Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

К концу 1960-х годов фантастика наконец-то обрела статус влиятельного жанра, который обращается не только к любознательным подросткам, но и ко взрослой искушённой аудитории.

Предыдущий очерк см. «Наука и жизнь» № 1, 2, 4, 5, 9, 10, 11 2024 г. и № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 2025 г.

Роберт Энсон Хайнлайн (1907—1988), американский писатель-фантаст, публицист, авиационный инженер. Фотоснимок неустановленного авторства. 1950-е годы. Источник: famous-and-forgotten-fiction.com.

К концу 1960-х годов фантастика наконец-то обрела статус влиятельного жанра, который обращается не только к любознательным подросткам, но и ко взрослой искушённой аудитории. Оставаться в рамках популяризации наук или приключенческого чтива её авторы больше не могли. Читатели требовали бoльшего психологизма, глубокого обсуждения проблем бытия, философских обобщений. И в этот важный момент в мировой культуре возникло масштабное течение, названное «новой эрой», которое оказало на фантастику определяющее влияние.

Новая эра

Современные культурологи под «новой эрой» (нью-эйдж, New Age) понимают совокупность духовных практик и верований вне традиционных конфессий, которые стали необычайно популярны на Западе в начале 1970-х годов. Сторонников этого движения объединяло ожидание «великого духовного преобразования», наступления новой, более совершенной эпохи.

Как ни парадоксально, но корни идеологии нью-эйджа следует искать в учениях, сформировавшихся в XIX веке, что лишний раз подтверждает известное высказывание: всё новое — хорошо забытое старое. Ситуация столетней давности требовала найти точку соприкосновения между авраамическими воззрениями, которые прививались с детства, и передовыми научными открытиями, отрицавшими наличие разумного замысла в природе Вселенной. Новоиспечённые «гуру» интерпретировали многозначительные (и туманные) эзотерические доктрины для утверждения любых, часто выглядящих бредовыми, концепций. Достаточно вспомнить теософию Елены Блаватской, построенную на вольных пересказах индуистской и буддийской философий, или же «учение» Георгия Гурджиева.

В движениях, которые относят к нью-эйджу, можно выделить три главных направления: «социальное» — ориентированное на достижение общественных изменений; «оккультное» — сторонники которого изучали методы общения с потусторонним миром для получения сверхъестественного знания; «духовное» — сосредоточенное на индивидуальном внутреннем развитии.

Нью-эйдж привлёк в ряды своих сторонников деятелей контркультуры и хиппи, которые в тот момент испытывали кризис целеполагания. Поскольку те и другие наибольшее влияние обрели в США, новая идеология получила широкое распространение прежде всего среди американцев. И практически сразу была поддержана циничными коммерсантами, готовыми наживаться на наивной вере. Как грибы после дождя создавались новые «церкви», «духовные центры», «курсы трансформационного обучения» и тому подобное.

В чём же, если отбросить шелуху, состояла идеологическая суть нью-эйджа? Прежде всего, утверждалась прямая связь между духовным и телесным. Считалось, что, если человек сумеет добиться согласия между ними путём разного рода манипуляций (медитация, йога, ароматератия, фитотерапия, хиропрактика, массажи и диеты), он обретёт особые способности: не будет страдать, болеть, установит гармонию с внешним миром благодаря соединению с природой или интеграции личности в силы Вселенной. Более того, при достижении определённого уровня самосовершенствования человек, как утверждалось, получит возможность вступать в своеобразный диалог с внешними силами: астральными сущностями или мудрыми инопланетянами, которые уже прошли этот путь. Чем больше людей обретут способность воспринимать окружающее во всей полноте, тем быстрее наступит Эра Водолея, когда появится человечество, обладающее поистине божественными возможностями.

Как социально-культурное явление нью-эйдж породил «альтернативную» медицину, специфическую музыку, изменил кухню в пользу восточной кулинарии и основал «зелёное» движение.

Фантастика, конечно, не осталась в стороне. Причём её авторы сумели предвосхитить появление этой новой идеологии...

Статьи по теме

 

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки