Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Автомобиль — друг или враг?

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: The Conversation, The Guardian, Nature Astronomy, Nature Plants (Великобритания), Low-Tech Magazine (Испания), Bild der Wissenschaft, Sterne und Weltraum (ФРГ), Scientific American (США). Материалы подбирает и подготавливает Юрий Фролов

Как утверждают сотрудники Университета Тафтса (США), вид автомобиля вызывает у человека, скорее, отрицательные чувства.

Как утверждают сотрудники Университета Тафтса (США), вид автомобиля вызывает у человека, скорее, отрицательные чувства. Участникам опытов, на которых основан такой вывод, показывали на большом экране фотографии или видео одной из улиц в Кембридже (Массачусетс, США) в разное время. Эта улица по выходным, как правило, бывает закрыта для транспорта. Сравнивали эмоциональную реакцию 51 участника эксперимента на изображения одних и тех же участков улицы с автомобилями и без них. Регистрировали движения глаз и выражение лица. Затем специальная компьютерная программа оценивала каждую миллисекунду записей, демонстрирует ли движение лицевых мышц положительные, отрицательные или нейтральные эмоции. Хотя участники опыта в целом выражали негативные эмоции при виде всех показанных изображений, на «безмашинных» кадрах положительных эмоций было чуть больше — на 0,4%. Разница вроде бы небольшая, но надо учитывать, что измерения проводились не на улицах, а в искусственной обстановке лаборатории. Если же на изображениях автомобили находились на заднем плане или были показаны в мелком масштабе, положительных эмоций в целом набиралось больше, но глаза дольше задерживались именно на тех участках кадра, где стояли автомобили. То есть получается, что взгляд они привлекают, но эмоциональная реакция на них негативна: объект опасный, за ним надо следить! Это может быть связано с тем, что нас с раннего детства приучают держаться подальше от края тротуара и проезжей части, объясняя, что можно попасть под машину. Человек в процессе эволюции научился выживанию в опасном окружении. Наша нервная система реагирует на тревожные раздражители и приказывает держаться от них подальше. Природные элементы, например деревья и кустарники, гораздо менее чужды для нашего сознания, чем автомобили и связанная с ними инфраструктура: дороги, перекрёстки, светофоры, дорожные знаки. Природная среда позволяет расслабиться и наслаждаться прогулкой.

Населённый пункт Гитхорн в Нидерландах называют северной или голландской Венецией. Автомобилями здесь не пользуются, поскольку городок расположен на сети каналов, возникших при добыче торфа. Но уже несколько лет есть длинная велосипедная дорожка. Фото: Bert Knot/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0.

В мире, по оценкам специалистов, 2,2 миллиарда зарегистрированных моторных средств передвижения с двигателями внутреннего сгорания (считая мотоциклы), и ожидается, что к 2040 году их количество удвоится. Наибольший прирост прогнозируется в Индии и Китае. Специалисты по уличному движению в союзе с медиками насчитали 14 факторов, связывающих автотранспорт и здоровье...

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки