ГЕОГРАФИЯ РУССКОЙ БАНИ

А. ЖЕЛТОВ

Как ни странно, но бани в России, за исключением ее северо-западных районов, стали появляться относительно недавно: в селах, например, только в последние десятилетия. А до этого и в рязанских, и во владимиро-суздальских краях, и даже в Подмосковье широко практиковалось мытье в печи, которое, кстати говоря, и в самой Москве было распространено еще в прошлом веке.

А вообще локализация разных банных традиций в России в значительной мере совпадала с зонами расселения отдельных летописных групп восточных славян. Бани, например, с давних времен известны на северо-западе России, тогда как южнее — в пределах Рязанского и Владимиро-Суздапьского княжеств — люди парились не в банях, а в печах. (Впрочем, еще южнее, где климат помягче, они и вовсе не парились, а мылись в деревянных кадках и в корытах.)

Стойкость двух характерных для России систем гигиены, нередко существовавших бок о бок, объясняется тяготением людей к привычному для них укладу жизни. И если уроженцы северо-запада России говорили о возможности угореть в печи, о более быстром разрушении изб, в которых парились люди, то их южные соседи ссылались на убогость банных построек, на необходимость переходить от тепла к холоду и на неизбежные сквозняки.

Современная русская баня по своей конструкции более всего схожа с банями X—XII веков, характерными для новгородских словен, — наземными срубными постройками с печкой-каменкой. А самые первые северорусские бани, видимо, появились в тех краях в IX веке, когда жилище стало несколько комфортнее и потребовало более бережного к себе отношения. Чтобы дерево стен не портилось, для мытья стали выделять отдельную постройку, сооружаемую по принципам прежнего жилья.

По иному пути пошли южные соседи словен — вятичи и поляне, использовавшие в своих домах цельноглинобитные духовые печи. По археологическим данным, эти печи были поначалу небольшими, но к XVI веку достигли крупных размеров, достаточных и для мытья. По всей видимости, именно в это время южане познакомились с северной традицией мытья в бане и переиначили ее по-своему.

А. ЖЕЛТОВ. Русская баня и старинный северный быт. «Этнографическое обозрение» № 3, 1999, стр. 35—51.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки