Неприметные живые фабрики
Кандидат химических наук Антон Миндубаев, Федеральный исследовательский центр Казанского научного центра РАН
Изначально органическая химия занималась изучением соединений на основе углерода, присутствующих в живых организмах. В ХХ веке, по мере роста добычи полезных ископаемых, акцент начал смещаться.
Изначально органическая химия занималась изучением соединений на основе углерода, присутствующих в живых организмах. В ХХ веке, по мере роста добычи полезных ископаемых, акцент начал смещаться. Органическая химия стала изучать нефть, природный газ, горючие сланцы, а также бесчисленные продукты их переработки. Причина проста — большинство органических веществ рентабельнее получать из нефти и природного газа, чем, например, из растений. В результате дисциплине, изучающей вещества биологического происхождения, дали иное, несколько тяжеловесное наименование «биоорганическая химия».
Сейчас доминирует мнение, что большинство синтезированных человеком веществ не встречается в природе. Речь в первую очередь о простейших органических веществах, обладающих высокой токсичностью: пестицидах, препаратах бытовой химии, лекарствах и тому подобном. Собственно говоря, само определение «ксенобиотик» в переводе с древнегреческого (ξένος — чужой и βίος — жизнь) означает «чуждый жизни», то есть чужеродное для организмов соединение. Укоренилась точка зрения, что биосфера не может перерабатывать продукты химической промышленности, потому что она с ними не знакома. Но это не так. Более того, живые организмы, в первую очередь микробы, сами синтезируют токсичные вещества, не так давно считавшиеся не существующими в природе...
Продолжение статьи читайте в номере журнала