Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

В. ТРАПЕЗНИКОВ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Рост количества элементов индикации и управления, приходящихся на одного оператора (по иностранным данным).
Влияние психического напряжения на время решения задачи управления (испытуемыми были студенты).
Формализованная модель деятельности человека-оператора; каждая ветвь "древа" относится к какому-либо агрегату или параметру управляемой системы (черные кружочки - последовательность запроса информации от отдельных точен управляемого объекта).
Зависимость между личными качествами человека и объемом полезной управляющей информации; точка А соответствует строгому, "бесстрастному" выполнению рабочих инструкций; В - выполнение с инициативой; кривые 1, 2, 3 - различные степени знания.
Зависимость между эффективностью управляемой системы, и объемом полезной информации, вводимой в единицу времени.

Герой Социалистического Труда академик В. ТРАПЕЗНИКОВ, директор Института проблем управления.


     Одна из важнейших задач, поставленных XXIV съездом КПСС, - совершенствование управления в различных областях народного хозяйства. Решение этой задачи требует от всех, кто занимается проблемами управления, вдумчивой и напряженной работы.

     В последние годы в нашей стране интенсивно развивается общая теория управления, теория, и принципы создания всевозможных технических средств управления. И в этих областях достигнуты существенные успехи. Но при этом проблема поведения человека в системах управления, имеющая огромное значение, изучалась недостаточно. Увлекаясь разработками технических средств, мы часто забываем об огромных, еще не реализованных возможностях людей, участвующих в управлении, и этим снижаем пользу от самих технических средств, в том числе от электронных вычислительных машин (ЭВМ).

     Иногда ЭВМ называют ускорителем обработки информации, усилителем умственной деятельности человека. Результат функционирования системы управления зависит от того, что подано на вход ЭВМ, что усилено, и преобразовано. Если ЭВМ используется в условиях неподготовленной структуры управления, если информация недостаточна или неправильна, показатели, какой-либо деятельности неразумны, то это может принести скорее вред, чем пользу.

     В ряде случаев система управления без ЭВМ, но построенная с учетом огромных возможностей человека и с правильным использованием его стремлений, и целей, может дать лучшие результаты, чем иная система, насыщенная ЭВМ. Сказанное не должно, конечно, восприниматься, как недооценка ЭВМ. Мощь ЭВМ и необходимость их широкого применения бесспорны. Но несомненно, и то, что имеются возможности существенно поднять действенность человека в системах управления.

     Человек - это исключительно сложное, безусловно, даже самое сложное звено системы управления. Он может использоваться в широком диапазоне от выполнения простейших операций в системе регулирования (например, пуск, остановка машины) и до высшего звена иерархической структуры управления, принимающего решения в сложных ситуациях. Человек - это активное звено, со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть, какие-то желания, стремления, а раз так, то он, и действует соответственно с ними, иногда неожиданно для организаторов системы. Важная особенность человека - способность к быстрой физиологической и психологической адаптации.

     По мере укрупнения, и усложнения управляемых систем человек будет поручать автоматам все больший круг задач, но при этом должны обеспечиваться и правильные условия работы самого человека, создаваться устройства управления с максимальным учетом его особенностей. Нельзя «пристраивать» человека к уже спроектированной системе.

     В связи с этим возникают следующие вопросы, как организовать структуру управления с правильным распределением функций между человеком, и автоматом; как организовать взаимоотношения человека и автомата; как заставить человека «стараться»? Степень исследованности этих вопросов в порядке перечисления убывает, а их важность растет.

     Проблема поведения человека в системе управления исключительно многогранна, и попытка осветить все ее стороны в одной статье безнадежна. Поэтому остановлюсь на нескольких, с моей точки зрения, наиболее важных положениях. Деятельность человека в системах управления можно разбить на две большие области управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.

     В первом случае человек при помощи технических средств (машин) управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями, и т. д., то есть машинами. Эту связь можно характеризовать так «человек - машина - - машина». В социально-экономических системах человек, используя технические средства для выработки решений, управляет коллективами людей, что можно определить, как «человек - машина - человек»

     Рассмотрим управление техническими системами. Здесь у человека-оператора в процессе его взаимодействия с управляемым агрегатом (машиной) основная цель - это соблюдение заданного режима и принятие мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. На первое место выдвигаются такие свойства человека, как способность в трудно формализуемых ситуациях принимать решения на основе отдаленных аналогий, и замеченных особенностей объекта.

     Исходя из этого, наиболее эффективно человек может выполнять такие функции, как распознавание непредвиденных аварийных ситуаций и принятие рациональных решений; резервирование собой автоматических устройств при их отказах; техническое обслуживание, профилактика. Имеется еще немало функций, которые могут выполняться, и человеком и автоматом логическое управление, регулирование, управление в оконечных режимах, и т. п.

     Между объемом информации, которую человек способен переработать в процессе управления, и его физиологическими возможностями нет прямой зависимости. На эту зависимость большое влияние оказывает способ представления информации, и психологическое состояние человека.

     Известно, что в общем случае объем информации растет примерно пропорционально квадрату количества производимой продукции. В процессах управления это проявляется в опережающем темпе роста средств управления, поскольку они собирают и перерабатывают информацию. Наглядной иллюстрацией такого положения может служить рост количества элементов индикации, и управления, приходящихся на одного оператора в транспортных системах. Так, в авиации к 1970 году оно составило (по иностранным данным) почти 350 элементов. У ряда сложных объектов, например, у некоторых атомно энергетических установок может быть более тысячи датчиков, сигнализаторов и органов управления.

     Самый распространенный способ представления информации - мнемосхемы, на которых изображаются управляемые агрегаты, и высвечиваются индексы, характеризующие изменение режима работы установки. Однако для современных установок с огромными потоками информации такие мнемосхемы оказываются далеко не лучшим средством ее представления. Изучение движения глаз оператора показало, что, когда ему надо обратиться лишь к 3 - 4 информационным точкам, он фиксирует взгляд на 40 - 60 точках.

     Обычно каждому виду неполадок соответствует своя комбинация сигналов, и опытный оператор знает, какие параметры следует дополнительно измерить, чтобы уточнить ситуацию. Интересно отметить, что различные операторы по мере накопления опыта приходят к одной, и той же последовательности опроса параметров, приходят к одной и той же концепции, создают практически одинаковую концептуальную модель. Эта модель постепенно приближается к идеальной, которую можно построить на основе логических рассуждений.

     - Знание идеальной концептуальной модели, которую нужно составлять на возможно более ранней стадии проектирования, позволяет оптимизировать объем, номенклатуру, и форму представления информации, приспособить технические средства автоматизированной системы управления (АСУ) к человеку, оценивать спроектированные варианты системы.

     Весьма эффективны, в частности, формализованные структурные модели деятельности оператора. Запрашивая информацию от отдельных точек объекта, оператор продвигается по той или иной ветви причинно-следственного графа от центра к периферии и подходит к исходному событию, то есть к постановке диагноза. Опыт показал, что такие структурные схемы в 2 - 3 раза сокращают время диагносцировання, по сравнению с обычными мнемосхемами, и обеспечивают большую точность диагноза.

     Система представления информации должна строиться по иерархическому принципу, начиная с обобщенной мнемосхемы и с последующим вызовом на экран все более детализированных участков, в том числе структурных схем. При этом на табло может высвечиваться также диагноз, и советы оператору, как устранить неисправность. Разработки подобных систем представления информации ведутся Институтом проблем управления совместно с рядом научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро.

     Описанный способ может сочетаться с применением диагностических машин. При необходимости поставить диагноз в особенно сложных ситуациях приходится обращаться к методам распознавания образов, и автоматической классификации ситуаций, используя для этого ЭВМ. В работе оператора будут, конечно, применяться способы общения с ЭВМ в форме диалога, когда машине ставят вопросы и от нее получают ответы на человеческом языке.

     Рассмотрим влияние психологического состояния человека на качество управления. Оператор, ожидая возможных нарушений работы системы, находится в постоянном напряжении (его пульс нередко достигает 160 ударов в минуту), и к концу дежурства он доходит до высокой степени утомления.

     Постоянное напряжение и вообще любые психические раздражители, выводящие из равновесия, не только ведут к утомлению, но, и значительно снижают надежность работы оператора. Показателей, например, тако.л факт. По мере тренировки операторов время решения задачи управления (постановки диагноза события) уменьшалось по экспоненциальной кривой. Однако внезапно у всех операторов оно стало увеличиваться. Оказалось, что у испытуемых, которые были студентами, началась экзаменационная сессия - она создала дополнительное психическое напряжение и вывела операторов из равновесия. После окончания сессии прежняя закономерность восстановилась. При этом на женщин, лиц более эмоциональных, сессия повлияла сильнее, чем на мужчин. Известны случаи, когда квалифицированные операторы, находясь в возбужденном состоянии из-за личных неурядиц, допускали крупные аварии.

     Отсюда вытекает конкретное требование к проектированию оператор должен быть поставлен в условия наибольшего спокойствия. Что больше всего тревожит оператора? Постоянное ожидание внезапной неполадки или аварии. Чтобы снять напряжение оператора, целесообразно обеспечить систематическое прогнозирование возможных неполадок в системе, поскольку в большинстве случаев они назревают постепенно.

     Один из возможных способов прогнозирования - «спорадический контроль». Он заключается в том, что оператор с помощью рукоятки может искусственно изменять уровень срабатывания (уставки) сразу всех сигнализаторов. По мере поворота рукоятки на табло появляются сигналы параметров, находящихся на все больших «удалениях» от допустимой границы. Оператор видит, какой агрегат наиболее склонен к аварии, и может заранее спокойно принять меры для ее предотвращения. Авария для него перестает быть внезапной, и это снимает излишнее психическое напряжение.

     Для использования возможностей оператора большое значение имеет структура системы управления. Известны две тенденции построения систем. Одна из них - глубокая централизация, при которой почти все функции управления возлагаются на ЭВМ. Вычислительная машина решает не только сложные задачи, но, и простые уравнения автоматического регулирования с непосредственным воздействием на исполнительные органы. Другая тенденция - децентрализация с иерархическим построением системы управления.

     Для правильного решения вопроса, какой же из этих тенденций отдать предпочтение, нужно учесть, что большие масштабы и высокая стоимость современных объектов управления предъявляют особые требования к надежности, и живучести управляющих комплексов. Они должны работать без ремонта (или в крайнем случае с быстрой заменой отдельных элементов) в течение 50 000 часов и более. Выход из строя любой части системы не должен заметно нарушать работу остальных ее частей.

     Вероятно, не случайно, и у человека, и у многих животных нервная система построена по иерархическому принципу в организме имеются местные нервные узлы, обеспечивающие управление типовыми движениями отдельных частей тела; центральная же нервная система - мозг - берет на себя лишь общую координацию, установление общего ритма, причем сам мозг имеет отделы, которые могут подменять друг друга при, каких-либо нарушениях, не говоря уже о резервировании одних мозговых клеток другими. Все это, и обеспечивает высокую надежность системы управления живого организма, бесперебойно функционирующей иногда свыше 100 лет, то есть около миллиона часов. Ничего похожего человеком не создано, и, вероятно, еще долгое время такая живучесть системы управления останется недостижимой для технических устройств.

     Нужно заимствовать у природы столь совершенную организацию системы управления и строить ее по иерархическому принципу. На. низшем уровне должны находиться автоматические регуляторы, поддерживающие необходимый режим. Задание режима они должны получать от вышележащего уровня в соответствии с целями, которыми руководствуется этот уровень. А он, в свою очередь, должен получать задание от еще более высокого уровня, действующего в соответствии с еще более общими целями, и т. д. Число иерархических уровней зависит от сложности системы. Например, она может быть такой локальный регулятор - агрегат - комплекс агрегатов - цех - завод - объединение - отрасль - народи о е хозяйство. Конечно, высшие уровни такой иерархии относятся уже к социально-экономическим системам, но общей картины это не меняет.

     Разделению на уровни должно соответствовать правильное формирование целей и критериев каждого из них, и правильное распределение функций между человеком и автоматами. Принятие решений, и воздействие на управляемую систему на низших уровнях могут, как правило, полностью осуществляться автоматами; по мере повышения иерархического уровня эти задачи все в большей степени должны возлагаться на человека. Однако обработка информации, необходимой для принятия решения, на всех уровнях должна проводиться автоматами, в том числе ЭВМ. Таким, очевидно, должно быть общее разделение функций между человеком и автоматами при управлении техническими системами, то есть системами «человек - машина - машина»

     Предстоит еще большая исследовательская работа по изучению человека в его взаимодействии с техническими средствами управления, его способности воспринимать, и перерабатывать информацию, а также по совершенствованию самих технических средств. Весьма важны исследования оптимального распределения функций между человеком и автоматами, работы по облегчению его общения с автоматами. Придется ставить широкие опыты моделирования систем с участием оператора, как части системы управления.

     Обратимся к управлению социально-экономическими системами, то есть системами «человек - машина - человек». Эти системы включают коллективы различных масштабов от небольших ячеек до отраслей промышленности, и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т. и.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор, и обработку информации, необходимой для принятия решений.

     Большинство социально-экономических систем - это замкнутые системы с обратной связью, в которых протекают динамические процессы, и поэтому такие системы в значительной мере подчиняются законам регулирования, действующим в технических системах. Следовательно, ряд положений теории регулирования, разработанной для технических систем, применим, и к социально-экономическим системам. Важнейшее их отличие от технических систем - участие человека со всеми присущими ему свойствами и собственными целями, влияющими на поведение системы.

     В любую управляемую систему должна вводиться информация, необходимая для компенсации возрастающей энтропии, для предотвращения роста неупорядоченности *. В социально-экономические системы управляющая информация вводится людьми (приказы, распоряжения), по подготавливаться она может с помощью технических средств (ЭВМ, связь, и т. п.).

     Между эффективностью управляемой системы и объемом полезной информации, вводимой в единицу времени, существует экспоненциальная зависимость. Объем информации определяется знаниями людей, участвующих в управлении, то есть их личной квалификацией, вооруженностью научными методами, и использованием технических средств для подготовки информации. Но, человек может знать, как управлять, располагать необходимыми техническими средствами, и тем не менее степень его старания применить свои знания, и действовать так, как это нужно обществу, может быть различной.

     Если по одной из осей откладывать полезную управляющую информацию, а по другой в, каких-то единицах измеренные старание, мобилизацию воли и т. п., то получим график (он показан на стр. 6 внизу), который поможет проанализировать ряд важных сторон обсуждаемой проблемы. На этом графике различной степени знания соответствуют свои кривые; все они тоже выражают экспоненциальную зависимость, или, как для упрощения говорят, являются экспонентами. Такой ход кривых естествен. Ведь при данной квалификации, и данной вооруженности методами и техническими средствами человек, как бы он ни старался, может переработать лишь некоторый конечный объем информации, подобно прыгуну, который может преодолеть лишь высоту, определяемую его подготовленностью.

     Очевидно, старание человека, в первую очередь обусловленное его идейно-политическим воспитанием, определяется суммой двух обстоятельств, во-первых, дисциплинированностью, которая обеспечивает выполнение поступающих распоряжений, и указаний, и, во-вторых, собственной инициативой. О значении инициативы товарищ Л. И. Брежнев на XXIV съезде Коммунистической партии сказал «критиковать надо не только тех, кто делает ошибки, но и тех, кто не использует всех возможностей для развития производства, не проявляет инициативы, живет пассивно»

     Чем больше проявлено полезной инициативы, тем больше, и количество полезной информации. Но было бы наивно полагать, что инициатива каждого человека всегда, и полностью направлена на выполнение приказов, и указаний. Нельзя при этом забывать, и о способности человека адаптироваться к окружающей обстановке с учетом собственных интересов. Нужно считаться, как с тем, что инициатива человека может соответствовать целям системы, и быть полезной, так, и с тем, что проявленная инициатива может оказаться вредной. К сожалению, человек не всегда может проявить инициативу. Например, руководителю предприятия, иной раз связанному большим числом заданных показателей, практически не остается возможности для инициативных действий.

     Правильно организованная инициатива, сочетаемая с общими задачами планирования, наряду с дисциплинированным выполнением приказов, весьма существенно увеличивает объем полезной управляющей информации, а, следовательно, резко повышает эффективность управляемой системы. Для увеличения объема полезной управляющей информации существуют две возможности. Одна из них - повышение знаний, вооружение человека научными методами, и техническими средствами управления (на графике на стр. 6 это соответствует переходу к вышележащим экспонентам). Такая возможность широко рассматривается учеными, и здесь мы ее касаться не будем.

     Нас будет интересовать другой путь увеличения полезной управляющей информации усиление полезного старания человека, мобилизация его воли (на графике это продвижение вправо по оси абсцисс). В социально-экономических системах функции управляющего звена выполняет человек; он, и вводит в систему управляющую информацию. Как придать этому звену необходимые характеристики? Для этого человеку нужно создать такие условия, такие правила действий, чтобы он на основе своей адаптационной способности настроил собственные характеристики желательным образом (с позиций цели управления).

     Именно о некоторых требованиях к системе управления, обеспечивающих правильную настройку характеристик человека, повышающих его инициативу, его полезное старание, и пойдет дальше речь. Остановлюсь лишь на трех требованиях. Любой вид управления невозможен без измерения. Поэтому первое требование к системе - правильный выбор единиц измерения, критериев, и оценок управленческого труда.

     Человек заинтересован в выборе системы единиц, ибо на их основе измеряется, оценивается и стимулируется его труд, его деятельность. Нужно, чтобы единицы измерения, и оценки в экономических системах отвечали двум условиям система единиц измерения и все оценочные критерии должны отражать цель управления - полезность действия; каждая единица измерения должна быть частью взаимоувязанной, и непротиворечивой системы единиц, коэффициентов и критериев (правил действий).

     Казалось бы, это элементарные требования. Однако в жизни их значение часто недооценивается, что иной раз направляет инициативу человека в сторону, вредную для общества. Покажем это на примерах.

     В двадцатых годах для пожарных была введена своеобразная оплата труда чем дольше они находились в тяжелых огневых условиях, тем больше было их вознаграждение. Казалось бы, все справедливо, но в жизни получилось следующее. Первый пожар был потушен за пятнадцать минут, и. пожарные остались почти без зарплаты. Тогда они «поумнели», и стали тушить пожары в течение нескольких часов, а кончилось это тем, что, какая-то пожарная команда даже подожгла дом. (Все это выяснилось на суде и описано Г. Рыклиным в 1926 г. в газете «Правда») Причина всего этого ясна в основу оценки деятельности пожарных не была положена цель, определяющая их полезность, - обеспечение минимума числа пожаров, и их длительности.

     Может быть, это далекое прошлое и аналогичные ситуации уже сегодня не повторяются? К сожалению, повторяются, конечно, в иных вариантах. В газете «Правда» (от 2 августа 1971 г.) в статье «Неотправленное письмо» рассказано, как конструкторы завода в Электростали изыскали возможность уменьшить вес литых частей прокатного стана на 24 процента (1 300 тонн). Однако план Министерству тяжелого, энергетического, и транспортного машиностроения и его заводам задается в тоннах. Следовательно, экономия металла, и уменьшение веса прокатного стана привели бы к невыполнению плана со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этого отдел тяжелого машиностроения Госплана СССР, исходя из существующего метода оценки плана, допустить не мог, хотя целесообразность снижения веса с точки зрения общей пользы не требует доказательств. Конструкторы завода проявили полезную, хотя и нереализованную инициативу. Но кто-нибудь мог проявить другую инициативу, и сконструировать утяжеленный стан, для чего, кстати, большого ума не требуется. Это была бы вредная инициатива, однако получается, что с позиции существующих критериев такую инициативу следовало бы рассматривать, как полезную, ибо она ведет к перевыполнению плана.

     Мы говорили о непротиворечивости критериев. Однако в указанном примере, как раз наблюдается противоречивость. С одной стороны, перед заводом ставится требование экономить материал и снижать вес изделия; с другой стороны, план задается в тоннах, и стремление его выполнить и перевыполнить заставляет утяжелять продукцию. Таким образом, работник завода подвергается двум противоположным воздействиям. Что пересилит? Обычно пересиливают требования плана. Но действие такой противоречивости не ограничивается заводом, она пронизывает все иерархические уровни вплоть до отделов Госплана отдел тяжелого машиностроения не заинтересован в снижении веса, ибо он печется о тоннах, необходимых для выполнения «его» плана, а отдел норм, и нормативов заботится о прямо противоположном в его интересах экономить металл, что и отмечено в указанной статье.

     В печати неоднократно ставился вопрос о вреде планирования в тоннах, и о необходимости планировать в условных единицах, учитывающих полезные свойства продукции. К сожалению, инерция и привычка слишком велики.

     Вот еще один актуальный пример, неоднократно поднимавшийся печатью (см. «Правду» от 31 августа 1971 г.). План, и производительность труда обычно считают по валовой продукции. Как известно, в объем «вала» входит стоимость комплектующих деталей, материалов и услуг, полученных со стороны. Поэтому заводу выгодно производить готовые изделия, в которых учитывается результат труда смежных предприятий высокая отчетная производительность труда растет без усилий со стороны самого завода. По той же причине ему невыгодно производить запасные части к своим же изделиям, ибо при этом отчетная производительность труда снижается. В результате, например, автомобильная промышленность выпускает недостаточно запасных частей, и многочисленным автохозяйствам приходится изготавливать их у себя худшего качества и во много раз дороже, чем серийные. Ущерб от нехватки автомобильных запчастей выражается несколькими миллиардами рублей в год.

     Строители охотно начинают нулевой цикл (сооружение фундамента), сопровождающийся большими затратами материала, и тянут с отделочными работами, требующими малых затрат материала. Это увеличивает сроки строительства и, естественно, ведет к значительным потерям. Требования общества говорят о необходимости снижать цены и выпускать дешевую продукцию, а с позиций существующих критериев выпуск дешевой продукции не выгоден ни предприятию, ни министерству, ибо он «портит» их показатели. Такие случаи неоднократно освещались печатью.

     Приходится слышать мнение о том, что тот или иной способ измерения, а, следовательно, и планирования не имеет существенного значения. Однако неверно выбранный способ оценки труда, неверный критерий, как бы мало ни было его единичное воздействие, планомерно и неуклонно в течение долгих лет толкает на принятие ложных решений во многих тысячах точек страны, на разных уровнях управления, и это в конце концов приводит к огромному ущербу.

     Необходимо рассмотреть с позиций полезности и исправить ряд имеющихся критериев, на основе которых, в свою очередь, строятся методы стимулирования. Это заставит принимать более правильные решения, и обеспечит огромную экономию средств, общественного труда. Работа эта, конечно, непростая, она потребует и пересмотра ряда нормативов, и преодоления «психологического барьера», но игра, безусловно, стоит свеч совершенствовать критерии необходимо и экономически оправдано.

     Следующий крупный вопрос касается обратной связи, оказывающей большое воздействие на поведение человека. Убеждать ученых, занимающихся проблемами управления, в необходимости обратной связи не приходится, однако другим специалистам, совершенствующим систему управления экономикой, значение обратной связи не всегда ясно.

     В нашей экономике обратная связь, то есть влияние потребителя на производителя, часто крайне слаба, а ее цепь включает множество звеньев запаздывания. Коллективный потребитель (проектная организация, предприятие), а также индивидуальный потребитель почти не могут влиять на производителя их рекламации, и пожелания слабо действуют. Это обусловлено тем, что в планах обычно закладывается равенство спроса и предложения, резервные мощности практически не планируются. В таких условиях диктует производитель, а потребитель почти лишен возможности выбора, тем более, что ряд изделий, и услуг хронически дефицитен. Примером может служить неизменный дефицит производственных мощностей строительных организаций.

     Слабая возможность выбора продукции, а тем более дефицит услуг нарушают обратную связь, возникает психология «и так возьмут, и так примут», что неизбежно толкает производителя на снижение качества. Вступает в действие закон перехода количества в качество уменьшение предложения до уровня спроса или тем более дефицит продукции (или услуг) при фиксированных ценах ведут к скачкообразному падению качества, подобно тому, как снижение температуры ведет, например, к скачкообразному переходу газообразного состояния в жидкое, и из жидкого в твердое. Словом, недостаток количества переходит в недостаток качества.

     Разумеется, действуют стандарты, от производителя настойчиво требуют повышения качества, существуют различные контрольные органы, наблюдающие за качеством. Однако уследить за качеством продукции по всей нашей огромной стране чрезвычайно трудно. В результате качество растет недостаточными темпами. В борьбе за качество наряду с дальнейшим совершенствованием централизованного планирования нужно значительно усилить обратную связь, включив в ту борьбу потребителя, как коллективного, так и индивидуального.

     Наиболее простым, и дешевым автоматически действующим способом учета мнения потребителя является система «куплю - не куплю». Однако в условиях равенства спроса и предложения, а тем более в условиях дефицита эта простейшая система обратной связи почти не действует. Для выявления мнения потребителя в существующих условиях нужно идти более сложными, и дорогими путями. Например, для сопоставления качества продукции нескольких заводов можно использовать прилагаемые к изделию опросные листы потребителя с оплаченным ответом, практиковать прямой опрос и т. п. Конечно, выявленное мнение потребителя должно существенно отражаться на оценке деятельности производителя.

     Известно, что поддержание регулируемого параметра на за лианном уровне требует избытка мощности для компенсации неизбежных помех. Исходя из этого, а также для улучшения действия обратной связи нужно планировать резервы мощностей, то есть обеспечить возможность превышения предложения над спросом. Например, следует иметь избыток строительных материалов, и строительных мощностей по сравнению с объемом заказов, в частности для выполнения новых заданий, возникающих в течение года. Этого можно достигнуть либо увеличением строительных мощностей, что, разумеется, требует времени и средств, либо сокращением планируемого объема строительства. Может показаться, что последний путь приведет к снижению темпов нашего развития, поскольку будет омертвлена часть производственных мощностей. В действительности же создание резервов должно привести к увеличению темпов нашего роста за счет упорядочения народнохозяйственной системы, повышения качества продукции, облегчения модернизации оборудования, и технологии, то есть ускорения научно-технического прогресса. Будут вскрыты резервы, таящиеся в людях, увеличится простор для их инициативы и принятия лучших решений. Все это, конечно, трудно выразить цифрами, но теория, и опыт управления техническими системами говорят о необходимости иметь запас мощности. В противном случае исполнительный механизм «выходит на упор», и регулирующее действие, в том числе действие обратной связи, прекращается.

     Слабая обратная связь не только замедляет рост качества продукции, она снижает также «качество» людей, участвующих в управлении. Если неправильное действие руководителя, которое привело к ущербу в подведомственных ему организациях или у потребителя, остается без последствий, то у руководителя неизбежно начинают вырабатываться отрицательные черты характера бюрократизм, зазнайство, и т. п. Система управления должна предусматривать сильные обратные связи с низшего иерархического уровня на более высокий. Правильно организованная обратная связь - серьезное воспитательное средство.

     Третий вопрос - это использование игровых ситуаций (состязательности) в процессах управления. Игровые ситуации появляются там, где имеется то или иное несовпадение интересов отдельных людей или целых организаций. Один из наиболее мощных источников, вызывающих игровые ситуации, - это престижные соображения человек хочет быть авторитетным, представительным, стремится к тому, чтобы его деятельность вызывала уважение и признание, хочет так или иначе выделяться из числа других. Но, и другие хотят того же. Так возникают игровые ситуации. Их нужно учитывать и правильно использовать. Однако в управлении народным хозяйством игровые ситуации практически не используются, они не нашли отражения, и в экономической реформе. Между тем разумно организованные игровые ситуации, введенные в экономическую реформу, могут существенно поднять инициативу человека, побудить его энергично стараться делать то, что выгодно обществу.

     Конечно, игровые ситуации в социалистическом обществе должны в корне отличаться от капиталистической конкуренции. Игровую ситуацию в нашей экономике нужно строить так, чтобы коллективы и их руководители старались в чем-то обогнать друг друга, добиваясь общей цели, и тем не менее сохраняли известные взаимные противоречия (разумеется, не антагонистические), на основе которых каждый выбирал бы лучшее для себя решение, одновременно и автоматически контролируя других. Это будет непрерывно мобилизовывать инициативу, и позволит сократить контрольный аппарат, поскольку часть функций контроля ляжет на людей, находящихся в игровой ситуации. Игровая ситуация - один из лучших способов активизировать инициативу человека.

     Мы не используем игровых ситуаций, более того, иной раз создаются ложные игровые ситуации, вредные для общества. Вот, например, взаимоотношения строительной организации (подрядчик) с заказчиком. По существующим правилам строительный объект находится и в плане подрядчика, и в плане заказчика. Казалось бы, все правильно оба заинтересованы в скорейшем окончании объекта заказчик будет помогать подрядчику и одновременно контролировать качество его работы. В жизни получается следующее (вспомним пожарных) поскольку объект находится в плане обеих организаций, то в случае отказа заказчика подписать из-за недоделок акт о готовности объекта план оказывается невыполненным не только у строительной организации, но, и у самого заказчика со всеми вытекающими для него последствиями. Создается явно неправильная ситуация, когда обе стороны, одна из которых (заказчик) должна контролировать другую, заинтересованы в одном, и том же подписать акт, хотя бы, и с недочетами. Такое положение способствует сдаче объектов с последующим длительным устранением недоделок, оно является одной из причин медленного освоения проектных мощностей. Аналогичные ситуации возникают не только в области строительства. Можно привести, и другие примеры вредных игровых ситуаций.

     Укажу два возможных способа организации полезных игровых ситуаций. Наши министерства не всегда узкоспециализированны, что, конечно, правильно, и поэтому игровую ситуацию можно организовать так Госплан СССР формирует крупное конкурсное задание перед министерствами, а министерства - перед своими предприятиями. Задания, и необходимые ресурсы передаются тому, кто предложит наиболее выгодные условия, например, потребует меньшие капиталовложения, обеспечит кратчайшие сроки выполнения, и т. д. Взятие заданий должно считаться почетным, повышать авторитет взявшего, и тем или иным образом поощряться. Заметим, что это несколько не нарушает централизованное планирование.

     Следует гораздо шире прибегать к конкурсной системе. Она предотвратит также образование научно-технических или производственных монополий, тормозящих прогресс. Любой прогресс основан на сравнении, и выборе лучшего. Поэтому, и система управления, в том числе экономическая реформа, должна обеспечивать такую процедуру. С этой целью игровая ситуация может быть построена так, чтобы систематически, например, один раз в год, сравнивалась деятельность нескольких однородных предприятий. В результате сравнения, проводимого по важнейшим критериям, в основу которых, по-видимому, целесообразно положить научно-техническую прогрессивность, в том числе качество продукции, предприятия должны размещаться в порядке их убывающей оценки. Премиальный фонд ИТР этих предприятий, исчисленный на основе существующих правил, должен соответственно перераспределяться между ними предприятие, занявшее первое место, значительно увеличивает фонд премирования своих ИТР, а занявшие последние места премиальный фонд частично теряют.

     Наряду с этим целесообразно использовать, и перераспределение моральных стимулов. Разумеется, можно предложить ряд других путей сравнения, важно лишь, чтобы результат сравнения существенно отражался на оценке, и стимулировании сравниваемых предприятий. Выбирая способы образования игровых ситуаций, нужно помнить о многообразии поведения человека одни будут добиваться максимальной оценки, прилагать наибольшие усилия, идти на риск; другие предпочтут спокойную жизнь, минимизацию затраты сил, среднюю, но зато надежно обеспеченную оценку. Все это нужно тщательно изучать, продумывать, предвидеть возможное поведение человека, и вводить такие правила действия, которые мобилизовали бы силы, и полезную инициативу наибольшего числа людей.

     В статье не рассматривалась одна из важнейших проблем управления экономикой, проблема формирования цен. Замечу лишь, что, и для ее правильного решения необходимо учитывать все три требования к системе управления, о которых шла речь.

     Подведем итоги. Во всех управляющих системах огромную роль играет человек с его сложнейшими характеристиками. В технических системах главная задача состоит в том, чтобы наилучшим образом вооружить оператора техническими средствами, и с их помощью поставить его в условия спокойствия, обеспечить ему надежное диагносцирование, принятие, и реализацию решений.

       В социально-экономических системах задача иная. Здесь в первую очередь следует активизировать людей, использовать внутренние резервы больших коллективов, участвующих в управлении. Нужно создать такие правила действий, чтобы человек, опираясь на идейно-политический фундамент, настраивал свои характеристики в соответствии с интересами общества, и непрерывно проявлял максимум полезной инициативы в своей управленческой деятельности.

     Как ведет себя человек в условиях тех или иных показателей, и оценок? Не возникают ли внутренние противоречия, толкающие человека на нежелательные действия? Как в наибольшей мере усилить полезную инициативу человека? О таких вопросах нельзя забывать при разработке любой системы управления.

     Человек - это главный ресурс системы управления, и мобилизация всех его психологических резервов наряду с использованием технических средств управления (ЭВМ, и др.) значительно ускорит научно-технический прогресс, и общее развитие нашей страны.

     В статье ставились некоторые вопросы, связанные с поведением человека в системах управления. Эти вопросы, а также ряд аналогичных, здесь не упомянутых, требуют научной проработки, и постановки экспериментов. Для их решения нужны совместные усилия специалистов в области теории управления, экономистов, социологов, математиков, специалистов по вычислительной технике. Только при этом условии, и могут быть даны наиболее эффективные предложения.

     Общий итог таков, и сейчас, и в условиях коммунистического завтра человек остается творцом всего нового, главным инициатором, и решающим звеном системы управления.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки