ДОМАШНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
В. МЕРКУЛОВ, инженер.
Опера, если она хорошо поставлена, - самое прекрасное на свете зрелище.
Пласидо Доминго
Коллекционеров классической музыки в стране много, в том числе и любителей опер, балетов, оперетт, мюзиклов. И среди них наш автор, Владимир Дмитриевич Меркулов, инженер по образованию, долгое время работавший главным метрологом Радиотехнического института Академии наук. По статистике, только 4-5% любителей музыки ходят сейчас в концертные залы и театры, остальные слушают ее дома кто как может. Здесь же речь о домашнем музыкальном театре. Создать такой театр в обычной квартире, добиваясь отличного звучания, считает автор, не так уж и сложно.
В 1925 году английский инженер Дж. Логи Бэйард впервые продемонстрировал передачу по проводам телевизионного изображения. В том же году в Америке в лаборатории Bell telephone начали применять разработанные годом раньше электрический рекордер и ламповые звукоусилители для тиражирования грампластинок с повышенным уровнем громкости, принятым впоследствии повсеместно в качестве стандарта.
Совмещение изображения и звука помогло частично и музыкальной звукозаписи, но прошло еще много лет до ее "прозрения" в домашних условиях: лишь в конце 70-х годов ушедшего века, с появлением кассетного видеомагнитофона, а затем проигрывателя видеодисков, появилась реальная возможность не только слушать музыкальные произведения, но и видеть на экране их исполнителей.
Аппаратура для прослушивания музыки и просмотра видеофильмов широко рекламируется в зарубежных и популярных отечественных журналах, а также в издаваемых книгах по аудио- и видеотехнике, но во всех этих изданиях нет ни слова о домашнем музыкальном театре. А дело между тем стоящее, и создать такой театр совсем не сложно.
В большом по размеру зале при определенном положении оркестра и возвышении сцены до зрителя доходит звук в основном отраженный, рассеянный, с недостаточным уровнем высоких частот в спектре. Современная стереоаппаратура может обеспечить, как это ни парадоксально, в обычных домашних условиях передачу звука порой более высокого качества, чем в ином концертном зале.
Необходимая радиоаппаратура
В простейшем случае домашний музыкальный театр может состоять из телевизора и видеомагнитофона. У телевизоров с экраном размером по диагонали 54 см качество звука вполне удовлетворительное для воспроизведения классической музыки. Средние и высокие частоты передаются звуковыми блоками телевизоров хорошо, низкие - немного хуже, но это, как правило, не трагично. Более естественно "звучат" телевизоры со стереозвуком, имеющие обычно две колонки. В некоторых более дорогих моделях с экраном больших размеров они поворачиваются и отстегиваются.
Видеомагнитофоны подходят как с моно-, так и со стереозвуком. Благодаря принятым техническим стандартам на видеомагнитофонах с монозвуком могут проигрываться и видеокассеты со стереофони ческой записью. Многие музыканты и любители слушают музыку в режиме моно, и не только в силу материальных возможностей, но еще и потому, что для них достаточно слышать своеобразие и профессионализм исполнения музыкального произведения, одинаково передаваемые как моно-, так и стереозву ком. Интересно, что среди любителей и именитых музыкантов есть такие, что вовсе не воспринимают стереозвук. Например, известный испанский тенор Пласидо Доминго отмечает в своих мемуарах, что при стереозвуке он слышит от двух колонок двоих Пласидо Доминго.
И все же стереозвук в домашних условиях более распространен. Им сопровождаются европейские и американские телевизионные передачи, а также отдельные программы по одному из каналов дециметрового диапазона, начавшиеся в Москве. В 2001-2002 годах в России планируется вещание цифрового телевидения со стереозвуком.
Благодаря техническим характеристикам звуковых трактов все стереовидеомагнитофоны Hi-Fi обеспечивают высокое качество музыкального сопровождения телевизионных передач. В последние годы их стали широко использовать для музыкальных записей вместо кассетных и катушечных аудиомагнитофо нов.
Помимо видеомагнитофона для домашнего музыкального театра потребуется видеопроигрыватель компакт-дисков. В продаже есть проигрыватели, воспроизводящие как любые видеодиски, так и определенный их вид: большие лазерные, цифровые, видеокомпакт -диски. По качеству звука они относятся к классу Hi-Fi.
Не все современные телевизоры имеют несколько входов для параллельного подключения видеомагни тофона и проигрывателя видеодисков. Блок-схема 1 показывает, как обходиться одним входом для подключения радиоаппаратуры без ущерба для качества изображения и звука: при проигрывании видеодисков включается видеомагнитофон, дополнительных переключений для перезаписи видеодиска на видеокассе ту не требуется.
Динамики телевизора преобразуют электрические сигналы звука в акустические. Однако акустические устройства телевизоров не соответствуют уровню Hi-Fi и тем более классу Hi-End. Не выручают порой и акустические колонки класса Hi-Fi, подключенные к телевизору взамен динамиков. Звуковой усилитель телевизора маломощный, колонки же рассчитаны на большую мощность. Поэтому в дополнение к ним неплохо приобрести усилитель.
Блок-схема 2 домашнего музыкального театра демонстрирует подключение к усилителю звуковых выходов видеомагнитофона и проигрывателя видеодисков. Эти же звуковые выходы соединены со звуковым входом телевизора, когда усилитель с колонками выключен. Воспроизведение звука происходит в таком случае или через динамики телевизора, или через усилитель с колонками. При использовании телевизора с монозвуком функция стереозвукового воспроизведения переносится от него к усилителю с колонками. При использовании телевизора со стереозвуком колонки можно подключать одновременно с колонками усилителя.
Вместо усилителя с колонками вполне возможно использовать музыкальный центр или магнитолу с отстегива ющимися колонками, но звук качества Hi-Fi при этом, конечно, не получится.
Блок-схема 3 домашнего музыкального театра показывает подключение второго видеомагнитофона, позволяющего не только воспроизводить любые музыкальные программы, записывать передачи телевидения, видеодиски, но еще и перезаписывать видеокассеты. Использование в таком универсальном комплекте радиоаппаратуры проигрывателя видеодисков не обязательно при удовлетворительном качестве изображения от видеокассеты.
И увижу и услышу
Для получения качественного изображения для домашнего музыкального театра рекомендуется использовать видеокассеты с записью оригинала или нулевой копии с него. В небольших магазинах, палатках, на рынках продаются недорогие, но в лучшем случае первые копии, снятые с нулевой версии оригинала. Оригиналы же, естественно, бывают дороже и продаются в специализированных музыкальных магазинах.
Самое же качественное изображение и звук дают видеодиски, но они дорогие. Первые видеодиски появились в продаже примерно 15 лет назад. Технические возможности позволяют переписывать изображение и звук с таких видеодисков на видеокассеты, качество записи получается при этом лучше, чем при перезаписи оригиналов видеокассет.
Уже много лет выпускаются большие видеодиски LD (так они обозначаются в Европе и Америке) диаметром 30 см. Но в последние годы их производство сократилось, и на смену им пришли цифровые видеодиски DVD меньшего диаметра - 12 см, обеспечивающие высокое качество телевизионной картинки. Широкий выбор видеокассет и видеодисков есть в специализированных магазинах - отечественных и зарубежных (HMV, MEGASTORE, VIRGIN) крупнейших городов многих стран Европы, Америки, Азии. Заказать их может теперь каждый по почте через Интернет. Много музыкальных фильмов, снятых на кинопленку, сохраняют архивные центры киностудий, принимающие заказы от населения на перезапись этих фильмов. Из космоса по спутниковому телевидению можно принимать и неплохо записывать программы европейских музыкальных телеканалов, работающих круглосуточно. Дешевле же всего обойдется видеозапись нулевой копии с оригинала, взятого на обмен у знакомых.
На видеокассетах и видеодисках записаны многие оперы в постановке знаменитых режиссеров мира последних десятилетий: П. Вейгла, Ж. Поль Понелля, Ф. Дзеффирелли (в частности, известная его работа - киноверсия оперы "Травиата" Дж. Верди). Широко представлены в видеоизданиях великолепные певцы настоящего и прошлого: М. Каллас, Е. Образцова, Р. Тебальди, М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, П. Доминго, Х. Каррерас, Ф. Корелли, Л. Паваротти и многие, многие другие.
Кассет с записями балетов и мюзиклов в продаже гораздо меньше.
В последнее время найдена новая форма сопровождения инструментальной классической музыки. Одновременно с исполнением музыкальных произведений на экране телевизора возникают изумительные пейзажи, виды городов, художественные шедевры. Так, в Париже одна из телевизионных станций ежедневно по утрам в течение 1,5-2 часов транслирует подобные передачи, получившие название "музыкальные эмоции". В России их пока можно видеть только через спутники. Но похожие передачи планирует и наше телевидение.
Читайте в любое время