ИМПЕРАТОРСКИЙ КОНВОЙ
Александр КУЗНЕЦОВ.
Как-то гостил я в знаменитом дагестанском ауле Кубачи у всемирно известного мастера кубачинской чеканки Расула Алиханова. Он сидел за столом, приставленным к подоконнику, и вырезал штихелем орнамент "мархарай" ("заросль" - асимметричный орнамент из спиралей и стеблей) на серебре будущих кинжальных ножен. Рядом на полу стоял ящик с серебряным ломом. В него были свалены поломанные ложки, царские монеты, остатки от сабельных и кинжальных украшений, бляшек и пряжек от поясов. Я наклонился над ящиком и вдруг увидел большую серебряную медаль с изображением Александра II. Достав ее, я понял, что держу в руках редчайший памятник российской истории. На аверсе медали вокруг очень высокого рельефа с погрудным изображением царя шла надпись: "Б. М. (Божьей Милостью. - Прим. ред.) Александръ II императоръ и самодержецъ всеросс.", а на реверсе - "За службу въ собственномъ конвоъ государя императора Александра Николаевича". Медаль оказалась подпорченной: при наличии ушка с четырех сторон к ней были припаяны маленькие полоски с дырочками. Кавказские женщины носили монисты из серебряных монет и просто пришивали их к своему платью. Видимо, эта медаль украшала некогда грудь местной красавицы.
Конвой царя Освободителя! Редчайшая награда! И сразу вспомнилось 1 марта 1881 года. Как Софья Перовская махнула платком при отъезде императора от Михайловского дворца, как Рысаков бросил бомбу, когда карета с царем уже миновала его. Императора сопровождали всего шесть казаков лейб-гвардии Терского эскадрона во главе с ротмистром Кулебякиным. Все они были ранены, а один из них - Александр Малеичев - смертельно. Ранило и проходившего мимо мальчика-мастерового. Государь остался цел и, вместо того чтобы скорее уехать, приказал кучеру остановиться. Народ уже схватил Рысакова. Александр подошел к раненому мальчику, и тут второй метальщик - Гриневский бросил ему под ноги свою бомбу...
Вот о чем говорила эта шейная медаль, что я держал в руках. Ее получили все казаки конвоя Александра II, а присутствовавшие при покушении - другую, совсем уже редчайшую медаль - "1 марта 1881 года".
Несмотря на то, что к тому времени было совершено несколько покушений на царя Освободителя (в 1866 году - Каракозов, в 1867 году - Березовский, в 1879 году - Соловьев и в 1880 году - Халтурин), с момента воцарения Александра II его конвой состоял всего из двух эскадронов-кавказцев: 1-й взвод - грузины, 2-й взвод - горцы (чеченцы, кумыки и другие), 3-й взвод - лезгины, 4-й взвод составляли мусульмане иных национальностей Кавказа. В конвой входила и команда крымских татар. Позже появились кубанские и терские казаки.
Итак, конвой составлял всего два эскадрона (в эскадроне 100-120 человек). В полку шесть эскадронов, а тут всего два! У кабинета государя стояли всего лишь унтер-офицер и два казака. И только во время приемов и балов в подъезд царя назначались из конвоя "для снятия пальто" семь нижних чинов. Одно время командовал конвоем флигель-адьютант полковник Петр Романович Багратион, а в 1858-1864 годах - генерал-лейтенант Дмитрий Иванович Скобелев, отец "Белого генерала" Михаила Дмитриевича Скобелева.
"Собственный Его Величества конвой" учрежден только в 1828 году. Екатерину Великую сопровождали в поездках донские казаки А. И. Иловайского; Павел I не имел собственного конвоя, хотя казаки и несли службу по охране его и членов семьи; Александра I Благославенного во время походов охранял лейб-гвардии казачий полк. Однако как штатное подразделение императорский конвой образовался только при Николае I. Он назывался Кавказско-Горским полуэскадроном и состоял из кавказских узденей и князей, кабардинцев, чеченцев, кумыков, лезгин и других представителей народов Кавказа. По штату 1830 года в конвое состояло сорок человек с пятью офицерами. Горцы почти не знали русского языка и были неграмотны. Одевались они в свои национальные костюмы (черкески, круглые шапки и папахи), а вооружены были кроме кинжала и шашки еще и луком со стрелами в колчанах. Некоторые из них носили кольчуги и шлем с бармицей.
Императорский конвой, в том числе и казачий, во все времена отличался высоким искусством джигитовки. Горцы метко стреляли на полном скаку, могли при резком карьере схватить с земли платок, скакать, стоя на седле, и на скаку пролезать под брюхом лошади. Ими любовались, о них заботились. Александр Христофорович Бенкендорф, например, составил правила обращения со служившими царю горскими мусульманами:
"Не давать свинины и ветчины... Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время... Телесным наказаниям не подвергать: вообще же наказывать только при посредстве прапорщика Туганова, которому лучше известно, с каким народом как обращаться... Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах... Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали... Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее..."
О составе конвоя при Александре II уже говорилось. Стоит, пожалуй, упомянуть о том, что во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов казаки конвоя впервые воевали в составе Терского отряда и весьма успешно. Отличились под Ловчей и получили знаки отличия на шапки: кубанцы - с надписью "За отличие в турецкую войну 1877-1878 годов", а терцы - "за Ловчу 22 августа 1877 года". С тех пор и до его роспуска в 1917 году медные ленточки с этими словами красовались на папахах конвоя.
Царь Александр III Миротворец расформировал конвой Кавказского эскадрона. В 1891 году упразднили и команду лейб-гвардии крымских татар. В конвое теперь были лишь терские и кубанские казаки. Таким он оставался и при Николае II. Форма конвойцев стала одинаковой и чрезвычайно яркой. Парадная их форма состояла из красной черкески и белого бешмета под ним. Газыри, кинжал и шашка в серебре, серебряными стали и эполеты офицеров с вензелем императора. У нижних чинов на плечах помещался плетеный шнур красного цвета с расширением на конце, где также ставили эмблему государя. Папахи с красным верхом и с металлическими ленточками, на которых были надписи, уже упоминавшиеся. Обыденная черкеска имела синий цвет с красной отделкой и бешметом.
Император Николай Александрович состоял шефом многих полков и на смотрах появлялся в их форме. Известен его замечательный портрет на вороном коне и в красной черкеске "Собственного Его Императорского Величества конвоя".
Офицерами конвоя стали люди с военным образованием, а для нижних чинов подбирали рослых и красивых. В 1915 году сотни конвоя принимали участие в боях с немцами и воевали столь успешно, что за свою храбрость конвойцы получили 147 Георгиевских крестов (некоторые по два-три).
После Февральской революции, 4 марта 1917 года, Верховный главнокомандующий Михаил Васильевич Алексеев своим приказом переименовал императорский конвой в "Конвой Верховного главнокомандующего", а в июне того же года конвой был расформирован и прекратил свое существование.
И вот держу на ладони эту большую серебряную медаль и думаю о ее "биографии". Кто и что стоит за ней? Кому она принадлежала? Свидетелем каких событий она была? Кого она видела, кого "знала"?
Читайте в любое время