Изумрудный истребитель
Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф.
Какой рыбак не знает зимородка! Каждый видел хотя бы раз этого красавца в изумрудно-синем камзоле. Английское название Kingfisher (король-рыбак) предопределяет его основную деятельность.
Вот и настал тот период в середине календарного года, когда бесчисленные притоки крупных рек, очистившись от древесного мусора и окончательно став на летний уровень, обнажили затопленные половодьями берега. Их воды, сбросив накопившийся придонный ил в главные артерии водных магистралей, стали прозрачными, а течение — стабильным и предсказуемым. Многие виды водоплавающих птиц как раз поспели к этому времени, чтобы вывести на воду птенцов.В жёлто-зелёных водотоках речек теперь можно легко наблюдать и подводных обитателей. В заметно потеплевшей воде жизнь также бурно развивается, наполняя её объёмы разнообразными организмами. Конечно, главным звеном ихтиофауны является рыба. Как и в «сухопутном» мире, в водной стихии все те же законы: хищники нападают, а их жертвы убегают. Увидеть это своими глазами можно в солнечный день, забравшись на крутой возвышенный берег любой неширокой речки.
Иногда на привалах наблюдая за обитателями рек, обращаю внимание на то, что я тут не единственный натуралист. Подчас буквально передо мной, на склонившихся к воде ветвях ивы так же неподвижно сидит и наблюдает за рекой крайне интересный субъект. Его внешний облик настолько ярок и необычен для наших широт, что задаёшься вопросом: как здесь оказалась «тропическая» птичка?
Чтобы побольше узнать о жизни «речного попугайчика», я провёл несколько летних сезонов у одной подмосковной реки.
Какой рыбак не знает зимородка! Каждый видел хотя бы раз этого красавца в изумрудно-синем камзоле. Английское название Kingfisher (король-рыбак) предопределяет его основную деятельность. В отличие от других мастеров рыбалки, длинноногих рыбаков-водоходов (о них в статье «Великолепная рыбалка», см. «Наука и жизнь» № 11, 2021 г.), у зимородка ног почти не видно. Он не то что по воде, но и по суше ходить не может — его лапки рубинового цвета годятся лишь для сидения на присадах. Что же остаётся королю рыбалки из ловчего арсенала? Прежде всего длинный и сильный клюв-гарпун, а также обтекаемое тельце, создающее минимальное сопротивление при движении как в воздухе, так и в толще воды.
Вообще-то я не рыбак, по крайней мере, не заядлый. И зимородка я впервые даже не увидел — услышал, причём звук был очень похож на цырканье белой трясогузки. Но длиннохвостой и приседающей птички вблизи не оказалось, а вот другая, очень яркая, трижды пролетев мимо меня с коротким вибрирующим свистом, вдруг уселась прямо перед моими глазами на торчащую из воды веточку-шесток. И это был зимородок!
Покрутившись на шестке и как следует осмотрев меня, птица, скорее всего, приняла моё присутствие как естественную данность и повернулась ко мне своей восхитительной спиной...
Статьи по теме
Продолжение статьи читайте в номере журнала