НАУКА ТРЕБУЕТ ТЕМНОТЫ И ТИШИНЫ
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: “Economist” и “New Scientist” (Англия), “Bild der Wissenschaft”, “Chip” и “VDI-Nachrichten” (Германия), “Psychology Today”, “Science News”, “Scientific American”, “Sky and Telescope” и “Wired” (США), “ a m'interesse”, “Sciences et Avenir” (Франция), а также информация из Интернета.
Свет от наземных источников — серьезная помеха для астрономических наблюдений. Издавна обсерватории строили вдали от городов. Когда-то и Гринвич, и Пулково, и даже Воробьевы горы были темными уголками, а сейчас все чаще говорят о “световом загрязнении” атмосферы, мешающем изучать далекие светила. Итальянские астрономы Пьерантонио Чинзано и Фабио Фальки недавно составили первый атлас освещенности ночного неба. Впервые снимки земных огней были сделаны со спутников еще в конце 80-х годов, на них можно видеть не только крупные города, но и нефтяные промыслы, на которых сжигают попутный газ, большие лесные пожары и даже скопления рыболовецких судов в океане. Но итальянцы впервые смогли учесть эффекты рассеивания света от земных источников на облаках и атмосферной пыли. Оказалось, что свет одного-единственного уличного фонаря способен помешать наблюдателю, находящемуся от него на расстоянии 200 километров. Свет больших городов уже вредит даже телескопам, установленным на Канарских островах, в горах Чили и на Гавайях.
Профессор Чинзано сравнил свежие данные с оценками светового загрязнения в Италии, сделанными в 70-х годах. Принимая, что в следующие четверть века количество и мощность источников света будут нарастать так же, как до сих пор, он пришел к выводу, что в 2025 году итальянцы перестанут видеть Млечный Путь с территории своей страны. Уже сейчас 70 процентов американцев не могут его видеть. А опрос, проведенный среди английских старшеклассников, показал, что лишь один из десяти когда-либо видел Млечный Путь.
Недаром в США создана Международная ассоциация темного неба, в которую вошли почти 3000 астрономов со всего мира. Члены ассоциации подчеркивают, что они борются не против освещения, а против плохих источников света. Вреднее всего для астрономии уличные фонари с обычными или галогенными лампочками накаливания, испускающими очень широкий спектр частот. Немногим лучше синевато-зеленоватый свет ртутных фонарей, а предпочти тельнее всего натриевые лампы низкого давления с желтоватым светом, который забивает всего один процент спектра, интересующего астрономов. Если такой фонарь еще и снабжен рефлектором, направляющим свет к земле, то вреда для телескопов почти нет. Вдобавок натриевые лампы берут на 30 процентов меньше энергии, чем ртутные, и на 50 процентов меньше, чем галогенные.
Но лишний свет — только одна из проблем, возникших перед астрономией. По мере того, как растет сеть сотовой телефонии, жаловаться начинают и радиоастрономы. Мощность радиоизлучения от сотовых телефонов совсем невелика по сравнению с космическими источниками, но ведь они находятся гораздо ближе к радиотелескопам. Один мобильный телефон, помещенный на Луне, мог бы забить своим излучением все, кроме трех самых мощных естественных источников радиоволн во Вселенной.
Поэтому в сентябре 2000 года радиоастрономы с радостью восприняли весть о том, что 66 спутников связи системы “Иридиум” будут спущены со своих орбит. Система, позволявшая с помощью карманного спутникового телефона связаться из любой точки Земли с любой другой точкой, не нашла достаточно абонентов, и фирма обанкротилась. На планете набралось всего 55 тысяч человек, нуждающихся в постоянной возможности выйти на связь из любого захолустья и готовых заплатить 7—8 тысяч долларов за такую возможность (не считая повременной платы за разговоры). Между тем спутники и телефоны этой системы вещали на частотах, близких к частоте излучения космических газовых облаков и грозили помешать их исследованию.
Читайте в любое время