Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВРЕМЯ ХОДИТЬ В АНТАРКТИДУ

О. БЕЛОКОНЕВА, специальный корреспондент журнала "Наука и жизнь".

...Арктика и Антарктика - те единственные места на планете, где человек, оказавшийся здесь волею судеб, хоть на мгновение может представить себе, что пришлось когда-то испытать далеким первооткрывателям, которые шли в ледяную неизвестность, не помышляя ни о славе, ни о своем будущем положении.
В. Чуков.

В. Чуков.
Ил-76 приземлился в долину, окруженную горами Пэтриот Хиллз.
Разгрузка самолета.
Вездеход на мягких шинах на ледовом поле.
Малазийские парашютисты.
Палатка в базовом лагере.
Флаг над базовым лагерем Пэтриот Хиллз.
Встреча нового года.
Руководитель экспедиции В. Чуков в точке южного полюса.
Воздушный шар готов подняться в воздух.
Евгений Бакалов - руководитель парашютной части экспедиции.

Владимир Семенович Чуков. Биографическая справка. Родился 27 июля 1946 года в городе Уссурийске Приморского края. В 1969 году окончил Военную академию бронетанковых войск в Москве. В 1991 году завершил службу в рядах Вооруженных сил России в воинском звании "полковник". С 1991 года - профессиональный путешественник. Организатор и руководитель 18 высокоширотных экспедиций, в том числе трех успешных автономных лыжных экспедиций на Северный полюс и автономного лыжного трансарктического перехода из России в Канаду через точку Северного полюса. Действительный член Русского географического общества. Член Российской ассоциации полярников; член Национального географического общества США; председатель российского отделения Клуба исследователей (США); президент регионального общественного Фонда поддержки экспедиционной деятельности "Арктика". В 1990 году за цикл высокоширотных экспедиций (1985-1989) награжден Дипломом Русского географичес кого общества и Малой золотой медалью им. Н. Н. Пржевальского. В 1990 году присвоено спортивное звание "Заслуженный мастер спорта СССР", в 1995 году - спортивное звание "Мастер спорта России международного класса". Живет в Москве.

Не верьте, когда говорят, что время полярных экспедиций прошло, - все уже сделано предыдущими поколениями и для современных подвижников ничего не осталось. Высокие широты неисчерпаемы, как космос, и всегда будут привлекать отважных путешественников, манить к победе. Тех, кого в наши дни влечет романтика полярных исканий, кто мечтает испытать себя в трудностях, можно порадовать - они не опоздали родиться.

В январе этого года завершилась самая большая в истории антарктических исследований неправительственная экспедиция "Навстречу ХХI веку" под руководством Владимира Семеновича Чукова. Ее организовали Экспедиционный центр "Арктика" Русского географического общества Российской академии наук и российская авиакомпания "Аэроконцепт" при участии Белорусского экспедиционного фонда "Полюс" и Ассоциации российских полярников.

Чуков - фигура легендарная: он организовал более 18 полярных экспедиций, и в том числе первую в мире автономную лыжную экспедицию к Северному полюсу, а также первую трансполярную автономную лыжную экспедицию: мыс Арктический - Северный полюс - остров Уорд Хант (Канада). Трансполярный переход оценен экспертами в области экстремальных путешествий (есть и такие!) как самая уникальная экспедиция ХХ века.

Не знает себе равных по всем показателям и антарктическая экспедиция 2000 года. Она насчитывала 88 участников, представлявших 18 стран. Причем 54 из них - чемпионы и экс-чемпионы мира по различным видам спорта. В составе экспедиции были туристы, водители, механики, летчики, парашютисты, врачи, ученые, воздухоплаватели и даже православный священник. Впервые была организована такая многочисленная и представительная международная экспедиция, впервые в истории Антарктиды на ледовый аэродром приземлился тяжелый транспортный самолет Ил-76, впервые путешественники достигли Южного полюса на колесных вездеходах за рекордно короткий срок - пять суток, впервые над Южным полюсом в воздух поднялись баллонисты на воздушных шарах, впервые на Южном полюсе был установлен деревянный православный крест, впервые в истории антарктических экспедиций совершен массовый парашютный десант в долину Пэтриот Хиллз, впервые, впервые, впервые...

Однако сам Владимир Семенович и многие члены его команды искренне считают, что никакие экспедиционные трудности несопоставимы с организационными трудностями подготовки к походу. О многом говорит тот факт, что разрешение на вылет от федеральной службы воздушного транспорта и от Госкомитета РФ по охране окружающей среды путешественники получили... в день вылета - 17 декабря. Труднее всего было доказать, что дизельный колесный вездеход безопаснее используемого в настоящее время на российски х полярных станциях гусеничного трактора, работающего на солярке. Можно только вообразить, каким желанием, упорством, энер
гией, одержимостью, наконец, нужно обладать, чтобы довести такое дело до победного конца. И в конечном итоге энтузиазм одного человека или нескольких единомышленни ков сметает все преграды на пути к достижению цели. Человек может все, даже невозможное. И в историях организации чуковских экспедиций - наглядное тому подтверждение.

