Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос
Рассказывает Михаил Сачков, доктор физико-математических наук, профессор РАН, директор Института астрономии РАН. Беседу ведёт Наталия Лескова
Космические инструменты существенно расширяют возможности астрономов: с их помощью можно охватить спектральные диапазоны, недоступные на Земле из-за поглощения в атмосфере.
Космические инструменты существенно расширяют возможности астрономов: с их помощью можно охватить спектральные диапазоны, недоступные на Земле из-за поглощения в атмосфере, а также сделать наблюдения круглосуточными. В частности, Институт астрономии РАН в сотрудничестве с другими академическими институтами занимается созданием отечественной аппаратуры для работы в ультрафиолете, в том числе для космической обсерватории «Спектр-УФ», запуск которой запланирован на 2031 год, и лунной базы.
— Михаил Евгеньевич, позвольте начать издалека: с чего началась для вас астрономия?
— Моя жизнь связана с астрономией с самого детства. Родом я из маленького города Заволжска в Ивановской области. В конце XIX века в наших местах жил и работал великий русский астроном Фёдор Александрович Бредихин, который был в своё время директором Московской обсерватории, потом — Пулковской. Здесь находилась усадьба его жены, называлась она «Погост» — странное имя для усадьбы, но, оказывается, это означает и место захоронения, кладбище, и торжище — место встреч. Метеорами и кометами он увлёкся с детства и посвятил их исследованию всю свою жизнь. Кстати, интересный факт: если мы посмотрим астрономические журналы, в которых академик публиковал свои работы, включая самый важный, высокорейтинговый, как мы назвали бы его сегодня, немецкий Astronomische Nachrichten, то там написано, что некоторые наблюдения проведены в усадьбе «Погост». Там у Бредихина были малые телескопы, с которыми он выходил для наблюдений на балкон, — сохранились воспоминания крестьян о том, как это происходило. Умер он в 1904 году. Потом страна изменилась, усадьбу пограбили. Когда в 60-е годы XX столетия начали формировать музей Бредихина, то кинули клич — у кого осталось что бредихинского. Многое принесли, музей создали. К несчастью, в 1998 году случился пожар, уничтоживший усадьбу. Но экспонаты успели спасти, теперь музей расположен в усадьбе бывших заводчиков: город Заволжск вырос около химического комбината, которому более 150 лет.
По завещанию Фёдор Бредихин и его семья похоронены на территории «Погоста», причём похоронены необычно: в склепе, который Бредихин сам спроектировал похожим на маленькую обсерваторию. Склеп сохранился до настоящего времени. Я каждый день ходил в школу мимо этого склепа. В усадьбе работал музей астронома, а при музее был кружок астрономии, который я активно посещал, увлёкся наукой о Вселенной и сделал выбор профессии на всю жизнь...
Продолжение статьи читайте в номере журнала