Наука в фантастике: эпизоды истории
Антон Первушин
Аркадий и Борис Стругацкие по сей день остаются самыми востребованными и наиболее цитируемыми советскими фантастами. Их произведения переиздают массовыми тиражами, переводят на иностранные языки, экранизируют.
Предыдущий очерк см. «Наука и жизнь» № 1, 2, 4, 5, 9, 10, 11 2024 г. и № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 2025 г.
Аркадий и Борис Стругацкие по сей день остаются самыми востребованными и наиболее цитируемыми советскими фантастами. Их произведения переиздают массовыми тиражами, переводят на иностранные языки, экранизируют. Можно утверждать, что Стругацкие в корне изменили отечественную фантастику, задав высокие стандарты литературного качества. При этом они всегда оставались верны науке, вводя её даже в тексты, которые по формальным признакам следовало бы отнесли к современной сказке. Разумеется, Стругацкие опирались на сумму знаний, накопленную в их эпоху, зачастую ошибаясь в прогнозах и интерпретациях. Тем интереснее изучать их творчество в контексте развития научных взглядов.
К столетию со дня рождения А. Н. Стругацкого.
За миллиард лет
Братья Стругацкие появились на свет в суровое время: Аркадий родился 28 августа 1925 года в Батуми, Борис — 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Их отец — Натан Залманович Стругацкий — был идейным большевиком, участвовал в Гражданской войне, а после неё занимался партийной деятельностью, был редактором газеты «Трудовой Аджаристан», позднее — трудился в отделе печати Ленинградского обкома ВКП(б) и Русском музее, учился на Высших государственных курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств, закончил аспирантуру, но был отправлен партией на политработу в совхозах, а в 1936 году возглавил Краевое управление искусств в Сталинграде. В апреле 1937 года Н. З. Стругацкого исключили из партии за «притупление политической бдительности». Репрессий он сумел избежать, вернувшись в Ленинград, где устроился в отдел эстампов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Зарплата у Стругацкого и его жены, школьной учительницы Александры Ивановны (в девичестве Литвинчёвой), была очень скромной, но Натану Залмановичу как работнику культуры полагался «книжный паёк» — возможность получать безвозмездно издательские новинки. Два шкафа в квартире Стругацких быстро заполнили разнообразные книги, и юные Аркадий и Борис увлеклись чтением. Отец поощрял их интерес, подбирая тексты, соответствующие возрасту: Александра Дюма, Жюля Верна, Герберта Уэллса, Луи Буссенара, Артура Конан Дойла, Фенимора Купера, Луи Жаколио, Майн Рида, Эдгара По, Александра Беляева, Григория Адамова, Александра Казанцева, Лазаря Лагина. При этом Стругацкий-старший любил рассказывать сыновьям захватывающие истории, в которых смешивал персонажей полюбившихся книг...
Продолжение статьи читайте в номере журнала