Но вот организационные трудности позади, и 17 декабря 1999 года транспортный самолет Ил-76 с членами экспедиции на борту поднялся в воздух с подмосковного военного аэродрома "Раменское" в Жуковском. Последнюю посадку перед Антарктидой самолет совершил в маленьком чилийском городке Пунта-Аренас на берегу Магелланова пролива, откуда взял курс на горный массив Пэтриот Хиллз, расположенный в глубине Антарктиды, в 500 км от побережья.

МЯГКАЯ ПОСАДКА ТЯЖЕЛОГО САМОЛЕТА

Ни одна российская авиакомпания не имеет крупных транспортных самолетов, оснащенных лыжами, то есть способных садиться на снежную поверхность. Российские самолеты в Антарктиду не летают. Как посадить российский Ил-76 в Антарктиде? Решение этой непростой задачи взяла на себя российская авиакомпания "Аэроконцепт". Президент авиакомпании генерал-майор авиации Петр Иванович Реутов на пресс-конференции, прошедшей в Российском фонде культуры в феврале этого года, признался, что организаторов преследовали дефицит времени и средств. Но все преодолели энтузиазм и решимость. "Риск - благородное дело" - вот девиз всего предприятия. "Даже если финансовые последствия экспедиции приведут к развалу кампании, - заявил генерал, - я не пожалею ни о чем". Можно лишь восхищаться его решимостью и гражданским мужеством. Не было бы таких людей, взявших на себя ответственность за исход экспедиции, она могла бы не состояться. В этом же ряду и генерал-полковник Владимир Иванович Андреев, директор федеральной службы воздушного транспорта, выдавший "Аэроконцепту" разрешение на полет.

Полярники и туристы из всех палаточных городков, расположенных в долине гор Пэтриот Хиллз, сбежались взглянуть на то, как махина - тяжелый транспортный самолет Ил-76 весом 190 тонн приземляется на ледовый аэродром. Трудность посадки была не только в огромной массе, отсутствии лыж и близости гор, а еще и в том, что при приземлении на зеркально отражающую ледяную поверхность очень трудно оценить высоту, на которой находится лайнер. Тут бессильны приборы - работают только интуиция летчика и его квалификация. Ну а квалификацией летчики-участники экспедиции обладали наивысшей: Гирфанов Рафаил Гумерович, командир экипажа Ил-76 - военный летчик 1-го класса; Закиров Игорь Раульфович, инструктор - заслуженный летчик-испытатель, Герой России. И вот первая в истории полярной авиации посадка большого транспортного самолета на антарктический материк увенчалась успехом.

ВЕЗДЕХОД НА МЯГКИХ ШИНАХ

На чем может современный путешественник достичь Южного полюса? Обычному вездеходу, а тем более трактору, трудно проехать по ледяному антарктическому покрову: он рискует провалиться в трещину, да и скорость передвижения тяжелой машины невелика - 5-10 км/ч. Кроме того ему очень трудно преодолеть часто встречающиеся в Антарктиде снежные заносы (так называемые заструги), иногда достигающие 1,5 м высоты, - необходимо буквально прорубать дорогу в стене плотного снега.

Специально для антарктической экспедиции 2000 года на Минском подшипниковом заводе в предельно сжатые сроки - за два с половиной месяца - были собраны восемь колесных вездеходов. Конструктор Виктор Радкевич создал новую модель вездехода с дизельным двигателем. Грузоподъемность его - около 1 тонны вместе с прицепом, а скорость передвижения по снежной равнине достигает 50 км/ч. В салоне вместе с водителем и штурманом помещаются еще четыре пассажира. Уникальность вездехода - в его шести колесах. У них сверхмягкие шины: давление воздуха не превышает 0,03 атмосферы, это означает, что груженая машина может переехать лежащего на дороге человека без каких-либо последствий - он встанет и пойдет своей дорогой. Такие шины позволяют вездеходу легко и быстро "переваливаться" через ледовые барьеры. Даже трещины во льду не помеха удивительной машине. Правда, во время нелегкого пути неполадки все же случались - сказались нехватка средств и времени, несовершенство конструкции. До Южного полюса добрались только четыре машины из восьми. Без сомнения, конструкция вездехода будет еще совершенствоваться, но первое "боевое крещение" белорусская машина выдержала. Все участники в один голос утверждают, что восемь белорусских механиков, в труднейших полярных условиях обеспечивших движение вездеходов к полюсу, - истинные герои Антарктиды.

