МАГИСТРАЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Кандидат исторических наук Н. СЕМЕНОВ, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН.
С большим интересом изучив недавний цикл публикаций В. Сорокина по истории Мясницкой улицы в Москве (№№ 3, 6, 10, 11, 2000 г.), я позволю себе выдвинуть следующее предложение.
При взгляде на карту столицы нетрудно заметить, что Мясницкая берет начало у стен широко известного своими коллекциями и, увы, проблемами изыскания все новых экспозиционных площадей Политехнического музея. Завершается улица неподалеку от оживленнейшего вокзального узла - Комсомольской площади. Последняя же, осмелюсь утверждать, славна не только криминалом, но и любознательными пассажирами. Так, специалисты туристско -экскурсионного дела заявляют: собирать группы "неорганизованной публики" для экскурсий по столице гарантиро ванно удается - на весь-то огромный город - лишь на Красной да на Комсомольской площадях.
Не предусмотреть ли московским да и соответствующим федеральным властям постепенное развитие Политехнического музея в виде ряда мини-экспозиций по всему протяжению Мясницкой улицы и близлежащих переулков? Пусть там, где, допустим, находился первый в Москве магазин пишущих машинок или велосипедов, предстанут соответствующие технические реликвии, а рядом развернется фирменная торговля их современными аналогами. Это не только создаст эффектный контраст Прошлого с Настоящим, но и покроет хотя бы часть материальных затрат на сохранение и демонстрацию музейных собраний. По адресам, связанным с зарождени ем самого Политехнического музея, вполне органично смотрелись бы мемориальные уголки в честь его создателей, а давно уже назревшая реконструкция бывших доходных домов начала ХХ века может включить в себя сохранение и экспонирование их первоначальной инженерной "начинки": едва ли не старейших в Москве лифтов, распределительных электрощитов, вентиляционных и насосных станций. До сих пор известное лишь жилищно-эксплуатационному персоналу замысловатое это хозяйство также может найти, при умелом показе, немалую аудиторию восторженных почитателей. Проводятся же с успехом, к примеру, в Париже и Вене экскурсии по канализационным сетям вековой давности!
Превращение Мясницкой в подлинную Улицу технической истории, собственно, уже началось. С 1980 года в Армянском переулке действует экспозиция музея "Огни Москвы", посвященная истории, а с недавних пор - также и сегодняшнему дню городского наружного освещения (см. "Наука и жизнь" № 7, 1990 г.). В одном из зданий Главпочтамта создан, увы, не слишком доступный сторонним посетителям Музей русской почты. Едва ли не прямо под окнами почтамта громыхают стилизованные вагоны трамвайного маршрута-ретро "Аннушка".
В то же время сравнительно недавняя реконструкция старейшей в Москве телефонной станции по Милютинскому переулку увенчалась выдворением оттуда богатого и небезынтересного Музея московской городской телефонной сети. Музей переведен на более удаленную, малоизвестную, труднодоступную для экскурсантов улицу Зорге. Может, стоило бы подумать о возвращении этой экспозиции пусть не в перестроенное уже под современную АТС историческое здание, но в один из ожидающих еще лучшей участи соседних домов?
А как органично смотрелся бы на Мясницкой - над старейшими во всей стране тоннелями метрополитена - Музей столичной "подземки", что теснится пока в наземном вестибюле гораздо более "молодой" станции "Спортивная". Один из стародавних подвалов, думается, не составило бы большого труда трансформировать в достаточно близкое к оригиналу воспроизведение первой метростроевской шахты, где экскурсанты века XXI на миг ощутили бы себя комсомольцами-добровольцами 1930-х годов!
Еще один адрес для потенциальной экспозиции - подвальчик легендарной ГИРД (Группа изучения реактивного движения) в одном из первых московских "небоскребов" у Красных Ворот. Ну а на Комсомольской площади - самое место музею транспортному: ведь нынешний Ленинградский вокзал - старейший в Первопрестольной, возведен ровно 150 лет назад, в 1851 году, к открытию "чугунной" тогда еще магистрали Санкт-Петербург - Москва. Исторические локомотивы и вагоны могли бы разместиться, скажем, в уцелевшем от далекой той поры бывшем круглом паровозном депо, где приютились ныне умельцы завода "Макет", либо в не менее заслуженном депо веерного типа "Москва-Казанская-Це нтральная", занимаемом пока различными железнодорожными службами.
Связать же Комсомольскую площадь с Политехническим музеем через всю "музеефицированную" Мясницкую по силам, если и не извозчикам с "линейками" (лошади, очевидно, будут пугаться нынешнего автомобильного потока да и мостовую до известной степени загрязнят!), то уж точно - автобусам и троллейбусам минувших лет. Кстати, и загрузка метро при этом уменьшится: наземного транспорта ведь на сегодняшней Мясницкой нет вообще.
Таким образом, в дополнение к "литературному" Арбату столица наша вполне может обзавестись еще и уникальной историко-технической магистралью, ощутимо разгружающей Политехнический музей от переполне ния экспонатами. Этот проект, при всей его масштабности, отнюдь не кажется утопическим. Высокая привлекательность центральной Мясницкой улицы для всякого рода деловых людей позволяет надеяться на их активную помощь в создании и последующем содержании новых экспозиций, если для этого, разумеется, будут созданы известные законодательные и налоговые условия в рамках городской или федеральной программы.
Читайте в любое время