Сошедший с орбиты
Андрей Савченко, инженер
Как-то известный автомобильный журналист Джереми Кларксон язвительно пошутил, что страна Австралия дала человечеству три вещи: кенгуру, бумеранг и катамаран.
Как-то известный автомобильный журналист Джереми Кларксон язвительно пошутил, что страна Австралия дала человечеству три вещи: кенгуру, бумеранг и катамаран. Наверное, австралийцам слышать такое было обидно. Но надо признать, что Зелёный континент всегда считали «задним двором» Британской империи, поставщиком полезных ископаемых, шерсти и мяса, не более того. С производством интеллектуального товара в стране сумчатых было как-то скромно. И вдруг в 1972 году сверкнула молния, прогремел гром и весь мир услышал новость-сенсацию: австралийцы изобрели принципиально новый «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания!
Вообще те годы были богаты на разработки силовых установок революционных конструкций. Продолжал триумфальное шествие двигатель Ванкеля (см. «Ванкель — движение по кругу», «Наука и жизнь» № 2, 2025 г., стр. 46), над заумными «стирлингами» трудились десятки фирм, многие экспериментировали с турбинами, даже пытались возродить автомобильную паровую машину, разумеется, на более высоком техническом уровне. Специалисты и журналисты предрекали скорый конец классических поршневых ДВС, которым отводили от силы ещё лет десять—пятнадцать. Так что весть о новом моторе, да ещё под загадочным названием «орбитальный», подогретая австралийской прессой, мгновенно разлетелась по планете. При этом оказалось, что двигатель практически уже изготовлен в металле, а это действует куда сильнее, чем демонстрация картинок, моделей и чертежей.
Тридцатичетырёхлетний инженер Ральф Тони Сарич (Ralph Tony Sarich) из города Перт ранее занимался железнодорожной техникой, пневмоприводами и гидравлическими насосами, при этом был очень неплохим менеджером. Его необычная для английского глаза и уха фамилия объясняется хорватским происхождением (родители Ральфа эмигрировали в Австралию ещё в 1920-х годах). Иногда переводчики называли Ральфа Сэйричем или Сэйриком. Именно он оказался героем дня как изобретатель «чудо-мотора» Sarich Ordital Engine.
Но двигатель не был создан с чистого листа. Задолго до этого была известна конструкция шиберного, или пластинчатого насоса. Внутри круглого корпуса вращается вал с круглым же ротором, в радиальных пазах которого свободно установлены несколько пластин-лопаток, а с боков корпус закрыт крышками. Ось ротора смещена относительно оси корпуса, а лопатки прижимаются к корпусу пружинами или центробежной силой. При вращении вала лопатки скользят в пазах ротора и по корпусу, а полости между лопатками изменяют объём, что используется для перекачки жидкости или газа. Лопатки могут быть установлены и в корпусе, в этом случае они скользят по ротору, но принцип остаётся тем же. Корпус можно сделать и овальным изнутри, чтобы нейтрализовать силу давления на подшипники вала, разбив её на две противоположные...
Продолжение статьи читайте в номере журнала