Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НАЙДЕН ЕЩЕ ОДИН РИСУНОК ЛЕРМОНТОВА

В. ГЕРАСИМОВ КАНД. ЮРИД. НАУК, В. ПОПОВ И Н. ВЕРХОВСКАЯ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

В сентябре 1971 года на закупочную комиссию Литературного музея поступил небольшой (размером примерно в стандартный лист бумаги) рисунок, изображающий сельский пейзаж. Совершенство композиции, проработка деталей, и завершенность карандашного рисунка свидетельствовали о руке мастера. На рисунке имелась надпись «1837 год, 13 майя, Волобуева мельница». Эта надпись была намеренно вписана в пейзаж, и выполнена явно небрежно. В нижнем правом углу рисунка, именно там, где художник обычно ставит свою подпись, стояло «Лермонтов». Подделка это или подлинная вещь - решить могли лишь специалисты. Рисунок был отдан сначала на почерковедческую экспертизу.

     АВТОГРАФ

     В экспертизе почерка есть особая область - исследование подписей, которая изучает «собственноручные выполнения обозначения своей фамилии, имеющие целью служить удостоверительным знаком». Исполнение подписи обычно отличается от начертания фамилии в тексте документа, снабжается росчерками, и наряду с признаками письма данного лица имеет ряд специфических признаков, присущих именно подписи. Наиболее интересна именно удостоверительная роль подписи. Известно, что практически невозможно дважды расписаться совершенно одинаково, но тем не менее по подписи можно установить личность. Подпись была выполнена чернилами, отсутствовали инициалы (Лермонтов обычно подписывался «М. Лермонтов», а иногда - «М. Ю. Лермонтов»), заглавная буква подписи состояла только из первого штриха, начертание буквы «т» было латинским, в штрихах подписи были видны следы карандаша. Обычно это рассматривается, как признак подделки, но в данном случае присутствие карандаша было вполне объяснимо, так, как весь рисунок выполнен карандашом - не удивительны следы карандаша в подписи. Появление латинской буквы в подписи объясняется некоторой поспешностью поэта (М. Ю. Лермонтов свободно владел английским, и французским языками - вот откуда латинское начертание «т»). Некоторая небрежность подписи могла быть отнесена за счет не подходящих для письма условий. Известно, что на общую конфигурацию подписи существенно влияют, и физическое состояние пишущего, и то, чем он пишет, поза, и многие другие, казалось бы, на первый взгляд незначительные факторы.

     И тем не менее экспертизой удалось установить главное совпадало направление движения при исполнении букв, и их отдельных элементов, был одинаков способ начала, и окончания штрихов, идентично строение знаков в подписи р, и их частей. Совпадение! перечисленных признаков позволило сделать вывод о том, что подпись под рисунком была поставлена М. Ю. Лермонтовым. Теперь слово было за искусствоведами.

     Кандидат юридических наук В. ГЕРАСИМОВ.

     ВОЛОБУЕВА МЕЛЬНИЦА;

     Принесенный на комиссию рисунок представляет интерес для исследователей-лермонтоведов с многих точек зрения. Среди творческого наследия Лермонтова большое место занимают его работы, как художника. Государственный литературный музей хранит выполненные им работы пером, карандашом, акварелью, и маслом. Делать наброски с натуры, зарисовывать то, что встречалось в пути, вошло в привычку поэта. Путешествуя, он всегда рисовал.

     «Я снял на скорую руку, - пишет Лермонтов в одном письме, - виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию»

     Современник поэта Н. Н. Манвелов в своих воспоминаниях свидетельствует о качестве путевых набросков Лермонтова «рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью, и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил, как отдельные фигуры, так, и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях, и движениях, полных жизни, и правды.»

     Место, выбранное для рисунка, привлекло поэта своей романтичностью. Ущелье с текущей речкой, и мельница - в чаще покрывающего склоны леса, на дальнем плане тонущие во мгле горы. Слева надпись, включенная в конфигурацию рисунка «13 майя 1837 г. Волобуева мельница». Но где находилась Волобуева мельница? В летописи жизни, и деятельности М. Ю. Лермонтова находим, что вскоре после появления его стихов «На смерть поэта» возникло жандармское «Дело о непозволительных стихах.»

     Шеф жандармов А. X. Бенкендорф 19 - 20 февраля докладывал императору Николаю I «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека, и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи.» Лермонтова арестовали. На его квартире сделали тщательный обыск. 27 февраля был отдан приказ о переводе лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.

     19 марта Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ, к месту нахождения своего нового полка. В первых числах мая Лермонтов приехал в Ставрополь. Простудившись дорогой, 13 мая подал рапорт о своей болезни в штаб кавказских войск. Хотелось задержаться, и немного отдохнуть, чувствуя себя вне рамок полковой дисциплины. В Ставрополе Лермонтов пробыл до конца мая. Общество кавказского города встретило поэта радушно, с восторгом. Слава предшествовала ему. Привлекала, и романтическая природа с детства милого сердцу Лермонтова Кавказа. Гуляя по городу, и его окрестностям, поэт зарисовывал в свой походный альбом, с которым не расставался, живописные виды, людей, уличные сценки.

     Ставрополь, близкий Кавказскому фронту, с массой военных приезжих, заинтересовал Лермонтова своей новизною. Свидетельством тому его карандашный рисунок «Сцены ставропольской жизни», датированный 18 мая 1837 года, и хранящийся в Пермском областном музее.  Но была ли в окрестностях Ставрополя мельница? И почему она называется «Волобуевой»? Может быть, Лермонтов, будучи в Ставрополе, рисовал, что-то по памяти из виденного им в пути?

     Как подтвердили опытные краеведы Ставрополя, «Волобуева мельница» действительно существовала в 1830 - 1840 годах невдалеке от города. Принадлежала она именитому купцу Игнатию Волобуеву, лицу, настолько в те времена известному в Ставрополе, что недавно еще две улицы города именовались 1-й, и 2-й Волобуевскими. Богатый купец, числившийся почетным гражданином города, Игнатий Волобуев был строителем украшавшего Ставрополь здания присутственных мест. В нем размещались главнейшие канцелярии по управлению вновь образованной (в 1822 году) Ставропольской губернии.

     Анализируя рисунок «Волобуева мельница», мы узнаем характерный художественный почерк Лермонтова. известный по его многочисленным рисункам. Смелый штрих, уверенное распределение элементов пейзажа между четырьмя планами по требованию рисовальной школы того времени, романтическая настроенность, перекликающаяся с его стихами о природе Кавказа, - все это роднит рисунок «Волобуева мельница» с такими широко известными графическими работами Лермонтова, как, например, «Вид на гору Бештау» (собственность Государственного литературного музея).

     Типично для Лермонтова, и включение надписи о дне, и месте исполнения рисунка в сложную вязь жирных карандашных росчерков, которыми автор акцентировал первый план своего пейзажа. Приобретенный рисунок, был подклеен к стеклу газетами семидесятилетней давности. Долгие годы он хранился в одной московской семье, не известный никому из исследователей. Переезд владельцев на новую квартиру решил его судьбу извлеченный из сундука, он привлек к себе внимание, заставил обратиться к специалистам, и после тщательной экспертизы стал собственностью музейного фонда государства.

     В. ПОПОВ, главный хранитель Государственного литературного музея.

     Н ВЕРХОВСКАЯ, заведующая сектором комплектования Государственного литературного музея.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки