ИСТОРИЯ ФАКТЫ И ДОМЫСЛЫ.
ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА ОТВЕЧАЮТ М КОРОСТОВЦЕВ, ДОКТ. ИСТ. НАУК, В. РИЧ, ЖУРНАЛИСТ. К. КИККС. М ШАХНОВИЧ, ДОКТ. ФИЛОСОФ, НАУК. В. МИРИМА-НОВ. КАНД. ИСКУССТВ С. ТОКАРЕВ, ДОКТ. ИСТ. НАУК. ТУР ХЕЙЕРДАЛ. А. МОНГАЙТ. ДОКТ. ИСТ. НАУК, В. БАШИЛОВ, КАНД. ИСТ. НАУК, Ю. ЗУБРИЦКИЙ, КАНД. ИСТ. НАУК, В. ГУЛЯЕВ, КАНД. ИСТ. НАУК
«В кинотеатрах многих городов нашей страны демонстрировался фильм «Воспоминание о будущем», который снят кинематографистами ФРГ. Постановщики фильма ставят перед зрителем ряд захватывающих воображение вопросов о посещении Земли пришельцами с других обитаемых планет. Не утверждая этого прямо, они, однако, так подбирают, и подают фактический материал историко-археологического характера, что ответ «Да, посещали» - напрашивается почти сам собой. В какой мере правомерен этот вывод? Ряд фактов, сообщаемых в фильме, известен читателям вашего журнала из публикаций предыдущих лет, о других узнаешь впервые. Хотелось бы прочесть комментарии к фильму видных ученых-специалистов в соответствующих областях науки». Это письмо читателя Л. Писарик из Минска - одно из многих, пришедших в редакцию.
В публикации «История факты, и домыслы» приводятся соображения ученых по затронутым в письмах вопросам, рассказывается история гипотезы о космических пришельцах, и даются выдержки из книги Э. Дэникена «Воспоминание о будущем»
№№ 1 - 8. Извлечения из книги Дэникена «Воспоминания о будущем». Перевод с немецкого 3. Бобырь.
Доктор исторических наук М. КОРОСТОВЦЕВ, заведующий отделом Древнего Востока Института востоковедения Академии наук СССР:
«ЕГИПТЯНЕ МНОГО СТРОИЛИ, И ИЗ СВОЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОНИ ВЫРАБАТЫВАЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ»
1. Сейчас, в XX веке, ни один архитектор - даже с помощью техники всех материков - не сумел повторить Хеопсову пирамиду.
История Древнего Египта известна сейчас достаточно хорошо от раннего неолита до 1 века нашей эры.
От Древнего Египта сохранилось множество надписей, рассказывающих о сооружениях храмов, и гробниц. В них руководители работ с гордостью сообщают, что они в такой-то срок построили, и воздвигли то или иное сооружение, заслужив тем самым такие-то милости, и награды от своих владык-фараонов.
Известно более 90 имен зодчих, создавших шедевры египетской архитектуры. Тут, и знаменитый Имхотеп, построивший древнейшую ступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккаре, и Хемиун, который руководил постройкой большой пирамиды Хуфу (Хеопса), и, наконец, Сенмут - создатель многих художественных сооружений, и в том числе одной из жемчужин египетской архитектуры - храма в Деир-Эль-Бахри.
В строительных надписях древних египтян редко упоминается о технических методах, и приемах, которые были широко известны тогда всем. Говорить о подобных банальностях в торжественных надписях казалось излишним, и бессмысленным. Работами египтологов, археологов, архитекторов и инженеров неопровержимо доказано, что грандиозные египетские сооружения создавались многочисленными коллективами в течение продолжительного времени.
Каким образом древние египтяне, обладая только примитивной ручной техникой, передвигали на сравнительно большие расстояния тяжести в десятки, а то, и сотни тонн? Ответ дали египтяне. В гробнице вельможи Джехути-Хетеп в Эль-Берше, в Среднем Египте (время XII династии), есть рисунок перевозки колоссальной каменной скульптуры. Скульптура весила не менее 60 тонн. Она помещена на большие деревянные сани и прикреплена к ним веревкой за скобы по бокам саней. Сани тащат на канатах 172 человека. На коленях статуи стоит человек, льющий воду под полозья, для того, чтобы от трения они не загорелись. Другие рабочие подносят ему воду в кувшинах.
По подсчету ученых, большая пирамида Хуфу (Хеопса) была построена приблизительно из 2 300 тысяч каменных блоков, каждый весом около 2,5 тонны. Как их поднимали наверх? Грек историк I века Диодор Сицилийский утверждал, что при постройке пирамид использовались земляные насыпи, которые потом разбирались. По этим насыпям тащили камень наверх на деревянных санях. Хотя Диодор жил много веков спустя после строительства пирамид, и других монументальных сооружений, его информация оказалась правильной. Археологи обнаружили остатки таких насыпей у храма Солнца фараона Ниусерра в Абу-Гу-рабе, у пирамиды Аменем-хета I в Лиште, у заупокойного храма при пирамиде Хефрена, у пирамиды Ме-дума и т. д. Таким образом, метод использования земляных насыпей для высотных сооружений, и подъем по ним тяжестей установлен. В научной литературе сейчас идет спор лишь по поводу частностей числа насыпей при постройке пирамид, их ширины, градуса подъема и т. д.
ФАКТЫ И ТОЛЬКО ФАКТЫ
В больших пирамидах Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), и Менкаура (Микери-на) нет никаких текстов и никаких изображений. Следовательно, утверждение, что пирамида Хуфу была
«каменным архивом» египетских познаний в математике, и астрономии, ничем не подкрепляется. В Египте имеются десятки пирамид. И, как твердо установлено, целевое их назначение одно - быть гробницами. Во всех из них находились саркофаги с останками фараонов.
Литература о строительстве пирамид за рубежом обширна. На русском языке имеется перевод французского исследователя Ж. Ф. Лауэра «Загадки египетских пирамид». М. 1966, и X. А. Кинк «Как строились пирамиды». М. 1967.
Вся египетская математика - о ней мы судим по уцелевшим древнеегипетским руководствам для арифметики - носила чисто практический характер. Египтяне много строили, и из своей строительной практики они постепенно вырабатывали теоретические обобщения, а не наоборот это общепризнанный ход развития всякой науки. Но до высот современной, даже средней алгебры они не дошли.
Академик В. В. Струве считал большой заслугой египтян перед человечеством их научные достижения, которые восприняли и развили дальше греки. Египтяне в арифметике близко подошли к созданию десятичной системы, но нуля они еще не изобрели. Египетские дроби были очень примитивны - числитель всегда единица (исключение - 2/), а знаменатель - любое число.
Об уровне египетской науки читатель может узнать в следующих книгах О. Нейгебауэр. Точные науки в древности. М. 1968; М. А. Выгодский. Арифметика, и алгебра в Древнем мире. М. 1967; Э. Кольман. История математики в древности. М. 1961.
О НЕКОТОРЫХ НАУЧНЫХ ЗАГАДКАХ
В истории Египта не все ясно и понятно. Одна из важнейших проблем - социально-экономическая структура общества Древнего Египта. Кто, например, были строители «Великой пирамиды» рабы или свободные крестьяне, вынужденные надрываться на тяжелых работах в силу, каких-то причин? Кто были создатели материальных ценностей в стране, какое они занимали положение в обществе, и, каковы были их взаимоотношения с государством и правящими классами, и т. д.? Все это вопросы огромной научной важности, и советские ученые упорно работают над их успешным решением.
Кент ВИКС, ассистент-куратор отдела египетского искусства Метрополитен-музей (Нью-Йорк):
СПОР О ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЕ
Египетские пирамиды изучались, и толковались с самых разнообразных точек зрения. Например, пирамида Хуфу (Хеопса). Она построена так тщательно, что щели между блоками имеют ширину не более пяти миллиметров; одна сторона основания длиннее другой всего на 20 сантиметров - это ошибка всего на 0,0009%! Ее грани смотрят на все стороны света, и отклонение от истинного направления на север составляет лишь 5 угловых минут. Не забудем гигантские размеры пирамиды она построена из 2 300 тысяч блоков, каждый весит в среднем 2,5 тонны (самый тяжелый - около 15 тонн); высота ее - 147 метров, длина стороны основания - 230 метров; объем - более 2,5 миллиона кубометров.
Как же она строилась?
Для решения этой гигантской задачи предлагались различные устройства наиболее известны насыпь, и полозья, а также разнообразные рычаги, наподобие коромысла - подъемника. Многие гипотезы объясняли происхождение рычага от шадуфа-журавля, которым египетские крестьяне черпают воду из Нила для орошения полей. Его возможное применение на стройке пирамиды изучал немецкий инженер Л. Крон. Он считал, что для строительства большой пирамиды потребовалось бы около 3,5 тысячи таких рычагов.
Однако, во-первых, нет абсолютно никаких доказательств того, что рычаги действительно применялись. Если бы они входили в число обычных орудий строителя, то их изображения мы нашли бы в рисунках на гробницах, как находили изображение полозьев, и насыпей. Или они хотя бы упоминались в текстах.
Во-вторых, не все пирамиды одинаковым образом сложены из правильных рядов камней. Камни, как правило, укладывались не в плоские прямые ряды, а в ряды сводчатые, и «фасадные» стороны этих сводообразных рядов крайне затрудняют, а то, и вовсе исключают размещение на них шадуфов или сходных коромысел - подъемников. Считается, что такая техника строительства позволяла быстро закончить пирамиду на любой стадии, но доводя ее до проектной высоты.
