображать так человека, который обладал не только мужеством и отвагой, но, и зорким взглядом, прозорливым умом, который вполне трезво и научно подошел к решению выбранной им проблемы. Тот, кто изображает Колумба этаким мореплавателем-авантюристом, оказывает ему плохую услугу. Если, как они пытаются изобразить дело, его проницательные расчеты основывались лишь на учете шарообразности Земли, получится, что Колумб грубо ошибся, вычисляя ее окружность и лишь по чистой случайности увидел Америку в тот самый день, когда предполагал достичь Азии. Колумб прошел только одну пятую расстояния до объявленной им цели - Индии, когда обнаружил землю в том самом месте, где предсказывал встречу с ней. Правда, это была не Индия, а новый континент.

     Нет, не только отвага и удача определили успех мастерски подготовленной экспедиции Колумба. Он достиг намеченной цели в точном соответствии с разработанным планом. Его предсказания и ожидания полностью оправдались. Недаром Энтерлайн показывает Колумба, как проницательного, дотошного организатора, опирающегося на трезвый и верный расчет, а не, как сорвиголову, которого спасло от катастрофы внезапное появление Америки в такую минуту, когда команда кораблей была на грани истощения, а теоретически была пройдена только пятая часть пути до Индии.

     Верно, Колумб был убежден, что Земля круглая и это определило курс его отряда. Энтерлайн напоминает нам, что, хотя религиозные учения в пятнадцатом веке все еще держались за представление о плоской Земле, уже древнегреческие астрономы установили ее шарообразность, причем они с поразительной точностью вычислили ее окружность - около 40 тысяч километров. Эти классические данные были хорошо известны ученым во времена Колумба. Есть факты, говорящие о том, что Колумб разделял взгляд Птолемея на Землю, как на шар, однако он отверг астрономические выкладки Птолемея, позволяющие определить длину окружности планеты. Не вдаваясь в объяснения, Колумб, готовя свою экспедицию, утверждал, что Земля намного меньше, чем полагали греческие астрономы, и, следовательно, западный путь в Индию несравненно короче, чем это вытекает из учения Птолемея. Но ведь Колумб не располагал никакими астрономическими материалами, чтобы получить свои новые данные о величине окружности Земли. Можно предположить, что он рассуждал, идя от противного зная, каким-то образом длину пути до земли за Атлантическим океаном (Колумб думал, что это Индия), он пришел к выводу, что земной шар должен быть меньше, чем думали греки. Кстати, Колумб до самой смерти был убежден, что достиг Индии и расстояние до нее от Европы именно таково, как он предсказывал.

     Зная, что путь в Индию на восток гораздо длиннее, он, похоже, был озадачен большим расхождением между своими выкладками и вычислениями древних греков. Так или иначе, после третьего плавания в Америку Колумб высказал своеобразное мнение о форме Земли «Полагаю, что она не такая круглая, какой ее описывали, а похожа формой на грушу, на круглой поверхности есть заметная выпуклость со стороны черешка или ее можно сравнить с круглым мячом, на котором есть, что-то вроде женского соска; эта выступающая часть поднимается наиболее высоко и находится всего ближе к небесам»

     Колумб сделал вполне оправданный и логический вывод, если помнить, что его трансатлантическая экспедиция, по всеобщему мнению, достигла Азии. Ведь тогда еще никто из европейцев не пересек Панамский перешеек и не обогнул Огненную Землю, никто не знал, что на пути в Азию лежит еще один, самый огромный океан. Выходило, что Колумб достиг далеких островов пряностей, лежащих к востоку от Индии, следуя через «верхнее», северное полушарие более коротким путем, нежели тот, который пролегал в «нижнем», южном полушарии. Вот он, и заключил, что Земля не круглая, как раньше предполагали, а грушевидная, обращенная острым концом вверх. Его рассуждение можно назвать ка> угодно, только не глупым.

     Энтерлайн показывает, почему Колумб был так уверен, что достиг именно Индии и почему он обнаружил сушу, как раз там, где предполагал заранее. Выводы Колумба основывались на доступных всякому пытливому европейцу географических данных той поры о земле, лежащей на западе Северной Атлантики.

     В Гренландии больше четырех веков существовала христианская колония и многие географы тогда допускали, что это крайняя северная оконечность Восточной Азии. Центральная и Восточная Азия уже были исследованы соотечественником Колумба - Марко Поло. А норманнские поселенцы в Гренландии в своих многократных неудачных попытках обосноваться среди превосходящих их числом воинственных скрелингов Винланда, наверное, продвигались на юг достаточно далеко, но все-таки они пришли к ошибочному представлению, будто Винланд на юге переходит в Африку. Отзвук этого мнения можно найти во многих средневековых норманнских текстах. Северная Африка была хорошо знакома норвежским мореплавателям еще со времени первых походов викингов; они знали земли арабов вдоль средиземноморского побережья (Стуре Серкланд - Страна длинных юбок), и простирающийся за ней «черный» континент (Стуре Блоланд - Великая страна негров). Путешествия в Средиземноморье, как восточным путем - по рекам Руси и через Черное море, так и западным путем - через Ла-Манш и Атлантику - были для норманнов столь обычным делом, что-когда норвежский король, католик Сигюрд в двенадцатом веке на «шестидесяти ладьях, отменно построенных по воле божьей», отправился в паломничество в Священную страну, он в Гибралтарском проливе встретил другую большую флотилию викингов, с которыми ему пришлось сразиться, чтобы продолжить свое богоугодное плавание. Однако норманнам, судя по всему, не было известно, что за Гибралтаром берег Африки круто поворачивает на юг. Зато Колумб в молодости ходил вдоль западного побережья Африки до Гвинеи и знал, что норманны ошибаются, предполагая, будто бы Винланд сходится с Африкой, - ведь южнее Гвинеи берег Африки уходит в противоположную сторону. Итак, Колумб был уверен, что, идя на запад через Атлантику, в Африку он не попадает, а о существовании тропической Америки в Европе еще никто не знал. Вот почему Колумб перед своим первым походом мог прийти к логическому выводу, что Азия с Индией и простирающиеся на восток острова и есть тот теплый край, который тянется на юге от субарктических норманнских колоний.

     Что мог Колумб, родившийся и выросший на берегах Средиземного моря, знать о землях в Арктике и Субарктике, найденных норманнскими мореплавателями? Само существование и местоположение этих северных стран отнюдь не было тайной для современников Колумба. Об открытии Винланда, лежащего к западу от Гренландии, говорилось уже в «Географии Северных Земель». Адама Бременского около 1070 года, за четыреста с лишним лет до первого плавания Колумба. Подробные описания с точными навигационными указаниями и данными о географическом положении Винланда к юго-западу от Гренландии можно было получить у христианского населения Исландии задолго до времен Колумба. И даже если Колумб не побывал сам в Исландии в 1477 году (многие полагают, что он туда плавал), он мог получить -нужные ему сведения от любого побывавшего там моряка. Кроме того, английские мореплаватели привезли в Англию немало норманнов из гренландских поселений, хорошо осведомленных о Винланде по личному опыту или со слов других. А в Англии Колумб побывал - это известно.

     Исследователи биографии Колумба сходятся в том, что он не упускал случая пополнить свои знания во время плаваний вдоль арабских областей Африки, на Британские острова, в испанские и португальские владения у Атлантического побережья. Он слушал были и небылицы, рассказываемые моряками и купцами, собирал фактические данные о пассатах и океанских течениях, а также о прибиваемых к берегам Канарских и Азорских островов лодках, предметах и даже телах людей. Вся эта информация ложилась в основу гипотезы, которая потом побудила Колумба отправиться в неизведанные дали Атлантики.

     И, наконец, все данные, которые понадобились Колумбу, чтобы определить цель своей экспедиции, он мог просто получить на своем родном полуострове в Средиземном море. Все ценное, что узнавала, какая-либо христианская нация, быстро становилось известно в Риме. Норманны никогда не делали секрета из своих поселений в Гренландии и исследований в Винланде, всю важную информацию они тотчас сообщали римской церкви. Прямые морские и сухопутные связи между Норвегией и итальянским полуостровом были куда сильнее, чем принято думать. Лейф Эйрикссон, открывший Винланд, вез с собой католического священника и католических проповедников, когда в 999 году возвращался из Норвегии в языческую колонию своего отца - Эйрика Рыжего, в Гренландии. И вез он их по прямому распоряжению короля Норвегии Улава Святого, который наладил такие превосходные отношения с Римом, что был потом канонизирован папой. А услуга, оказанная им римской церкви, как раз в том и заключается, что он простер влияние этой церкви на все далекие норвежские колонии за Северным морем и Северной Атлантикой.

     Итак, церковь отлично знала о существовании земель к западу от Гренландии.

     Необходимо уточнить, что во времена, отделяющие Лейфа Эйрикссона от Христофора Колумба, могущественное Норвежское королевство и страны Средиземноморья отнюдь не были изолированы друг от друга. По меньшей мере четыре норвежских короля лично ходили со своими флотами в Средиземное море, чтобы погрузиться в воды священной реки Иордан. Возможно, они не отличались высокой нравственностью, но их верность римской церкви подтверждается документами. Король Норвегии принудил даже далекую колонию в Гренландии регулярно платить церкви «крестоносную» дань.

     С двенадцатого по четырнадцатый век католическая церковь была немалой силой на земле Гренландии. В этот доколумбов период на западном берегу острова, отделенном от Америки проливом Девиса, появились семнадцать церквей, епископская усадьба, собор, два монастыря. Это известно не только из письменных источников, но, и по развалинам, которые теперь изучаются датскими археологами. Деятельность норманнов за проливом, в Винланде, ныне подтверждена, как исландскими сагами, так и недавними раскопками профессиональных археологов под руководством X. Инг-стада. Эта экспедиция обнаружила фундаменты норманнских жилищ одиннадцатого века, кузницу, характерное пряслице (в Л'Анс-о-Медоу на Ньюфаундленде).

     Нередко всех обитавших в Гренландии норманнов называют викингами. Это неверно, там жили христианские колонисты, а викингом в древней Норвегии называли морского разбойника.

     В папских посланиях не раз упоминается арктическая колония. В 1279 году папа Николай III разрешил архиепископу послать вместо себя за данью в Гренландию доверенное лицо. Через три года доверенное лицо возвратилось и архиепископ сообщил папе, что Гренландский приход беден, есть только шкуры и моржовый клык, вряд ли представляющие большую ценность. Тем не менее папа не освободил Гренландию от дани и в послании от 1282 года он настаивал на том, чтобы сия отдаленная христианская колония и впредь вносила в натуре «крестоносную» дань, которую следовало обращать в деньги в Норвегии.

     Похоже, что до начала упадка, который около 1500 года завершился полным исчезновением колоний в Гренландии, католическая церковь успела стать крупнейшим землевладельцем на острове. Пока существовали христианские поселения, Рим пристально следил за ходом дел в Гренландии и доставляемые оттуда грузы принимались, учитывались и реализовались в Бергене. Списки, составленные в шестнадцатом веке архиепископом Эриком Валкендорфом и независимо от него бергенским историком Аб-салоном Педерссоном Бейером, подтверждают сообщения старейших саг о том, что гренландская колония немалую часть мехов и строевого леса получала через Девисов пролив. Сага о Турфинне Карлсефни сообщает, что в Винланде Турфинн выменивал у скрелингов шкурки белок, соболей и всякие меха. В списке богатств, полученных норманнской колонией за Атлантикой, Бейер перечисляет соболя, куницу, оленей и обширные леса. Гренландский архиепископ в своем списке товаров называет черного медведя, бобра, выдру, горностая, куницу, мех росомахи и соболя - это все североамериканские животные, которых в Гренландии не было. Энтерлайн напоминает, что средневековая Европа хорошо знала гренландцев, как единственных поставщиков белого кречета, используемого на охоте.

     Колумб был ревностным католиком, тесно связанным с римской церковью и разделявшим, как миссионерские амбиции, так и географические познания Рима. Этим вполне объясняется, почему Колумб с таким упорством много лет убеждал генуэзцев, а также королевские дворы Португалии, Франции, Англии и Испании, чтобы они прислушались к его смелому утверждению, что за Атлантикой есть земля и, что путь до нее составляет всего лишь четверть того расстояния, которое предполагают все ученые мужи. Вера и знание внушили Колумбу такую уверенность в этом, что он готов был рисковать своей жизнью. Чтобы получить огромные средства, необходимые для задуманного им предприятия, он собрал по крупицам мозаику из географических фактов и логических суждений. Надо думать, что иностранцу из Генуи было нелегко добиться поддержки от ослабленной войнами Испании. И уж он, конечно, никак не получил бы ее, если бы располагал одним лишь убеждением, что Земля есть шар. Католические властители Испании не стали бы жертвовать лишь для проверки идеи шарообразности нашей планеты те блага и богатства, которые они пообещали Колумбу три полностью снаряженных корабля, команду в сто двадцать человек, 2 миллиона мараведисов наличными, звание испанского дворянина, чин главного адмирала, пожизненно должность вице-короля и губернатора всех островов и материков, какие он сам или кто-либо из его людей откроет и покорит в океане; наконец, заверение, что все эти привилегии будут переходить по наследству к старшему сыну из поколения в поколение. Столь огромная цена, названная в обращении самого Колумба на имя короля Фердинанда и королевы Изабеллы, лучше всего показывает, что иностранец из Генуи мог предложить в обмен не одно только красноречие.

     Один из будущих спутников Колумба - Лас Касас - подчеркивает, что Колумб перед началом плавания был так уверен в местоположении искомых земель, словно –они находились в его собственной комнате. Некоторые из участников первого плавания свидетельствовали, что Колумб загодя говорил пройдя всего восемьсот испанских миль, следует ожидать встречи с сушей, - так оно и вышло. Колумб упорно держался 28-й параллели (широта Флориды), которая никак не могла привести его в Индию или Индонезию. Он был так уверен в этом курсе, что наотрез отказался повернуть на юго-юго-запад, сколько ни твердили отчаявшиеся офицеры и члены команды, что видели в той стороне признаки земли. Из дневника Колумба (он, опасаясь мятежа, вел двойной отсчет пройденного пути один для себя, другой, сильно преуменьшенный, для команды, чтобы не страшилась слишком большого расстояния от родных берегов) видно, что он твердо стоял на своем предложенный им курс скорее всего приведет экспедицию к суше. Одиннадцатого октября 1492 года, когда измученная, истощенная команда потеряла уже всякую надежду, а до берегов Азии оставалось еще пройти больше половины окружности земного шара, Колумб объявил, что на следующий день покажется земля. И земля действительно была открыта на следующий день один из островков у берегов Флориды, а за этим островком недалеко простирался материк скрелингов. Замечательно, что не удача и счастливый случай помогли этому великому организатору достичь суши и сохранить жизнь команды, а пытливые исследования, логические рассуждения и тщательнейшее планирование.

    Книга Энтерлайна, расширяя наше представление о средневековом мире норманнов, в то же время проясняет нам портрет Колумба. Вместо упрямого фанатика, подвергающего команду неоправданному риску, мы видим человека мудрого и рассудительного, видим опытного морепроходца, который учитывал все данные, доступные тогдашним ученым и церкви, наметил цель и отправился ее искать. Чтобы по достоинству оценить величайшее, исторически известное морское предприятие, следует вместе с Колумбом и Энтерлайном представить себе линию на карте средневековой Терра Инкогнита от Азии Марко Поло до Америки викингов.

 

     Перевел с английского Л. ЖДАНОВ.

 

 

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки