БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ФЕВРАЛЬ 2001 №2
Вандализм, увы, примета нашего времени. В России, например, вандалы действуют с размахом, куда более серьезным, чем чеховский “злоумышленник”, нанося тем самым немалый ущерб. Прежде всего муниципалите там, а также министерствам — связи и путей сообщения. Хулиганы крушат почему-то в основном светильники подземных переходов, телефоны-автоматы, а также вагоны электричек, где чаще всего калечат сиденья.
противовандальные светильники и таксофоны в России уже есть, и материалы о них публиковались в нашем журнале (см. “Наука и жизнь” № 12, 1994 г. и № 9, 1997 г.). но и МПС тоже пытается бороться за сохранность своего имущества. Ради этого несколько лет назад мягкие диваны во многих электричках были заменены жесткими сиденьями, что несколько сократило убытки, но, разумеется, снизило комфортность поездок, особенно дальних.
Специалисты Всероссийс кого НИИ железнодорожного транспорта разработали новый вариант мягких сидений для пригородных поездов — удобный и противовандальный. Конструкция такого сиденья содержит композиционный элемент из мелкоячеистой стальной сетки, запрессованной в губчатый эластичный полимер. Ячейки сетки слегка наклонены к поверхности сиденья, что повышает уровень комфортности пассажира и одновременно защищает сиденье от любого режущего предмета. Губчатый полимер гибок, упруг и огнеупорен — его не подожжешь ни сигаретой, ни зажигалкой. Пропитана огнезащитным веществом и покрывающая сиденье декоративная ворсовая ткань, которая к тому же хорошо моется и чистится.
Во ВНИИЖТе предназначали эту разработку для использования исключительно по своему ведомству: в вагоны электричек и метро, а также в так называемый рельсовый автобус, который в недалеком будущем планируется запустить по Малой окружной железной дороге в Москве (см. “Наука и жизнь” № 12, 1997 г.). Но думается, что такие сиденья могли бы пригодиться в автобусах (особенно междугородних), в аэропортах, в гостиницах и на вокзалах.
КНОПКА ВМЕСТО КУВАЛДЫ
Представьте себе, что за работа — выдергивать из земли железобетонные опоры, да еще вместе с фундаментом. Это — поистине сизифов труд.
На такого рода опорах крепят обычно уличные светильники, а также контактную сеть трамваев, троллейбу сов, электропоездов. На одних только железных дорогах России эксплуатируется сегодня более полутора миллионов таких опор. Многие из них давно отслужили свой срок, и их ежегодно заменяют десятками тысяч. Для демонтажа идут в ход кувалды, дисковые пилы и сварочные аппараты, но подземную часть опоры не удается извлечь даже при помощи взрывов.
Во Всероссийском НИИ транспортного машиностроения решили использовать для этой цели гидравлику. Разработанная институтом установка содержит небольшую насосную станцию и два устройства: одно — для извлечения самой стойки, другое — для удаления из грунта ее фундамента. Каждое из них имеет в своей основе мощную гидравлическую систему, подключенную шлангами к насосной станции. А главное различие между устройствами состоит в способах и оснастке захвата. Первое использует зажимные лапы — конусные и облицованные резиной для увеличения силы трения между ними и стойкой опоры. Второе зажимает фундамент при помощи подвижных губ. Оператор нажимает кнопку “пуск”, и мощная опора выдергивается из грунта как щепка.
Немаловажно, что и насосная станция, и оба гидравлических устройства имеют относительно небольшие габариты и массу и вполне мобильны.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧАСОВОЙ
Защита от терроризма становится в мире все более актуальной, и ее проблемами заняты сегодня не только военные, но и инженеры.
Золотой медалью Женевского салона изобретений 2000 года отмечена разработка сотрудника московского НИИ радиоприборостроения А. Б. Орлова — система обеспечения безопасности от террористов (СОБОТ).
Система сама наблюдает за окружающей обстановкой и анализирует ее, сама выдает потенциальному террористу сигнал предупреждения и одновременно оповещает о нарушении центральный пост. Она даже способна сама принимать решение о пресечении нарушения при помощи соответствующих средств — ультразвуковых, ослепляющих либо поражающих. Впрочем, алгоритм работы СОБОТа составлен так, что эти средства могут сработать лишь в случае неисполнения нарушителем предупреждающих команд.
Информационная часть системы содержит как оптический, так и радиолокационный узел, создающий поле гигагерцового диапазона. Это позволяет быстро, точно и на значительном расстоянии обнаруживать людей, прячущих металлические предметы. В Женеве, например, СОБОТ “заметил” ключи в кармане автора разработки на расстоянии четырех метров.
Использовать СОБОТ можно и не только в таких исключительных ситуациях. В облегченном варианте — без средств пресечения — он может, например, оказаться полезным в крупных магазинах — для обнаружения недобросовестных покупателей. Тем более что по своим размерам СОБОТ невелик, а в эксплуатации достаточно прост.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПИСТОЛЕТ
Всего за несколько секунд определяет количество билирубина в крови человека прибор АБЧК-02, созданный в Московском научно-исследовательском институте “Агат”. Определяет без повреждения кожного покрова, хотя при традиционном анализе крови на билирубин приходится сначала брать у человека кровь, причем не из пальца, а из вены, а затем тестировать ее в течение двух дней биохимическими способами. Имеющий же форму пистолета АБЧК просто прикладывают “дулом” к одной из определенных точек тела, в частности ладони, и нажимают “курок”. И практически сразу на табло прибора появляются данные о количестве билирубина в крови.
Принцип действия этого анализатора основан на способности имеющегося в подкожной клетчатке билирубина интенсивно поглощать часть видимого спектра на длине волны около 460 нм. Именно эту часть спектра и выделяет из светового потока один из двух содержащихся в приборе и ярко освещаемых оптических фильтров — измерительный. Второй фильтр — опорный — выделяет другую часть этого спектра, билирубином не поглощаемую. А поскольку освещаются оба фильтра одной лампой и пропускная способность обоих одинакова, то сравнение отраженных от кожи потоков света дает нужную информацию.
Определение уровня билирубина в крови очень важно для диагностики многих заболеваний — от гемолитической желтухи у новорожденных до столь распространенных ныне гепатитов всех видов. И весьма существенно, что чувствительность нового прибора позволяет измерять билирубин не только через тончайшую кожу новорожденных, но и через вполне сформировавшийся кожный покров взрослых людей. Прибор прошел все необходимые испытания и зарегистрирован Госстандартом как измеритель ное средство медицинского назначения.
В настоящее время в “Агате” готовят к выпуску аналогичный прибор для определения гемоглоби на. Внедрение этого прибора в практику предельно упростит не только определение гемоглобина в крови, но и его мониторинг. Прибор окажется полезен, например, врачам “скорой помощи”, поскольку поможет быстро устанавливать наличие внутренних кровотечений. А также — специалистам по сердечно-сосудистым заболеваниям и облитерирующему эндартерииту: при плохо поступающей в сосуды конечностей крови разница значений гемоглобина в кончиках пальцев и, например, в предплечье окажется значительной. Можно предположить, что в будущем удастся создать приборы и для определения остальных показателей крови, но это пока — далекая перспектива.
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ СТАНЦИЯ ПОЛНОСТЬЮ ОСТАНОВЛЕНА
В середине декабря 2000 года была полностью прекращена работа Чернобыльской атомной электростан ции — печально известной всему миру. Наш журнал неоднократно (см. “Наука и жизнь” № 12, 1989 г.; № 11, 1991 г.; № 3, 1997 г.) писал и об устройстве реактора РМБК, и о той катастрофе, которая произошла в апреле 1986 года на четвертом энергоблоке, и о страшных последствиях этой катастрофы — экологичес ких, медицинских и психологических.
И вот теперь станция остановлена. То есть остановлен, собственно говоря, ее последний — третий энергоблок, до самого своего конца дававший Украине электроэнергию. Из прочих блоков четвертый разрушен катастрофой, первый и второй закрыты давно, а пятый и шестой так и не были достроены.
Страны Европы все последние годы настаивали на закрытии Чернобыльской АЭС и даже обещали выделить на это немалые средства. Но хватит ли их для решения всех возникающих проблем?
Прежде всего — энергетических, поскольку собственного топлива для работы на Украине тепловых электростанций почти нет, а мощность действующих в стране атомных электростанций — Хмельницкой и Ровенской — явно недостаточна. И хотя на обеих АЭС почти готовы к введению в строй новые — дополнительные — блоки, способные в совокупности заменить закрытый третий блок Чернобыльской АЭС, но запуск их, по договоренности с Западом, возможен лишь при условии полного соответствия европейским требованиям безопасности.
Но и само закрытие ЧАЭС — процесс не одноминутный. Ее демонтаж, выгрузка, переработка и захоронение ядерного топлива, дезактивация территории займут в общей сложности несколько десятков лет. Тем более что саркофаг разрушенного четвертого энергоблока строился как сооружение временное, и уже в следующем году должно начаться возведение над ним нового укрытия.
МОСТ ПОСТРОЕН
Новый, почти 13-километровой длины мост через Волгу построен вблизи Саратова. Открытие его решает одновременно две проблемы — транспортную и экологическую. Старый мост, соединяющий Саратов с его городом-спутником Энгельсом, не только имеет недостаточную пропускную способность, но и проходит через центры обоих городов. Идущая по нему троллейбусная линия, а также множество автобусов и грузовых, в том числе транзитных, автомашин создавали на нем и ближайших улицах долгие, многочисленные и густо чадящие “пробки”. Теперь благодаря новому мосту транзитный транспорт будет идти в обход Саратова.
При проектировании и строительстве моста был применен ряд оригинальных технических решений. И в частности — новая технология изготовления русловых опор, благодаря которой удалось установить все эти опоры с плавучих платформ — без использования водолазных работ.
Что же касается пролетных строений моста, то их монтировали на берегу, а затем по натянутым тросам двигали от опоры до опоры при помощи гидравлических домкратов. Это избавило строителей от необходимости воздвигать дополнительные — временные — опоры даже в судоходных 157-метровых пролетах.
Открытый в середине декабря новый саратовский мост — это только первая очередь. Для второй параллельно ему уже стоит ряд опор — пока пустых. А в этом году к югу от Саратова начнется строительство еще одного моста, который должен замкнуть 126-километровое транспортное кольцо вокруг Саратова.
Читайте в любое время