Могильная роспись XVIII династии (около 1450 г. до н. э.) показывает нам применение наклонной насыпи для подъема колонны в храмовом дворе. Остатки насыпей найдены в разных местах, включая Медум, Гизу, и Лишт, где они обнаружены вблизи пирамид. В папирусе Анастази I мы читаем запрос к писцу, требующий рассчитать, сколько надо камней для постройки насыпи длиной более 360 метров, шириной 27 метров, и высотой почти 30 метров. По описанию эта насыпь похожа на найденную около второй пирамиды в Гизе, а ее склон почти таков, как у насыпи, лежащей вблизи пирамиды Неусерра в Абу Сире.
Все эти насыпи имеют склон крутизной около 15°. Это, видимо, самый удобный для втаскивания камней угол. По археологическим данным мы знаем, что облицовочные каменные блоки накладывались в последнюю очередь до окончания этой работы пирамида не имела ровного склона, по которому можно было бы втаскивать камни наверх. Значит, поднимать камни по грани пирамиды было бы не легче, чем тащить их вверх по крутой каменной лестнице.
Применение в транспортировке полозьев (а не катков) можно считать доказанным. Такие полозья не раз находили археологи.
Сколько же людей было занято на стройке? Записи времени Древнего царства сообщают, что крышку саркофага перевозили от карьера к Нилу три тысячи человек. Известно, что во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ, и могли участвовать в таких «государственных проектах». Геродот, конечно, преувеличивает, говоря, что пирамиду строили 100 тысяч человек в течение двадцати лет. Флиндерс Петри (английский археолог. - Ред.) считает, что сто тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести Великую пирамиду менее чем за двадцать лет. Некоторые специалисты полагают, что, и эта оценка завышена. Во всяком случае, существование таких коллективов вполне реально для Египта, население которого в период Древнего царства составляло 1,5 - 2 миллиона человек.
Перевод с английского. (Из журнала «Natural History» 10, 1970).
Доктор философских наук М. ШАХНОВИЧ:
«СООРУЖЕНИЕ БОЛЬШОГО ХРАМА ГЕЛИОСА В БААЛЬБЕКЕ ПО ЗАТРАТЕ ВРЕМЕНИ И ТРУДА ПРЕВОСХОДИТ ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ»
2. Космические посещения в древности!
- В Дели, Индия, стоит столб из железа, не содержащего ни фосфора, ни серы, и потому не доступный для климатических влияний.
В фильме показаны три гигантские, грубо обработанные глыбы Баальбекской террасы. Эти глыбы привезены из каменоломни. Они подняты на высоту до семи метров. В каменоломне, неподалеку от Баальбека, остался еще один отесанный, но не отделенный от стены камень. Его вес превышает тысячу тонн, длина - 21 метр, ширина 2,8 метра и высота - 4,2 метра. Эта четвертая плита должна была находиться в основании храма. Вырубали ее зубилами, и на плите сохранились многочисленные следы зубил, которыми ее обрабатывали тысячи каменотесов. История сооружения Баальбека такова. Римский император Антоний Пий (138 - 161 гг. н. э.) приказал возвести крупнейший в империи храм Юпитера в ознаменование завоевания Гелиополиса. Храм возвели на месте святилища бога финикян - Баала. После смерти императора никто из его преемников не пожелал закончить строительство.
ИНДИЙСКАЯ КОЛОННА
В Дели действительно стоит железная колонна весом в несколько тонн, шести метров высоты. На колонне есть надпись, в которой сказано, что колонна отлита, и установлена в честь царя Чандрагуп-ты II, умершего в 414 году н. э. Выплавка железа в Индии была известна еще в. XIII веке до н. э. Во времена создания этой колонны, в эпоху Гуптов, индийцы достигли больших успехов в металлургии. Они получали чистое железо методом, подобным современной порошковой металлургии. Железо, полученное таким образом, не ржавело.
Кандидат искусствоведения В. МИРИМЛНОВ:
«НА ГОЛОВЕ У НИХ НЕ АНТЕННЫ, А КОРЗИНЫ»
3. Но, что, если фрески в Тассили, в США или во Франции действительно изображают виденное первобытными людьми, что мы ответим, если спирали на жезлах действительно были антеннами, как видели дикари их у неизвестных «богов»!
Знаменитые доисторические фрески Тассилин-Адджера в Сахаре создавались различными народами на протяжении длительного времени, начиная примерно с VIII тысячелетия до н. э.
«Марсианский бог» - изображение, о котором говорится в фильме, относится приблизительно к
VI - V тысячелетиям до н. э., и принадлежит к раннему периоду так называемого стиля «круглоголовых» человеческие фигуры, так же, как, и фигуры животных, древний художник трактует обобщенно. Членения частей тела едва намечены, туловище лишено талии, руки - запястий, большая круглая голова уходит глубоко в плечи. Все вместе действительно напоминает фигуру в водолазном костюме. Но посмотрите на фото. Человек изображен без, какой бы то ни было одежды женщины в легких набедренных повязках, обнаженные мужчины с луками, и копьями. Фигуры этого стиля создавались в Тассили на протяжении нескольких веков художниками-охотниками, постепенно видоизменялись, становились более стройными, детализированными. При этом формы, размеры и очертания головы почти не меняются. Повсюду сохраняется один орнаментальный мотив - в виде полуовалов, расположенных в верхней части головы.
Именно эта деталь, ее постепенное изменение подтверждают предположение, что круглая голова обозначает стилизованную маску муфлона (горного козла). Муфлоны, по-видимому, в то время были основным объектом охоты в Центральной Сахаре.
«Существа в округлых скафандрах с антеннами на голове» очень хорошо известны по фрескам Тассили. Только на голове у них не антенны, а корзины. (Точно так же носят корзины, и теперь в Африке.)
Дэникен, по книге которого поставлен фильм, ошибается, когда говорит о том, что «те же дикари прекрасно рисовали быков и обычных людей». Живописные изображения быков, могучих лучников и изящных танцовщиц появляются на скалах Тассили лишь два тысячелетия спустя. Их авторами были уже иные - не охотничьи, а пастушеские народы, прибывшие сюда со своими стадами около середины IV тысячелетия до н. э.
Как справедливо замечает Дэникен, не только в Сахаре, но, и в других районах земного шара находят стилизованные изображения антропоморфных существ с большими округлыми головами.
Особенно часто подобные фигуры встречаются на северо-западе Австралии. Это так называемые вонжины. Их однотипные, написанные охрой и белой глиной фигуры можно видеть на скалах вблизи источников воды.
До последнего времени туземцы, кочевавшие в районах Арнхемленда, и Кимберли, подновляли эти изображения, согласно местным преданиям, их отождествляли с дождем, влагой. Как правило, фигура вонжины изображается лежащей на боку. Большая голова обведена ярко-оранжевым подковообразным, контуром. Туземцы считают, что эти изображения существовали всегда они оставлены самими вонжинами.
Конечно, нет сомнения в том, что вонжины - создание многих поколений коренных австралийцев, точно так же, как десятки тысяч других изображений - от реалистических фигурок животных до бесчисленных абстрактных форм и геометрических узоров, написанных красками, и высеченных на скалах в разных районах Австралии.
Среди них так же, как среди наскальных изображений в других районах земного шара, остается еще много загадочного, не поддающегося расшифровке. Что же касается увеличенных размеров головы и подковообразного контура, подчеркивающего ее форму, то это объясняется стремлением художника показать особое значение изображаемого предмета. Увеличением размера той или иной детали, чаще всего головы, художники обычно обращали внимание зрителя на самое главное.
Тем, кто заинтересуется вопросами искусства Африки А. Лот. В поисках фресок Тассили. М. 1962; Ранние формы искусства. Сборник. М. 1972; В. Мириманов. Африка. Искусство. М. 1967.
«ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ» или «ПОКУШЕНИЕ НА ПРОШЛОЕ»?
При подготовке к печати статей, комментирующих отдельные факты истории, упоминаемые в фильме, в редакции, естественно, происходил обмен мнениями с их авторами.
Кроме того, на несколько вопросов читателей мы попросили ответить заведующего сектором Зарубежной Европы Института этнографии АН СССР, доктора исторических наук, профессора С. А. ТОКАРЕВА.
Каково ваше отношение к идее о возможном посещении Земли представителями инопланетных цивилизаций!
С. ТОКАРЕВ. Возможно, были случаи появления на Земле пришельцев из космоса, так, как цивилизации могли параллельно развиваться на разных планетах. Правда, на других планетах жизнь, вероятнее всего, приняла бы иные формы. Однако подобного рода утверждения требуют веских научных доказательств. Таких фактов еще привести нельзя.
Ю. ЗУБРИЦКИЙ. Хотя наша планета расположена не в центре, а в периферийной части Галактики, нет ничего невероятного в подобного рода предположениях. Искать факты, которые подтвердят либо опровергнут их, не только право, но, и высокий долг ученых.
У нас имеются основания говорить о некоторых фактах прилета инопланетных пришельцев, например, феномен Тунгусского метеорита, некоторые (только некоторые!) свидетельства о «летающих тарелках», упоминание об «огненных колесницах» в древнеиндийском эпосе и т. д.
М. КОРОСТОВЦЕВ. Да, но если нас, и посетили, когда-то гости из космоса, то не обязательно, чтобы носители внеземных цивилизаций внешне были так схожи с землянами. Ведь для этого необходимо, чтобы там, в космическом теле, откуда инопланетяне прибыли на Землю, были бы условия, вполне тождественные земным. Конечно, такая возможность теоретически не исключена, но и не доказана.
М. ШАХНОВИЧ Лично я считаю идею, излагаемую в фильме, пустым вымыслом. Ее высказывали еще авторы оккультных романов XIX века. Там описывалось, как небесные пришельцы, прибывшие на Землю, создали древние культуры, научили жрецов
Египта или Индии пользоваться паром, электричеством, аэропланами.
Каково ваше отношение к возможному влиянию инопланетных цивилизаций на развитие нашей цивилизации!
С. ТОКАРЕВ. Гипотеза о возможных посещениях Земли представителями инопланетных цивилизаций не имеет никакого отношения к человеческой истории. Человечество развивалось по своим законам. Не все законы мы знаем, еще не все явления можем объяснить. До сих пор необъяснимы происхождение так называемых посадочных знаков, и взлетной площадки или причины появления множества каменных статуй на острове Пасхи. Изучать историю надо, опираясь на факторы, действующие на Земле, не привлекая при этом инопланетян.
В. ГУЛЯЕВ. За последнее время всевозможные гипотезы космического происхождения человеческой культуры стали во многих странах своего рода навязчивой идеей. Их защитники и приверженцы используют для обоснования самые разнообразные приемы - от «откровения свыше» до спекуляций на эпохальных достижениях человечества в освоении космоса. Одновременно они обвиняют «официальную» науку в консерватизме, а то, и просто в мошенничестве. Вполне очевидно, что такого рода «теории» неприемлемы для любого объективного ученого. Неприемлемы прежде всего потому, что в основе таких построений лежит пренебрежение реальными историческими фактами, произвольные комбинации случайных и совершенно несопоставимых данных для «обоснования» своих далеко идущих концепций.
М. КОРОСТОВЦЕВ. В поясняющем фильм тексте говорится «Мы ничего не утверждаем, мы только ставим вопрос», и т. д. Для широкой публики такая постановка вопроса звучит заманчиво, она, как будто научно объективна. Но в действительности такой риторический прием призван убедить слушателей в правильности главной идеи фильма, в корне противоречащей многим хорошо известным и проверенным фактам современной науки, о которых Э. Дэникен преднамеренно умалчивает. Прямо или косвенно утверждается, что грандиозные, и удивительные памятники древних культур были созданы не ручным трудом людей, а прилетевшими из космоса носителями внеземных цивилизаций. Уже само по себе это утверждение противоречит всякой логике и просто здравому смыслу В самом деле, «носители внеземных цивилизаций» должны были бы обладать более высокой техникой, чем наша современная земная, если они смогли прилететь на Землю из неведомых космических пространств. Ведь человечество на современном уровне развития такими возможностями не обладает, и их реализация, во всяком случае, не предвидится в ближайшее время. Зачем же носителям столь высокого умственного и духовного развития потребовалось строить грандиозные храмы, и сооружения в месть божеств, которым поклонялись древние египтяне, индейцы и другие древние народы, божеств, в которые отчасти не верили сами древние, а тем более современное человечество? Неужели прибывшие из космоса, и сумевшие преодолеть его неизмеримые пространства, верили в древнеегипетских, мексиканских и других богов, и строили для них храмы? I
Ю. ЗУБРИЦКИЙ. Если следовать концепции Э. Дэникена и ему подобных, то творческие способности человечества более чем ограничены. Все эти «чудеса света» оказываются не под силу человеческому разуму. Любопытно, что по их концепции пришельцами были созданы почти все древние цивилизации. Хотят этого или не хотят сторонники данной гипотезы, но уничижение роли человека-творца невольно заставляет вспомнить библейское положение о человеке-черве.
Вспоминается один случай. В апреле 1970 года мне посчастливилось осматривать развалины Мачу-Пикчу, древнего инкского города, построенного на высоте свыше трех тысяч метров. Моими гидами были директор археологического комплекса Чавес Бальон, и его сотрудники. С нашей группой ходил и юноша. Он оказался из Испании, историк-аспирант. Через некоторое время он с чисто испанской изысканностью обратился к доктору Чавесу с вопросом «Не будете ли вы, доктор, так любезны высказать ваше квалифицированное мнение о возможности постройки Мачу-Пикчу выходцами из Финикии?» Перуанский ученый ответил на этот вопрос действительно квалифицированно. Приведя логические выкладки, и сравнив архитектурные стили финикийцев и древних индейцев, он убедительно показал несостоятельность, и абсурдность «финикийской» гипотезы. Но турист из Испании не унимался он выдвигал «египетскую», «вавилонскую», «индийскую», «китайскую» и прочие гипотезы. И каждый раз Чавес Бальон аргументированно опровергал домыслы досужего испанского аспиранта. И, наконец, последовал последний вопрос «А не могли это чудо создать космические пришельцы?»
Индейская невозмутимость изменила перуанскому ученому. Еле сдерживая гнев, он воскликнул «Рог Dios» (В данном конкретном случае я бы перевел это восклицание не «Ради бога», а «Черт возьми»)
- Почему вы не хотите за моим народом, за моими предками признать талант, и творческие силы, способные создать и Мачу-Пикчу, и многое другое?!
Этот случай приведен не случайно. Ответ перуанского ученого, выходца из индейцев кечуа, глубоко символичен. Ибо многие народы, лишенные по воле автора книги и фильма «Воспоминания о будущем» своей истории, могли бы сказать то же самое.
' М. ШАХНОВИЧ. Еще во второй половине XIX века, когда научные открытия, и технические изобретения начали подрывать веру в библейские «чудеса», некоторые апологеты «священного писания» пытались доказать, что всевышнему известны все достижения научного знания. Так, например, библейский миф о том, что у пророка Ильи вода загоралась, объясняли тем, что в действительности у него была не вода, а нефть. В тридцатых годах XX века особенно ревностные почитатели библии, стремясь защитить богословскую «картину мира» от научной критики, утверждали, что якобы в Ветхом завете упоминается о сложном строении атома, о законе всемирного тяготения.
Такой «метод» истолкования мифов открывает необозримые возможности рога сатаны можно объявить радиоаппаратами, а ступу бабы-яги - микровертолетом.
Археолог и историк древнего мира, приступая к исследованию, ставят перед собой две задачи правильно определить возраст памятников, и сопоставить их во времени. Насколько обязательны эти правила!
В. БАШИЛОВ. Хронология составляет костяк любого научного исследования в этой области. И именно ею так грубо пренебрегли создатели фильма. Ими собраны, и свалены в одну кучу события, и факты, разделенные веками фигуры Тассили были созданы где-то между 8000 и 5000 годами до нашей эры, «статуэтки в скафандрах» культуры ранний дземон в Японии существовали в III тысячелетии до нашей эры, а инкские крепости, как уже говорилось, - в середине II тысячелетия нашей эры. Когда же в таком случае появились космические пришельцы на нашей планете? Или они прилетали неоднократно с регулярностью рейсового самолета Аэрофлота? В фильме вы не найдете на это ответа.
Археология всегда имеет дело с неизвестным. Многие из проблем, которые встают перед ней, долгое время остаются нерешенными. И археологи могут только приветствовать любые смелые гипотезы, предлагающие решение таких проблем. Но при одном условии. Любая гипотеза должна строиться на основе научной методики, а любые методические новшества должны быть очень серьезно обоснованы.
ЛИТЕРАТУРА
В. Алексеев. От животных, и человеку. 1л1, 1969.
В Алексеев. В поисках предков. М„ 1972.
А. Монгайт. Археология и современность. М 1965.
В. Башилов. Древние цивилизации Перу, и Боливии. М„ 1972.
В. Гуляев. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. 1л1, 1972.
К. Керам. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.
А. Кондратов. Погибшие цивилизации. М„ 1968.
А. Кондратов Атлантика без Атлантиды. Л.. 1972.
С. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1964.
Э. Церен. Библейские холмы. М., 1966.
Г. Чайлд. Прогресс, и археология. М., 1919.
М. Шахнович. Первобытная мифология, и философия. Л., 1971.
Г. Штоль. Боги и гиганты. М. 1971.
Эпос о Гильгамеше. М., 1961.
Почетный член Географического общества Академии наук СССР Тур ХЕЙЕРДАЛ:
«12 ПАСХАЛЬЦЕВ ЗА 18 ДНЕЙ УСТАНОВИЛИ ИСПОЛИНА ВЕСОМ ОКОЛО 20 ТОНН»
4. Остров Пасхи лежит вдали от всякого материка, и от всякой цивилизации. На этом крошечном клочке вулканического камня не растет ни одного дерева. Ходячее объяснение, будто каменные великаны подвозились на место установки с помощью деревянных катков, здесь тоже не годится. Кто же высекал статуи из скал, кто их обрабатывал и перевозил на место!..
Был ли остров Пасхи в самом деле таким безлесным, когда его впервые освоили люди?
До того, как в кратере Рано Рараку начали трудиться ваятели, его голые склоны были покрыты пальмами не существующего теперь на острове вида. Донные отложения кратерного озера буквально насыщены пыльцой этой пальмы. Одно из самых неожиданных открытий - пыльца кустарника, родственного хвойным. Этот кустарник раньше вообще не находили на тихоокеанских островах; зато он сродни кустарнику южноамериканского вида. Приплывшие с первой волной переселенцев каменщики, которые умели тесать, и применять для строительства огромные глыбы базальта, попали не на безлесный остров. Им пришлось сначала повалить деревья, расчистить участки, чтобы проложить пути к каменоломням и освободить места для жилищ, и монументов.
ТАЙНА 600 ГИГАНТОВ
Наши исследования показали, что все известные пасхальские статуи острова Пасхи (примерно 600) однородны и отличаются только по степени готовности. Весь процесс ваяния можно разбить на четыре стадии. На первой стадии спина изваяния была еще соединена с коренной породой, шла обработка передней части, и боков, производилась даже полировка, и только глазниц недоставало. На второй стадии фигуру отделяли от породы, и ставили в отвалах у подножия вулкана, чтобы закончить обработку спины и высечь на ней символические изображения; на крутом склоне нетрудно было поставить изваяние на вымощенную необработанным камнем площадку. На третьей стадии все еще безглазые статуи снова укладывали на землю, и перетаскивали по дорогам, расходящимся от вулкана. И только на четвертой стадии, когда идол уже был установлен на своей аху, ему делали глаза, а на голову помещали большой цилиндр из красного камня. Этот цилиндр пасхальцы называли пукао, то есть узел или пучок волос.
...Как известно, один из потомков Оророины (единственного уцелевшего «длинноухого») показал нашей экспедиции, как 12 поколений назад грубо заостренными рубилами из твердого андезита островитяне высекали на склонах кратера Рано Рараку гигантские статуи, как несколько сот человек могли перетаскивать изваяния по равнине, как 12 пасхальцев, располагая только канатами, бревнами, и камнями, смогли за 18 дней установить на аху исполина весом около 20 тонн.
В течение примерно 600 лет было высечено более 600 огромных изваяний. К концу среднего периода, примерно к XVII веку н. э., весь остров был опоясан платформами - аху - с каменными великанами, обращенными лицом к святилищу, спиной к океану.
Когда производство статуй достигло кульминации (перед внезапным концом среднего периода), каменотесы острова Пасхи уже умели воздвигать монолитные статуи высотой до 12 метров, что соответствует высоте 4-этажного дома. Самая большая статуя, установленная на постаменте вдали от каменоломни, весила больше 80 тонн. Высота истукана достигала 10 метров, не считая покоившегося на голове красного каменного цилиндра (он весил 12 тонн - столько же, сколько весят 2 взрослых слона). А в каменоломне уже шла тогда работа над 20-метровой статуей (то есть равной по высоте 7-этажному дому), но около 1680 года внезапно произошла катастрофа. Работы в каменоломнях, на дорогах не возобновлялись. Победителем оказался полинезиец, который не привык высекать статуи, и строить из камня.
Перевод со шведского.
(Из журнала «Ymer», №2. 1962).
Кандидат истерических наук В. БАШИЛОВ:
«ЗНАЧЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ В ПЕРУ ПОКА НЕ СОВСЕМ ЯСНО»
5. О Тиауанако нет никаких надежных сведений. Развалины, возраст которых до сих пор еще не установлен, окутаны туманом прошлого, незнания, и тайны.
Ни один археологический памятник Южной Америки не вызывал такого количества различных домыслов, и псевдонаучных спекуляций, как древний город Тиауанако в горах Боливии. Не смогли обойтись без него, и искатели космических пришельцев. Зрителю предлагается решить нехитрую арифметическую задачу разделить 30 километров - современное расстояние от города до озера Титикака - на 3 миллиметра - годовую скорость отступления озера от древних руин. Таким образом, можно найти возраст Тиауанако середина третичного периода. Но тогда возникает вопрос кто же строил город? Ведь человек появился только в четвертичном периоде?
Археологическими раскопками доказано, что город занимает совершенно определенное место среди других культур Андской области. Он был построен, и существовал только в I тысячелетии н. э. Целая группа дат, полученных радиоуглеродным методом, подтверждает это. И нет никаких оснований говорить об умопомрачительной древности или неопределенности возраста руин Тиауанако.
СТРАННЫЕ ЛИКИ ТИАУАНАКО
В фильме упоминается так называемый Полупод-земный храм, или Малый Каласасайя, давно известный науке, и реставрированный сейчас боливийскими археологами. В его стены действительно вмонтированы изображения человеческих голов из камня. Вглядитесь в них повнимательней; тут можно говорить о различных чертах лица, но не о разных расовых типах. На их головах не шлемы, а тюрбаны или налобные повязки. Подобные же головные уборы «надеты» на головы тиауа-накских статуй классического периода. Налобные повязки, часто украшенные перьями, широко распространены у индейцев Южной Америки.
ВЫМЫСЕЛ, «СКРЕПЛЕННЫЙ МЕДНЫМИ СКОБАМИ»
В Тиауанако нет такой огромной стены, как нет, и построек, где бы стотонные блоки были переложены или увенчаны 60-тонными кубами. Вес самого большого монолита в стенах Полуподземного храма при высоте 4 метра всего 4 644 килограмма, или чуть более 4,5 тонны. Блоки в стенах Каласасайя тоже не достигают тех гигантских размеров, о которых говорится в фильме.
АЭРОДРОМЫ!
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ!
Одновременно с Тиауанако в I тысячелетии н. э. индейцы юга Тихоокеанского побережья Перу создали яркую и своеобразную культуру Наска. Именно на керамике этой культуры специалисты находят рисунки, сходные с теми гигантскими изображениями, которые в фильме называют аэронавигационными знаками. Назначение рисунков, так же, как, и бесчисленных прямых полос действительно пока не ясно. Их изучение еще только начато. По мнению ученых, рисунки создавались так с поверхности каменистых равнин и склонов вдоль прямых или плавно выгнутых линий камень вынимали так, что каждая такая линия превращалась в тропинку шириной 60 - 70 сантиметров. По обе ее стороны шли валики из сложенных камней. На всем протяжении одного рисунка тропинки не пересекаются, и выход из «лабиринта» всегда лежит рядом с входом. Археолог из США П. Козок и перуанская исследовательница М. Рейхе, специально занимавшиеся этими памятниками древности, считают, что тропинки использовались для религиозных процессий, а сами рисунки, и полосы связаны с земледельческим культом и астрономией. Пока это только гипотеза.
Археологи никогда не считали полосы в пустыне дорогами инков. И встречаются они, как, и другие гигантские рисунки, не по всему Перу, как пишет Дэникен, а только на юге побережья, там, где существовала культура Наска.
Кандидат исторических наук Ю. ЗУБРИЦКИЙ
«НЕ ПРОЩЕ ЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ТРЕЗУБЕЦ-ЭТО ПРОСТО МАЯК?»
6. Во многих местах Перу встречаются наскальные рисунки огромных размеров, несомненно служившие сигналами для существ, летавших в воздухе. Для чего еще они могли бы служить!
На одном из склонов Анд, выходящих к океану, начертан огромный знак - трезубец. По мнению Дэникена, он оставлен инопланетянами, поскольку знак виден якобы только с воздуха. Но если взглянуть на знак трезубца не с неба, а с моря, то окажется, что отсюда он виден так же хорошо, если не более отчетливо. Инки (и доинки) совершали не только тысячекилометровые плавания вдоль побережья, но, и отваживались уходить на длительный срок в неизведанные просторы океана. Так, Единственный Инка (титул инкских царей) Тупак Юпан-ки примерно лет за тридцать до открытия Америки Колумбом снарядил огромный флот для поисков новых земель. Общее количество участников составило двадцать тысяч человек, а само плавание длилось год. Не проще ли предположить, что упомянутый трезубец - это просто своеобразный вариант маяка? Кстати, форма, сходная с трезубцем, в виде трех соединенных перьев была весьма популярна среди инков. В широко известной хронике Фелипе Уаман Пома де Аяле ее можно видеть на головных уборах инков.
Однако примем приглашение авторов фильма, и последуем в том направлении, куда указывают концы трезубца. Мы попадем в район одной из древнейших доинкских цивилизаций на территории Перу - Наска. Остатки цивилизации действительно таят в себе много загадочного, но эта загадочность в значительной степени объясняется слабой изученностью этой культуры. По существу, ее только начинают изучать. Выяснилось, что так называемые посадочные полосы обозримы также с некоторых точек в горах, окружающих долину. Сейчас среди ученых, которые серьезно приступили к изучению цивилизации Наска, преобладает мнение, что упомянутые наземные сооружения представляют собой своеобразный календарь. В зависимости от того, за, какую из линий опускалось солнце, древние обитатели этой части Перу могли судить, в, какое время года они живут, как скоро нужно собирать урожай либо, наоборот, сеять. Ну, а, как быть с посадочной площадкой для летательных аппаратов астронавтов? Если это не посадочная площадка, так, что же? Точно ответить на этот вопрос пока трудно. При желании, конечно, можно вообразить, что перед нами посадочно-взлетное поле. Но это лишь один из вариантов ответа. Ведь прекрасно известно, что местные земледельцы в эпоху инков, и до них превращали крутые склоны гор в ровные площадки, которые использовались в качестве посевных площадей. Известно также, что до появления испанцев жители Андов часто строили свои города, и храмовые комплексы на высоте 2 - 3, и более тысяч метров над уровнем моря (Мачу-Пикчу, Куско, Тиауанако, и др.), выравнивая при этом не ровности рельефа. Разве исключено, что посадочная площадка - это всего-навсего место, выровненное для посева либо подготовленное для строительства города или храма? Два последних предположения, во всяком случае, подтверждаются сходными явлениями, и поэтому более реалистичны, нежели первое, «космическое», - заманчивое, но ничем не подтвержденное.
ЧУДЕСА В САКСАЙУАМАНЕ
Крепость Саксайуаман расположена неподалеку от города Куско. По своим архитектурным особенностям крепость относится к так называемому позднеинкскому стилю, зародившемуся лишь в XV веке н. э.
Однако даты событий, связанных с историей этого замечательного памятника архитектуры народа кечуа, не смущают фантастов. На удивление тем, кто хотя бы немного знакомился с историей, и археологией Перу, город Саксайуаман также объявлен «космическим феноменом». Но ведь в старинных хрониках с достаточной полнотой повествуется о возникновении крепости. Попытка отнять у древних перуанцев славу ее строительства выглядит тем более странно, что тысячи, и тысячи простых индейцев-тружеников заплатили жизнью, воздвигая это одно из чудес Нового Света.
Кандидат исторических наук В. ГУЛЯЕВ;
«РАКЕТА ИЗ ПАЛЕНКЕ? НЕТ, СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ-КУКУРУЗ А»
7. В 1953 году в Паленке найден каменный рельеф. Мы видим на нем человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету.
15 июня 1952 года мексиканский археолог Альберто Рус Луилье открыл каменную «дверь» в гробницу «Храма надписей» в древнем городе майя Паленке.
Посредине просторной подземной комнаты стоял огромный резной саркофаг из камня. Он был покрыт сверху плоской прямоугольной плитой с затейливым рисунком. Под этой массивной крышкой в овальной выемке, сплошь засыпанной красной краской, лежал скелет рослого, и крепкого мужчины в возрасте 40 - 50 лет. Человек был погребен вместе со всеми своими украшениями из голубовато-зеленого нефрита - символ богатства, и знатности у индейцев доколумбовой Америки.
В фильме рисунок плиты из гробницы в Паленке показан в совершенно неузнаваемом виде. Обширные пространства резной поверхности залиты черной краской, многие характерные детали смазаны. Но главное - это тот ракурс, с которого представлена эта крышка майяского саркофага автор книги, и соответствующие кадры фильма, чтобы придать своему «космонавту» более естественную позу (наклон вперед, и т. д.), намеренно дали все изображение в неправильном, поперечном положении, тогда, как на плиту нужно смотреть продольно, стоя у нижней, торцовой ее части (см. рис. на стр. 93).
И потому многие детали изображения, о них речь пойдет ниже (птица кецаль, маска божества земли, и др.), предстают перед нами в неестественном виде вниз головой или боком. На нашем рисунке, взятом из книги Альберто Руса, в нижней части саркофага мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую о смерти, лишенные тканей и мышц челюсти, и нос, огромные пустые глазницы с серповидными завитками внутри (так называемый «глаз бога»), оскаленные клыки. Это - стилизованное изображение божества земли. Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти (раковина и знак, напоминающий наш знак процента), а другие, напротив, ассоциируются с рождением, и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок).
На маске чудовища сидит, заметно откинувшись назад, на спину, красивый юноша в пышном головном уборе, и с массой нефритовых украшений. Он облачен отнюдь не в клетчатые штаны (их майя не знали, так же, как, скажем, греки или римляне) и не в японскую куртку с манжетами, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки, и ноги юноши обнажены. Его обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх на странный крестообразный предмет, олицетворявший собой у древних майя «древо жизни» или, еще точнее, «источник жизни» - стилизованный росток маиса. На перекладине этого «креста» причудливо извивается гибкое тело змеи с двумя головами. Из пасти этих голов выглядывают, какие-то маленькие и смешные человечки в масках бога дождя. По повериям майя, змея связана с небом, с небесной водой-дождем.
На верхушке «креста»-маиса сидит священная птица кецаль, длинные изумрудные перья которой служили украшением для головных уборов царей, и верховных жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два щита с личиной бога солнца.
8. Что-то здесь не так. И облик у «атлантов» необычный, несвойственный местному искусству. На груди у них, какие-то странные пластины - явно технического характера, а в руках - неизвестное нам «космическое оружие»
«АТЛАНТЫ - КОСМОНАВТЫ»
Известный мексиканский археолог Хорхе Акоста - руководитель экспедиции, много лет ведущей раскопки в Туле, - пишет о каменных фигурах, которые по воле Дэникена превратились в космонавтов, следующее «В качестве украшений, каждый «атлант» имеет прямоугольные «серьги», большую нагрудную пластину в виде стилизованной ба бочки (курсив мой. - В. Г.), ожерелья из бус, и т. д. .Вооружение его состоит из «атл-атла» (копьеметалка. - В. Г.) в правой руке, и пучка дротиков - в левой.» Читатель без труда различит все указанные предметы вооружения тольтекских воинов на предлагаемых слева рисунках. Здесь же отчетливо видна, и характерная нагрудная пластина в виде стилизованной бабочки. Дело в том, что бабочка считалась у древних мексиканцев символом бога воды, и дождя, Тлалока, выступавшего одновременно, и повелителем грозных небесных сил - грома, и молнии. И нет ничего удивительного в том, что тольтекские воины, идя в бой, украшали себя амулетами, и символами своего могучего бога с тем, чтобы обеспечить его помощь в схватке с врагом.
ВО ВЛАСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ЦИКЛОВ
Майя строили свои пирамидальные храмы либо в честь определенных богов, либо, как место заупокойного культа своих обожествленных правителей. Поэтому слова Дэникена о подчинении календарю каждой архитектурной детали здания не приходится принимать на веру. Иногда число ступеней (ярусов) пирамиды у майя соответствовало определенной религиозной (но отнюдь не календарной) концепции например 9 ступеней - по числу 9 миров подземного царства, 13 ступеней - по числу 13 небесных сфер. Календарный цикл в 52 года не пользовался популярностью у майя, но был широко распространен у населения Центральной Мексики - театихуаканцев, тольтеков, и т. д. У майя же всегда был в ходу 20-летний цикл - «катун»
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕНСАЦИЯ
Проблема внезапной, и драматической гибели городов майя в конце I тысячелетия н. э. много лет вызывала оживленные споры среди ученых-американистов. Эпидемии, войны, землетрясения, упадок земледелия - какие только объяснения не предлагались для того, чтобы решить эту историческую загадку! Но все понапрасну, поскольку возражения скептиков всегда оказывались убедительнее доводов энтузиастов. Однако прошло уже более десятилетия с тех пор, как этот затянувшийся спор в общих чертах решен. Археологи добыли наконец в центрально-американских джунглях неопровержимые факты, которых, увы, лишена, по признанию самого Дэникена, «гипотеза» о пришельцах из космоса. Гибель большинства городов равнинной лесной области майя произошла в результате вражеского нашествия в 9 - 10 веках н. э. Во многих местах среди майяских руин найдены статуэтки и керамика центрально-мексиканских типов. Присутствие пришельцев из западных от майя районов Мезоамерики отразилось, и в памятниках искусства (стелы, рельефы) и в письменных источниках (легенды, исторические хроники, предания).
Наши точные познания об истории Нового Света, если считать археологические данные, охватывают не 1 000 лет, как утверждает автор, а по меньшей мере 15 - 20 тысяч лет. Если же иметь в виду письменные источники, то, и они появились здесь более 2 000 лет назад. Инки не могли выращивать хлопок в 3000 году до н. э., поскольку сами они появились на исторической арене лишь после XIV века н. э. Доинкские племена Южной Америки (Боливия, Перу) культивировали хлопок и тыкву со 2 тысячелетия до н. э., тогда же, видимо, появился у них, и примитивный ткацкий станок (его изображение можно найти в древних мексиканских и перуанских рукописях). И майя, и инки действительно строили дороги, хотя у них и не было колесных повозок. Но, спрашивается, разве пешеходам, носильщикам торговых караванов, посыльным, и военным отрядам и не требуются хорошие дороги для передвижения?
ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ГИПОТЕЗЫ
«Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца. На этих мирах обитают живые существа»
Джордано Бруно.
О бесконечности, Вселенной, и мирах. Лондон, 1584.
«Возможно даже, что некоторые из приведенных нами фактов не имеют прямого отношения к вопросу о посещении Земли существами из других небесных объектов. Но поскольку проблема в целом не абсурдна, и представляет огромный интерес не только для науки, то имеет смысл произвести комплексные исследования с применением всех современных средств анализа»
М. Агрест.
Космонавты древности. «На суше, и на море»
Москва, 1961.
1. ЗЕМЛЯ И КОСМОС
Трудно сказать, кто первым высказал - мысль о множестве населенных миров. Доподлинно известно, что в Древней Греции представление о том, что Земля вовсе не единственное прибежище разума, было распространено достаточно широко. Как говорил эпикуреец Митродор, «считать Землю единственным населенным миром в беспредельном пространстве было бы такой же вопиющей нелепостью, как утверждать, что на громадном засеянном поле мог бы вырасти только один пшеничный колос». Столь же решительно высказывался древнеримский поэт Лукреций «Весь этот видимый мир вовсе не единственный в природе, и мы должны верить, что в других областях пространства имеются другие земли с другими людьми»
Идея о множественности населенных миров поднялась на новую ступень в конце XVI - начале XVII века, когда Коперник низвел Землю на место рядовой планеты, а Галилей, направив на Луну телескоп, увидел на ней знакомые детали пейзажа - горы, и долины.
Жестокие преследования церкви, пославшей на костер Джордано Бруно, и заставившей Галилея отречься от своих открытий, не смогли вернуть человечество в лоно освященных христианством геоцентрических, и антропоцентрических представлений. Начиная со второй половины XVII века идея распространенности разума по всей Вселенной становится очевидной для любого образованного человека.
Исаак Ньютон считал обитаемым даже Солнце. Кстати, и живший столетие спустя знаменитый астроном Уильям Гершель уверял, что солнечные пятна - это просветы в облаках, через которые солнечные жители могут любоваться звездным небом.
По мере развития астрономии из числа возможных населенных объектов были исключены, и Солнце, и Луна. Уже в наше время пришлось исключить Венеру, и даже Марс, на который возлагалось больше всего надежд благодаря Джованни Скиапарелли, обнаружившему на Марсе «каналы»
Но все это ни в малейшей степени не поколебало убеждения в том, что закономерное развитие природы приводит к сходным результатам на сходных объектах - вплоть до появления разумной жизни на планетах, подобных нашей. И вполне современно по смыслу своему продолжают звучать сегодня знаменитые строки Михаила Васильевича Ломоносова:
«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят, Народы там, и круг веков.»
2. РОЖДЕНИЕ ИДЕИ
Признание наличия во Вселенной множества населенных миров далеко не всегда означало признание возможности общения между ними. До поры до времени размышления на этот счет не выходили за пределы сказочной мечты.
Из области мечты в область науки межпланетные перелеты перенес Циолковский. Первые научно обоснованные мысли о космических ракетах были высказаны Константином Эдуардовичем в восьмидесятых годах прошлого века. В 1903 году вышла в свет его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В 1929 году Циолковский выступил с теорией многоступенчатых космических ракет.
И нет ничего удивительного в том, что наиболее волнующим аспектом проблемы межпланетных перелетов - возможностью посещения нашей планеты жителями других планет - одним из первых заинтересовался именно тот, кто обосновал их техническую возможность.
Первое научное обсуждение возможности посещения Земли жителями других миров состоялось в 1930 году - на страницах издававшегося в Ленинграде научно-популярного журнала «Вестник знания». В этом обсуждении приняли участие три человека К. Э. Циолковский, Н. А. Рынин, Я. И. Перельман.
Циолковского представлять нет необходимости. Известного популяризатора науки Перельмана, по-видимому, тоже. Меньше других помнят сейчас профессора Николая Алексеевича Рынина. Между тем это был человек замечательный - сподвижник Н. Е. Жуковского, и К. Э. Циолковского, один из зачинателей авиационного дела у нас в стране, создатель одной из первых аэродинамических лабораторий, и первого факультета воздушных сообщений, автор монографии «Теория авиации» (1917 год), и многотомного труда «Межпланетные сообщения»
Вот, какие авторитеты были приглашены редакцией «Вестника знания» обсудить вопрос о возможности посещения Земли жителями других миров.
Циолковский ответил так «В нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысяч лет сознательной жизни человечества. А прошедшие и будущие времена!..»
Перельман предпочел говорить о возможности космических перелетов, как таковых.
Зато Рынин, по существу, продолжил, и развил мысль Циолковского. Он написал «Если мы обратимся к сказаниям и легендам седой старины, то заметим странное совпадение в легендах стран, разъединенных между собою океанами, и пустынями. Это совпадение заключается в том, что во многих легендах говорится о посещении Земли в незапамятные времена жителями иных миров. Почему не допустить, что в основе этих легенд все же лежит, какое-либо зерно истины»
Довольно объемистый перечень таких легенд можно найти в «Межпланетных сообщениях». В перечне значатся и полеты на реактивных аппаратах, и сошествие на Землю первого богдыхана («сына неба»), и сошествие первого инки, и греческое предание о прибывшем на Землю жителе Луны, и библейское сказание о взятом на небо Енохе, и много других подобных сюжетов.
Таким образом, уже в 1930 году, при первом же обсуждении учеными вопроса о возможности посещения Земли посланцами других миров, была сформулирована идея о том, что такое посещение могло состояться в глубочайшей древности и, что оно могло найти, какое-то отражение в древних преданиях, легендах и мифах, тем или иным путем дошедших до нашего времени.
Идея была высказана и. благополучно забыта. Эпоха освоения космоса еще не наступила. Человек еще только-только начал осваивать воздушный океан. Лозунгом дня была стратосфера. А ракетами в те времена занимались лишь немногочисленные группы энтузиастов.
3. НОВЫЕ ВАРИАНТЫ
В своем втором варианте гипотеза возникла после окончания Великой Отечественной войны - в конце 1945 года. Писатель-фантаст инженер А. П. Казанцев предположил, что полет к Земле произошел сравнительно недавно - в 1908 году. Только на поверхность Земли инопланетяне высадиться не сумели - их корабль взорвался в верхних слоях атмосферы. И эта катастрофа была зафиксирована нами, землянами, как феномен Тунгусского метеорита.
Появление в печати столь неожиданного варианта гипотезы вызвало не только бурную полемику к месту событий отправились многочисленные экспедиции. В результате. исследований специалисты пришли к выводу, что космический корабль тут ни при чем, а события 1908 года объясняются столкновением Земли с кометой.
Впрочем, неизвестно, были бы предприняты новые попытки разрешить тайну Тунгусского метеорита, если бы не гипотеза Казанцева.
Несомненно, интерес к гипотезе был особенно велик потому, что космический век уже стучался в двери. В 1957 году первый аппарат взлетел в космос. Слова «ракета», «спутник», «космодром» были у всех на устах. Следовало ожидать новой, и на этот раз длительной вспышки интереса к возможностям контактов с внеземными цивилизациями, новых вариантов гипотезы о космических визитерах.
И они не замедлили появиться.
Уже в 1959 году известный астрофизик профессор И. С. Шкловский выступил с предположением об искусственном происхождении Фобоса и Деймоса - спутников планеты Марс. Величина, и особенности движения, этих Небесных тел позволяли принять их за орбитальные станции, за промежуточные космодромы марсиан. Куда же летали создатели этих спутников? Не ближайшую ли планету - Землю посещали марсиане?
Гипотеза И. С. Шкловского породила новые надежды, и новые раздумья. И в 1960 году в «Литературной газете» появилось изложение гипотезы кандидата (ныне доктора) физико-математических наук М. М. Агреста. Он предложил подвергнуть научной проверке четыре рода загадочных предметов, и явлений, приняв е качестве рабочей гипотезы, что все они связаны с посещением нашей планеты в отдаленном прошлом представителями внеземной цивилизации.
О чем конкретно шла речь? О тектитах - стекловидных камнях неизвестного происхождения, находимых в некоторых районах земной поверхности. Q древних преданиях - в некоторых случаях буквально тех же самых, о которых писал Н. А. Рынин. О научных сведениях, которые были известны людям раньше, чем они, по-видимому, могли быть получены, исходя из уровня развития тогдашней науки. О загадочных древних сооружениях.
М. М. Агрест не утверждал, что все это непременно должно быть связано с чем-то внеземным. Напротив, в своей статье «Космонавты древности» он указывал «Изложенная гипотеза нуждается в целом ряде дополнительных обоснований, как логических, так, и главным образом экспериментальных. В настоящей статье собраны для полноты картины, и с целью привлечь внимание к серьезным исследованиям некоторые факты, известные в той или иной степени автору, и имеющие разную степень убедительности. Полностью решить этот вопрос можно лишь экспериментальными исследованиями.» А в первой публикации гипотезы было сказано «Нужны совместные исследования историков древней культуры, археологов, геологов, физиков, радио-химиков. Может быть, им удастся найти новый смысл в древнейших рукописях. Может быть, они обнаружат радиоактивные изотопы, которые точно засвидетельствуют, что столько-то лет тому назад на месте их нахождения был атомный взрыв или работали ядерные двигатели. Может быть, ученые скажут ни одна из этих загадок не связана с посещением Земли нашими братьями из космоса. И в этом случае усилия ученых не будут потрачены даром - множество ныне загадочных явлений получит свое объяснение»
Несмотря на столь недвусмысленные оговорки, этот вариант гипотезы о посещении Земли жителями других миров произвел сильное впечатление. Настолько сильное, что круги от него продолжают расходиться до сих пор. Последняя волна докатилась до нас в этом году - в виде кинофильма «Воспоминание о будущем» (ФРГ).
4. РОЛЬ И МЕСТО
Фильм «Воспоминание о будущем» - это видовой документальный фильм, показывающий разнообразные ландшафты нашей прекрасной планеты, и величие памятников старины. Зрители видят древнюю страну пирамид - Египет, места, где жили майя, и сказочный остров Пасхи, проходят дорогами инков по перуанскому побережью. Недаром фильм был сделан для туристов по заказу авиатранспортной компании «Люфтганза»
Задачу свою создатели фильма выполнили мастерски. И все было бы отлично, если бы в качестве «шампура для шашлыка» они не использовали весьма сомнительное по своей доброкачественности сочинение швейцарца Эриха Дэникена - построили сопроводительный текст на отрывках из его сочинений.
Разумеется, нет такой идеи, которую нельзя было бы исказить, и даже довести до абсурда. И в этом отношении идея о посещении Земли разумными существами с других планет отнюдь не стала счастливым исключением. Нашлись люди, которые с легкостью необыкновенной принялись вносить в реестр «космических загадок» давно объясненные наукой факты, выдавать желаемое за действительное, превращать атеистическую по своей сути концепцию в этакое пришельцепоклонство.
Наиболее полно, и откровенно эта тенденция выявилась именно у Дэникена. Методы, которыми он, и его единомышленники чаще всего пользуются, предельно просты. Первый неизвестные лично ему, Дэникену, обстоятельства создания того или иного сооружения объявляются неизвестными науке. Второй случайное внешнее сходство в формах предметов объявляется глубоко симптоматичным. И вот, головы становятся скафандрами, корзины - антеннами, культовые площадки - аэродромами, а карта турецкого адмирала - инопланетным презентом.
Естественно, что ни Н. А. Рынин, ни М. М. Агрест, ни другие ученые, причастные к гипотезе о посещении Земли посланцами других миров, не могут нести никакой ответственности за подобные домыслы.
Что же до самой гипотезы, то она уже сослужила добрую службу. В преддверии космического века она способствовала вовлечению сотен энтузиастов в работу по конструированию ракет. Затем - оживлению интереса к истории народов Азии, Африки, Латинской Америки, что вовсе не безразлично для изживания национальных, и расовых предрассудков. Наконец, она внесла свой вклад в снижение порога восприятия других парадоксальных идей, в повышение, если можно так сказать, общего уровня фантазии. На последнем стоило бы остановиться особо.
Известно, как высоко ценил фантазию Владимир Ильич Ленин. «Эта способность, - указывал он, - чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального, и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии» (В. И. Ленин, ПСС, т. 45, стр. 125).
Высокоразвитая фантазия - необходимая предпосылка успеха в научном, и техническом творчестве, ставшем в наши дни массовым. Столь же необходимая, как, и повышение общего уровня знаний. Она необходима не только тем, кто выдает новые идеи, но, и тем, кто их воспринимает, - это способствует ускорению реализации новых идей в науке, и производстве.
Разумеется, гипотеза Рынина - Агреста остается недоказанной. На сегодня нет ни одного факта, которого нельзя было бы объяснить без привлечения сил внеземного разума. Обычно гипотеза становится теорией, если сделанное на ее основе предсказание затем сбывается. Но идее о пришельцах, и тут не повезло. Еще в 1960 году (выше об этом упоминалось) М. М. Агрест выдвинул предположение о том, что могут быть найдены следы древней ядерной реакции. И действительно, в конце прошлого года весь мир облетело известие о том, что французские инженеры обнаружили в Габоне такие следы. Но физики объяснили происхождение этой ядерной реакции земными причинами более 1,7 миллиарда лет назад, когда возникло месторождение, в нем шла самоподдерживающаяся цепная реакция, в результате которой уран-235 «выгорел»
Более чем возможно, что предположение о космическом визите не удастся доказать никогда.
Ну и, что же? В ходе развития науки бывали опровергнуты, и куда более очевидные предположения. Вспомним солнечных жителей Ньютона, и Гершеля. Вспомним марсианские «каналы». Скиапарелли. Вспомним систему Птолемея, флогистон, мировой эфир.
Но своя роль, свое место в непрерывной цепи познания мира есть у всех научных идей, как доказанных, так, и опровергнутых.
В. РИЧ
О НАУКЕ ИСТОРИИ
Доктор исторических наук А. МОНГАЙТ.
Вопрос о посещении Земли внеземными живыми существами в нашей научной литературе, и журналистике не новый. Не новый он, и для журнала «Наука и жизнь», и даже для автора этой статьи, девять лет назад выступившего на его страницах с критикой этого взгляда. С тех пор ничего нового, во всяком случае, существенного, в аргументации сторонников космических пришельцев не добавилось, и вряд ли следовало бы браться за перо, чтобы повторить еще раз то, что было уже сказано.
Я же пишу для того, чтобы возразить против неуважения к науке, именуемой историей.
Человек, который бы вздумал через 500 лет после Коперника оспаривать существование гелиоцентрической системы, был бы признан либо дремучим невеждой, либо сумасшедшим. Вряд ли кто-нибудь стал бы пропагандировать в популярном журнале идеи, идущие вразрез с фундаментальными законами физики или химии. Но если настало время пересмотреть эти законы в свете новых данных, тогда вопрос решался бы в научной литературе, в среде ученых. А вот в отношении отдельных вопросов истории не всегда считаются с достижениями исторической науки.
Может быть, это происходит потому, что не все понимают или признают, что история - это наука. Законы исторического развития труднопознаваемы. В отличие от естественнонаучных законов здесь большую роль играет элемент случайности, способность, и возможность человека сделать выбор при совершении того или иного действия приводит к тому, что закономерность развития общества является, как бы равнодействующей миллионов людских поступков. ~~
Законы истории не очевидны, они выводятся логически на основе изучения значительных отрезков пути, пройденных человечеством. Законы истории нельзя подвергнуть экспериментальной проверке, и далеко не все события укладываются в выведенную закономерность. Все это придает истории, как науке специфический облик.
Непонимание методов, и целей исторического исследования привело к утверждению, что история - это не наука, а область знания, не имеющая общих принципов и критериев. Советские ученые всегда отвергали этот взгляд.
Но, кроме законов исторического развития, есть еще факты, исторические события. Правда, историк воссоздает факты по источникам, что налагает известный элемент субъективизма даже на чисто описательную историю. Но факты, какова бы ни была их оценка, остаются фактами. Была битва при Фермопилах, и было Ватерлоо.
Еще более наглядны факты истории материальной культуры. Вещественные остатки деятельности человека доходят до нас из глубочайшей древности, и по ним мы реконструируем историю развития человечества от питекантропа до наших дней. Историками, и археологами создана стройная и целостная картина развития культуры, и общества на протяжении сотен тысяч лет, развития последовательного и прогрессивного, для объяснения которого не нужно вмешательства никаких внеземных сил.
Но, может быть, наша концепция исторического развития неверна, и ее нужно пересмотреть? В науке нередко приходится отказываться от тех или иных взглядов. Но только под давлением многих важных данных, а не потому, что ученые не могут пока объяснить некоторые факты. Что же касается фактов, приводимых сторонниками посещения Земли существами из космоса, то почти все они объяснимы, известны и представляются загадочными только неосведомленным людям.
Пятнадцать лет назад советский физик М. Агрест, собрав некоторые необъяснимые, с его точки зрения, археологические факты, и присоединив к ним древние сказания, предложил их истолкование. Оно опиралось на предположение, будто в глубокой древности Землю посещали разумные представители другого мира, знакомые с использованием атомной энергии. Думаю, что тогда это было вполне закономерной реакцией на потрясшее мир открытие атомной энергии и успехи в освоении космоса.
Предположение М. Агреста имело то положительное значение, что обращало внимание ученых на самую возможность такого события. Ведь часто мы не замечаем некоторых явлений потому, что не предполагаем, что они возможны. Археологи поискали в своих данных доказательства посещения Земли инопланетянами, не нашли их, и сказали пока у нас нет подтверждения этой возможности, мы не знаем, была ли она реализована в древности. И все же, несмотря на скептическое отношение ряда ученых к идее Агреста, она была полезна для развития научной мысли.
К сожалению, она была использована, в особенности на Западе, и для создания антинаучных сенсационных, в самом плохом смысле этого слова, произведений. В полной мере это относится к книгам Эриха Дэникена. Но, и у нас некоторые авторы не всегда соблюдали достаточную корректность к данным истории. Например, вскоре после публикации Агреста появились книги писателя А. Казанцева «Внуки Марса» и «Гости из космоса», вызвавшие в 1963 году дискуссию на страницах «Литературной газеты». А. Казанцев пошел дальше М. Агреста в его книгах уже шла речь не только о посещении Земли пришельцами из космоса, но, и о влиянии инопланетных цивилизаций на развитие нашей цивилизации.
Эти книги не были научно-фантастическими в том смысле, в, каком обычно признается право на существование такого жанра литературы. Автор-фантаст может выйти за пределы реального, перенести события в выдуманный, сказочный мир, может даже поступиться научной реальностью, чтобы изложить свою философскую, этическую или, какую-либо иную концепцию. Но в книгах А. Казанцева мы видим другое смешение жанров. Фантастика не требует доказательств, хотя, и может исходить из новейших достижений науки. Какая же это фантастика, если в книге приводятся десятки совершенно реальных фотографий, якобы показывающих следы пришельцев? Пусть фантасты фантазируют, но не пытаются создать у читателя впечатление, будто они оперируют научно доказанными фактами. Всерьез утверждать, что современный человек, и его цивилизация появились не в результате гигантского труда, развития, и совершенствования человека, а были принесены на нашу планету в готовом виде, - значит вступить в противоречие с современными знаниями, добытыми трудом многих поколений ученых (см. 5 - 6 стр. цветной вкладки).
Новые успехи в изучении космоса показали, что в пределах солнечной системы на других планетах нет жизни, по крайней мере в ее земных формах, что прилет «марсиан» на Землю может относиться только к области фантастики, и вероятность существования внеземных цивилизаций, с которыми можно было бы установить связь, очень мала.
И вот новый толчок для возобновления интереса к инопланетянам на Земле - книги Эриха Дэникена, выдающего себя за швейцарского археолога. Судя только по его книгам, можно было утверждать, что этот человек никакого отношения к науке не имеет. Попытка «подтягивать» факты к своей концепции, необъективное суждение - это ненаучное суждение. «Наука должна делаться чистыми руками», - говорил академик Н. Д. Прянишников. В 1970 году журнал «За рубежом» (№ 9) поместил статью Дэникена. Во введении к ней А. Казанцев пишет «В разговоре со мной Эрих Дэникен рассказал историю о находках в тибетских пещерах. Точности ради надо заметить, что, описывая в своей книге наш разговор, он забыл, что рассказчиком был он, а не я. Я был лишь заинтересованным слушателем». Если учесть, что, кроме этого рассказа, никаких достоверных сведений об этих находках нет, можно представить себе, чего стоит такая «забывчивость». Дэникена.
Но своего апогея реклама псевдонаучных замыслов достигла, когда на экранах появился фильм «Воспоминания о будущем». В нашем кинопрокате, пожалуй, не было научно-популярного фильма, который пользовался бы таким успехом. В кинотеатрах выстраивались очереди. Фильм обсуждали все Он великолепно снят, и смонтирован.
К сожалению, текст к фильму оставляет желать много лучшего.
В самом фильме есть ссылки на авторитет советских ученых, но это физик М. Агрест, филолог Зайцев, и писатель А. Казанцев. Отсутствие в этом списке специалистов по теме, которой посвящен фильм, само по себе должно было бы насторожить тех, кто его дублировал и выпускал на экраны. Некоторые говорят ну, что же, что фильм ошибочен, но он красиво снят, он создал необычайную популярность археологии. Но наука не нуждается в такого сорта популярности.
На протяжении всей своей истории археология страдала от такого рода чрезмерного внимания, популярности, и различных сенсаций, порожденных ошибками, непониманием и неправильным толкованием фактов.
Ученые стараются оградить свою науку от вторжения таких любителей. Иногда существует естественный барьер, созданный сложностью самой науки, в таких высокоразвитых науках, как физика или математика, дилетанту трудно или невозможно выступать. С археологией, и историей дело проще. Здесь каждый считает себя компетентным, игнорируя требования тщательной профессиональной подготовки, не понимая специфических методов, целей исторического исследования, без познания которых ничего сделать нельзя.
Возможно, вторжению в археологию дилетантов способствуют, и неумеренные восторги в адрес удачливых любителей археологии.
Примеров можно было привести множество, но наиболее яркий - Г. Шлиман, первооткрыватель Трои. Это имя известно каждому. Только в советское время вышло три издания его биографии на русском языке (и ни одной биографии, какого-либо другого археолога). Действительно, жизнь этого любителя истории увлекательна, как роман. Но, оценивая его заслуги перед наукой, археологи до сих пор не могут решить, чего принес он больше - пользы или вреда.
Шлиман многого не умел, не понимал, как нужно вести раскопки, но он был честен, и фанатически предан научной идее. Что же касается Дэникена, то трудно решить он просто не знает или сознательно подтасовывает факты.
Чтобы не повторять то, что сказано в печатающихся здесь статьях, я возьму лишь один пример. Дэникен пишет «В 1884 году появилась толстая, в 600 страниц, книга Пиацци Смита «Наше наследие в Большой пирамиде»; там собрано множество самых неожиданных совпадений между измерениями пирамиды, и нашим земным шаром. Но даже после критической проверки остаются кое-какие факты, заставляющие нас призадуматься. Случайность ли это, что высота пирамиды, умноженная на 1 миллиард, примерно равна расстоянию от Земли до Солнца, то есть 149 670 000 километров?» Действительно, названный английский астроном целых два года прожил внутри пирамиды Хеопса, без конца измеряя, в труднейших условиях жары, недостатка воздуха, и т. п. Это был своеобразный научный подвиг. Но подвиг впустую. Он «доказал», что размеры камней, из которых выложена пирамида, кратны некоей величине, близкой к английскому дюйму, и, назвав эту величину «пирамидным дюймом», стал ею мерить земной шар и т. п. Но если Дэникен знает об этом, то он обязан знать, что еще в 1883 году знаменитый английский археолог Флиндерс Петри, проверив измерения Пиацци Смита, опроверг его теории, а в 1922 году немецкий археолог-египтолог Л. Борхардт опубликовал книгу «Против цифровой мистики вокруг Большой пирамиды в Гизе», полностью покончившую с претензиями фантазеров на научность своих выкладок. Борхардт показал, что такое большое сооружение, как пирамида Хеопса, если измерять его малыми мерами длины с точностью до сантиметра, представляет возможность для множества ошибочных манипуляций, которые служат основой «цифровой мистики». После появления книги Борхардта никто всерьез не относился к выкладкам Пиацци Смита, и только жалели ученого, совершившего «подвиг» впустую. Дэникен «забыл» о книге Борхардта, а может быть, не знал ее.
Археология необычайно расширила пространственный горизонт истории. Вместо 3 тысяч лет, которые охватывала полтора века назад письменная история человечества, мы теперь знаем ее по материальным источникам на протяжении 50 тысяч лет. Но мы знаем и историю становления современного человека, насчитывающую теперь, после новейших открытий в Кении, и Танганьике, 2,5 миллиона лет. От глубокой древности до сего дня протягивается единая связующая нить культуры. Человечеством почти ничто не утрачено. Мы потомки и наследники сотен поколений мыслящих людей. В культурном развитии бывали подъемы, и спады, но общая линия прогрессивного развития никогда не прерывалась. Только незнанием истории культуры можно объяснить то, что некоторые люди с недоумением останавливаются перед памятниками старины, восклицая «Не может быть, чтобы это сделали в древности! Это достойно современной культуры!» Это - самоуверенное суждение, будто человек, обладая комфортом современной жизни, превосходит своих предков во всем. Он не может (а может, не хочет) себе представить, что клозет с проточной водой существовал уже тысячи лет назад, а высот греческой скульптуры человечество, и поныне не достигло.
Я хочу закончить свою статью пространной цитатой из книги английского археолога Гордона Чайлда «Прогресс, и археология» «Мы могли бы долго описывать изображения мамонтов, и шерстистых носорогов, нарисованных древними художниками в темных закоулках французских пещер; женские статуэтки, которые граветтийцы делали из Мамонтова бивня, а их потомки вплоть до наших дней - из глины, камня, и алебастра; амулеты, талисманы, и ожерелья - из раковин каури, волчьих зубов, янтаря, ляпис-лазури, золота , бирюзы, жемчуга, за которыми начали охотиться со времен верхнего палеолита; серьги, украшения для носа, шейные обручи, запястья, и ножные браслеты, которые в разные времена начиная с верхнего палеолита делали из разных материалов слоновой кости, раковин, глины, бронзы, золота, пасты, железа, и стекла; охру, малахит, сажу, и другую косметику с соответствующими приспособлениями трубочками для румян, сумочками, и баночками для мазей, которые применялись в еще более древние времена; парики у египтян додинастического периода, и первых поселенцев в дельте Тигра, и Евфрата, и бритвы у первых горожан; сита для процеживания пива, кубки, амфоры для вина, бутылки для настоек, и другую посуду для опьяняющих напитков, которая встречается среди памятников, относящихся приблизительно к 3000 году до н. э.; курительные трубки, и чайники; бабки, игральные кости, и доски; ристалища, и площадки для игры в мяч; флейты, употреблявшиеся еще мадленцами, к которым впоследствии прибавились барабаны, трещотки, арфы, трубы, и рога; театры, и галереи искусств; циркули, весы, счетные доски, и реторты; музеи, и библиотеки, таблички, папирусные свитки, и книги из бумаги; стило, перья, печатные машины.
Я, как археолог, не в состоянии решить, насколько прогрессивны те новые потребности, археологическими указаниями на которые являются все эти предметы, а также проследить, какие-либо отчетливые пути, по которым средства их удовлетворения развивались в течение 5 или 50 тысяч лет. Придавали ли раковины каури меньше прелести, и самоуверенности кроманьонцу, чем жемчуга - миллионерше? Некоторые авторитеты в области искусства заявляют, что рисунки охотников за оленями никогда позднее не имели себе равных в мире. Никто не в состоянии решить, испытывал ли египтянин додинастического периода больше или меньше веселья, играя в «трик-трак», чем, какой-нибудь из наших современников, играя в «ту-ап», или представляли ли хеттские соревнования колесниц менее захватывающее зрелище, чем гонки мотоциклистов»
Чайлд показывает, что не только крупные технические открытия или гигантские постройки относятся к отдаленному прошлому, но и некоторые элементы нашего быта, которые, как нам кажется, возникли недавно, существовали еще в глубокой древности. И, узнав, что первобытный человек жил в пещерах Европы, пользовался каменными орудиями, и не располагал иными средствами передвижения, кроме своих ног, но украшал себя раковинами каури, доставленными с берегов Индийского океана, нам нет необходимости предполагать, что пришельцы из космоса оказывали ему эту услугу. А ведь этот факт на первый взгляд более удивителен, чем то, что египтяне построили свои пирамиды. Кстати, почему-то неосведомленных людей поражает, что человечество тратило огромные силы на возведение культовых сооружений. Но это поражает лишь, когда речь идет о седой старине, а разве воздвижение громады Миланского собора, длившееся свыше 500 лет, было продиктовано необходимостью удовлетворения важнейших потребностей человека, обеспечения его пищей, жильем и т. п.?
Все, чего добилось человечество, оно достигло само, в муках рожая, и современную технику, и современную эстетику, и мораль; ему не нужны были для этого помощники, прилетевшие из космоса.
Читайте в любое время