ПУТЬ НА ПОЛЮС

В долине, окруженной горами Пэтриот Хиллз, был разбит базовый лагерь. Отсюда маршрутная группа в составе 31 человека на восьми вездеходах двинулась в глубь материка. На широте 85о31' был развернут промежуточный лагерь "Средний". Дальнейший путь до Южного полюса группа в составе 14 человек, представителей России, Беларуси, Австрии, Испании, Франции и США, преодолела на четырех вездеходах. Переход до Южного полюса занял всего пять суток, а весь маршрут от базового лагеря до полюса - около 3,5 тысячи километров - прошли за десять с половиной суток.

Сам Владимир Чуков так описывает ощущения человека, очутившегося в глубине антарктического материка: "Чувство, что вокруг тебя все - мертвое, мертвый континент... Нет ничего живого - только вечный, никогда не тающий снег. Жуткое одиночество. А еще - ощущение, что вокруг ничего не менялось, не меняется и никогда не изменится. Особенно это чувство обостряется, когда выходишь на равнину. Даже ветер дует все время в одном направлении. Два года назад (во время первой антарктической экспедиции. - Прим. авт.) он тоже дул в правую щеку, когда идешь к Южному полюсу, и в левую, когда возвращаешься обратно".

Антарктический ледовый купол высоко вздымается над мировым океаном. Долина, окруженная горами Пэтриот Хиллз, откуда стартовали путешественники, возвышается над уровнем моря на 800 м, а Южный полюс - на 2 км 800 м. Поэтому атмосфера Антарктиды - горная, разреженная. Правда, низкое содержание кислорода участники экспедиции не ощутили. Только кипящая при 70оС вода в радиаторах вездеходов напоминала о низком атмосферном давлении. Полярники больше страдали от чрезмерно сухого воздуха и, как следствие, от жажды. Влажность в Антарктиде крайне низкая.

Удивительно, что даже в таких суровых условиях не было необходимости обогревать палатки. Пространство внутри них достаточно быстро нагревалось лучами "жаркого" антарктического солнца! Днем же полярников согревали специально сшитые россий-ской фирмой "Баск" костюмы с синтетическим утеплителем.

В декабре в Антарктиде наступило лето и стало по-летнему тепло - дневная температура всего лишь 20оС ниже нуля. До 87-го градуса южной широты погода радовала путешественников. А потом погода резко ухудшилась: ветер достигал 30 м/с, в ледовом настиле стали встречаться глубокие трещины. Но это были трудности, которых ждали, и к ним готовились. Сам Владимир Чуков считает, что это - не трудности, а всего лишь трудовые будни.

Полярникам повезло - не потерялась ни одна бочка с дизельным топливом для вездеходов, оставленная по пути к Южному полюсу. Такое сплошь и рядом случается в Антарктиде. Можно себе представить, как трудно найти "заначку" на ледяной поверхности, лишенной "особых примет". А потеря такой бочки может сорвать всю экспедицию, что не раз случалось со многими путешественниками. Без дозаправки вездеход далеко не уедет. К счастью, для наших полярников все закончилось как нельзя лучше - "антарктические бензоколонки" их не подвели.

ПИОНЕРЫ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

Полеты на воздушных шарах также входили в программу экспедиции. Удивительно, но до российских путешественников ни один баллонист не поднимался в антарктическое небо. Это дорогое удовольствие, да и громоздкий, тяжелый (до 350 килограммов) баллон с оболочкой практически невозможно доставить в Антарктиду самолетом. Наши путешественники везли баллоны на прицепах вездеходов. Российские и зарубежные спортсмены смогли успешно осуществить первые полеты баллонистов над Южным полюсом на высоте более 300 м над поверхностью Антарктиды.

Австрийский воздухоплаватель Иван Трифонов поднялся на воздушном шаре и в районе Патриот Хиллс, и в промежуточном лагере "Средний" впервые в истории Антарк-тиды. 9 января 2000 года воздушный шар с испанским баллонистом Анульфо Гонзалесом и австрийцем Иваном Трифоновым взлетел и над Южным полюсом.

ВЫСОТА НЕ ВСКРУЖИЛА РУССКИМ ГОЛОВУ

Прыжки с парашютом в Антарктиде - это занятие не только сложное, но и очень опасное. Поверхность льда отражает солнечный свет, а антарктический воздух настолько прозрачен, что планирующий парашютист теряет чувство высоты. Кроме того, обычная температура на высоте около 4,5 км не выше -50оС. Американский парашютный десант в 1997 году закончился трагически: из шести парашютистов погибли трое. Поэтому российские путешественники предельно ответственно подошли к подготовке парашютис тов. Внимание уделялось не только мерам безопасности (все парашюты были оборудованы специальными страховочными приборами, а спецодежда спортсменов имела хорошие теплоизоляционные свойства), но и преодолению психологического барьера перед прыжком. Руководил парашютной частью экспедиции один из опытнейших российских спортсменов, рекордсмен мира Евгений Бакалов. И попытка увенчалась успехом. 32 опытнейших парашютиста из 12 стран совершили прыжки с парашютом из самолета Ил-76 с высоты 2500 и 4500 м. В парашютном десанте участвовал 73-летний парашютист из США Вальтер Росс, ставший самым пожилым парашютистом, совершившим прыжок в Антарктиде. Двумя французскими парашютистами в воздухе была собрана "этажерка" - фигура купольной акробатики. Во время прыжка воздушные съемки вели одновременно десять видеооператоров (видеокамера крепится на голове). Уникальные видеоматериалы, снятые самими парашютистами на высоте более 4,5 км над поверхностью Антарктиды, поистине впечатляющи. В райо-не Пэтриот Хиллз французский парашютист Марио Жервази впервые выполнил прыжок с парашютом с воздушного шара с высоты 600 м.

Но все-таки совершить прыжок в точку Южного полюса в силу объективных причин пока не удалось, в основном из-за того, что разрешение на это так и не было получено. И это, по признанию Евгения Бакалова, остается его (да и не только его) заветной мечтой.

ЮЖНЫЙ ПОЛЮС - ФОРПОСТ ПРАВОСЛАВИЯ

Один из участников похода к Южному полюсу - священник из Новосибирска отец Виктор (Сметанников), который далеко не новичок в полярных экспедициях. В апреле 1999 года на Пасху он совершил прыжок с парашютом на Северный полюс, где установил православный крест и отслужил пасхальную службу.

На этот раз батюшка достиг Южного полюса и даже установил там деревянный крест, что было приурочено к 2000-летию христианства. Американцы, работающие на полярной станции "Амундсен-Скотт", отнеслись с пониманием к этому символическому акту и даже внесли крест в "инвентарный реестр" под названием "деревянная конструкция". Поскольку ледовый купол, покрывающий Антарктиду, дрейфует за год в среднем на 15-20 см, то символическая земная ось (а вместе с ней и крест) также отклоняется от реального Южного полюса Земли. Поэтому американские полярники обещали переносить крест вместе с осью и сохранять его, покуда это будет возможно.

НА СМЕНУ ВЕЗДЕХОДУ
ПРИШЕЛ ВЕЛОСИПЕД


На Южном полюсе экспедицию радушно встретили полярники американской станции "Амундсен-Скотт". Сам начальник станции приветствовал путешественников в 6 км от Южного полюса. Специально для участников экспедиции была проведена экскурсия в помещение самой станции. Надо сказать, это огромная честь, которой мало кто удостаивался. Станция "Амундсен-Скотт" - объект неэкскурсионный. Ее работа финансируется бюджетом США, поэтому сотрудники станции обычно не взаимодействуют с неправительственными организациями. Туда не пустили даже группу американских туристов, в составе которой были известнейшие люди, такие как астронавт Джим Лоуэлл, командир "Аполлона-13".

Именно на американской станции полярников обычно подстерегает разочарование - на Южном полюсе под металлическим куполом диаметром более 80 м раскинулся небольшой современный городок. На станции работают около 200 человек, в ближайшее время планируется увеличить число сотрудников до 1000. Под куполом на разных уровнях расположены подледные отсеки, соединенные тоннелями из гофрированного алюминия. Территория вокруг станции расчищена на 3-4 км: работают взлетно-посадочные полосы, ездят автобусы и даже велосипедисты. А сама символическая земная ось стала местом паломничества туристов, любой заплативший деньги может щелкнуть здесь затвором фотоаппарата и повесить свой флаг на заранее приготовленный флагшток.

Вспоминается случай с одним японским полярником, который мечтал достичь Северного полюса, шел к нему долгие месяцы на лыжах, преодолел множество трудностей и "сломался", увидев там играющих в футбол туристов.

Но такова современная жизнь - несмотря на достижения цивилизации или вопреки им в ней всегда есть место подвигу.

ЭКСПЕДИЦИЯ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА...

В силу объективных причин не все задуманное удалось исполнить. Но наши путешественники уверены: эта экспедиция - не последняя. В апреле Чуков уже побывал на Северном полюсе - экспедиция была приурочена ко Дню космонавтики, а уже в конце года планирует осуществить свою третью антарктическую экспедицию.

Завершим наш рассказ словами Сергея Петровича Капицы, который, обращаясь к полярникам, сказал: "Эта экспедиция еще не закончена. Она будет завершена только тогда, когда все ее материалы станут фактом общественного сознания и в первую очередь сознания молодого поколения. И все усилия надо употребить на это...".

Что я с удовольствием и делаю.


 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки