Коллекция птичьих гнезд

В. ВИШНЕВСКИЙ, аспирант Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Фото автора.

Так уж сложилось, что я бесповоротно влюбился в прекрасный и загадочный мир птиц. Их облик, пение и способность летать испокон веков восхищали людей. Жаль только, часто мы забываем о красоте, которая рядом с нами.

Многие коллекционируют в детстве почтовые марки, открытки и тому подобные вещи. Я же, движимый любопытством и азартом, решил, еще учась в школе, собирать птичьи яйца. Что особенного в них? В первую очередь окраска. Это только у кур яйца скучного белого или коричневатого цвета. А у большинства диких пернатых они удивительно разнообразны: у певчего дрозда - голубые, у врановых - зеленоватые в бурую крапину, у зеленой пересмешки - розовые… Не верите? И я не верил, пока не увидел собственными глазами.

К сожалению, со временем эти драгоценные трофеи, как ни прячь их от солнечного света в коробке, тускнеют и теряют окраску, подобно сорванным цветам. Мало того, если не выдуть содержимое яйца, то скорлупа может треснуть, и экспонат будет испорчен. К тому же есть немало видов птиц, которые, не задумываясь, бросают кладку (особенно на первых стадиях) при малейшем вмешательстве человека. Нужно было найти такой способ, чтобы не навредить пернатым.

Фотография - вот что может сохранить краски и не погубить яйцо. Даже прикасаться к гнезду не надо! Сначала я долгое время фотографировал "мыльницей". Но в один прекрасный день приобрел "Зенит". Это дало мне возможность коллекционировать не только яйца, но и… целые гнезда! В прошлом году перешел на четырехмегапиксельный цифровой фотоаппарат, впрочем, мне уже и его недостаточно. В перспективе что-нибудь посерьезнее хочу купить. Потому что моменты в природе неповторимы, а кадры, их запечатлевшие, бесценны!

Находчивость коноплянки

В птичьем мире популярен красный цвет. Особенно если он на груди. Коноплянка - не исключение. Правда, похвастаться нарядной кирпично-красной окраской оперения может только самец. Самочка, как водится, носит невзрачное буроватое "платье" с продольными темными пестринами спереди. Такой камуфляж помогает птице оставаться незамеченной, когда она сидит в гнезде.

Конопляночьи гнезда могут располагаться в самых неожиданных местах. Я находил их под крышей сараев, на заборе, в поленнице. Видимо, что-то притягивает этих птиц к поселениям человека. Конечно, они вьют свои гнезда и на деревьях, обычно невысоко от земли, но чаще - в густых низкорослых кустарниках.

Самый неожиданный вариант гнездовья коноплянки я наблюдал на старом пеньке вишни в саду. Птица нашла уютную нишу под куском мешковины, повешенной на пень и образующей своего рода шалашик. Даже кошки так и не узнали, что у них под носом небольшая пичуга отложила пять светлых яичек с крапинами и благополучно вывела птенцов.

Бирюза чечевицы

"Чечевицу видел? Чечевицу видел?" - спрашивает неугомонный самец чечевицы в рубиново-красном фартуке. Но это только видимость беспокойства. На самом деле он прекрасно знает, где его супруга. Она тихо сидит в гнездышке, запрятанном в самой гуще терновых зарослей. И не зря сверху, над наседкой, распростерлась мозаика мелких листьев кустарника. Ведь если бы не было этого прикрытия, то при отлучке птицы от гнезда в глаза сразу бы бросались яркие сочные бирюзовые краски яиц. Они, кстати, очень похожи по расцветке на яйца певчего дрозда, даже черные точки есть, но размер другой. Яйца чечевицы чуть больше фасолины, как и подобает для птахи воробьиного "калибра".

Лесной конек

Знакомый грибник рассказал мне, что наткнулся в березовой лощине на гнездо: "Прямо из-под ног вылетела небольшая птичка. Глянул вниз - среди травы, на земле, углубление - гнездо. А в нем бурые яички с пятнышками". Я по описанию сразу понял - это конек.

Фотоаппарат - в руки, и вместе с грибником иду за реку в упомянутую лощину. Так и есть: лесной конек свил на склоне аккуратное гнездышко. Если не знать, где оно, - никогда не заметишь.

Я быстренько сфотографировал яички и удалился, чтобы не испытывать лишний раз терпение родителей. Через две недели наведался: птенчики вылупились. Пройдет еще около двух недель, и молодые слетки оставят тесное гнездо и будут прятаться неподалеку в густой траве.

Серая ворона

Когда мы гуляем по парку или лесу, бредем вдоль реки, отдыхаем на лужайке, то даже не подозреваем, что за нами… следят. Человек, а тем более группа людей повсюду привлекают к себе внимание серых ворон. Эти птицы ведут наблюдения за нами не из праздного любопытства. Они давно приметили, что там, где люди задерживаются на достаточно продолжительное время, нередко можно найти что-нибудь съестное, например остатки трапезы на лоне природы.

А теперь представим, что, прогуливаясь среди белоствольных берез майского леса, мы вдруг наткнулись на мастерски упрятанное гнездо зяблика. Конечно, захочется его хорошенько рассмотреть, потрогать - и вот уже маскировка нарушена. Вскоре мы уйдем, но нам на смену прибудет гроза птичьих гнезд - серая ворона. Она не зря держалась на расстоянии и битый час вела наблюдения за любителями природы. В награду за терпение и внимательность ворона получит славный обед, а чете зябликов придется смириться с потерей и приняться за постройку нового гнезда.

Но как ни безжалостна разбойница по отношению к чужим яйцам и птенцам, свое потомство она пытается обезопасить от хищников и вьет гнездо-чашу на высоких ветвистых деревьях. Для пущей прочности в стенки, помимо грубых ветвей, часто вплетает алюминиевую проволоку. А лоток для тепла и мягкости выстилает шерстью животных, иногда с примесью тряпочек, обрывков газет и даже полиэтилена.

Ровно 21 день, как и курица, серая ворона высиживает воронят. А потом из пяти-шести зеленых в крапину яиц на свет появляются прожорливые птенцы, и хлопот у нашей плутовки ой как прибавляет ся!

Выбор белой трясогузки

Есть среди пернатых группа дуплогнездников - тех, кто предпочитает выводить потомство в дуплах, выдолбленных дятлами. На всех таких дупел не хватает, поэтому приходится довольствоваться искусственными скворечниками, синичниками да так называемыми естественными дуплами, которые образуются на месте сгнившего сучка.

В естественных дуплах вьет гнездо белая трясогузка. Обычно она выбирает старую ветлу с выгнившей сердцевиной и в укрытии устраивает уютную "чашечку", в которую откладывает пять или шесть серовато-белых яичек с темными мелкими крапинами.

Трясогузка не сильно придирчива к выбору места гнездования. Мне приходилось наблюдать ее гнезда в брошенном автобусе, экскаваторе, комбайне. Единственное условие - подходящая ниша должна быть недалеко от водоема, у которого трясогузки находят пропитание себе и птенцам.

Колония дроздов

С наземными и воздушными хищниками легче бороться сообща. Дрозды-рябинники знают эту простую истину и устраивают гнезда недалеко друг от друга: на расстоянии 10-30 метров. Совместными усилиями они прогоняют прочь с территории гнездования такую охотницу до чужих яиц и птенцов, как серая ворона. Громкой трескотней встречают рябинники и человека, ступившего в их владения. Мало того, если подойти к гнезду слишком близко, атаки не миновать. Проносясь над самой головой нарушителя спокойствия, дрозды выбрасывают стратегические порции помета (с точки зрения науки это неправдоподобно, ведь у птиц не может быть "целенаправленной" перистальтики, однако я не раз убеждался, что дрозды, речные крачки и чайки на такое способны). И за несколько кадров гнезда с зелеными яйцами в бурых пятнышках приходится платить испачканной одеждой.

Зяблик

Отлично маскирует свое небольшое, как половина крупного яблока, гнездо всем известный зяблик. В наружных стенках его постройки обязательно имеются полупрозрачные ленточки бересты, мягкие стебли растений, зеленый мох, а также коконы насекомых и паутина. Все это прекрасно сливается с сероватой корой дерева, на котором свито гнездо. Зяблик - не редкий вид, поэтому мне часто удавалось найти его гнездышко с уютным лоточком, в котором обычно лежали четыре-пять желтоватых или голубоватых яичек с крупными и мелкими красно-коричневыми пятнышками.

Овсянкино гнездышко

Далеко не все птицы вьют гнезда на деревьях. Овсянка, например, размещает свое гнездо прямо на земле, у какой-нибудь кочки или кустика. Плетеная корзиночка прочно закреплена среди травы, а внутри - розоватые, точно художником-импрессионистом разрисованные, яички. Тут вам не просто крапинки и пятнышки на основном фоне, но и темные линии, запятые, черточки.

Увы, гнездо овсянки специально искать бесполезно: больше вероятности нечаянно раздавить его, чем заметить среди травы. А собаки-ищейки, как у известного орнитолога-натуралиста Евгения Павловича Спангенберга (автора книг "Записки натуралиста", "Среди природы", "Встречи с животными" и др.), которая была научена искать птичьи гнезда, у меня пока нет. Просто как-то я с младшей сестрой собирал ягоды у посадки молодых сосенок, и сестра наткнулась на это гнездышко случайно. Конечно, я не мог не сфотографировать его!

Маленький разбойник

Знаете, какая из наших хищных птиц самая маленькая? Нет, это не чеглок или воробьиный сычик! Это сорокопут. Правда, строго говоря, ни к отряду дневных хищных, ни к совообразным он не относится. Самый распространенный среди сорокопутов - жулан, представитель многочисленного отряда воробьинообразных. На голове у него сизый "шлем" с черными "очками" - самая подходящая "амуниция" для настоящего разбойника. Когда жулан не голоден, он охотно запасает еду впрок: поймает какого-нибудь мышонка, обезглавит и насадит на колючку терна или острый сучок дикой груши. Гнездо сорокопут тоже любит устраивать среди шипов - так безопасней. В сплетенной из грубых стеблей и веточек чаше скромно окрашенная в бурый цвет самка откладывает пять-шесть сероватых или коричневатых яиц с темными пятнышками, образующими на тупом конце своеобразный венчик. Не яйца, а загляденье!

Речная крачка

В некоторых случаях, чтобы сделать удачную фотографию, приходится лезть в воду.

Чета речных крачек облюбовала небольшой островок посреди пруда, и мне ничего не оставалось, как раздеться и идти вброд. Благо день был солнечный - истинно июньский. Вода теплая, да и неглубоко - по пояс.

С "Зенитом" на шее я добрался до острова. Как и ожидал, обнаружил на нем среди обрывков листьев рогоза три грушевидных яйца коричневато-зеленого цвета, сливающихся с общим фоном. Темные точки и пятна на скорлупе как нельзя лучше маскировали их. Тем временем родители забеспокоились и… сбросили на меня "бомбочки" - помет! Тут же в воду плюхнулись еще два белых комочка. Оказалось: речные чайки решили меня "атаковать", но не попали. Вот такие незабываемые впечатления остались у меня об этом фототрофее.

Ушастая головушка

Если вам приходилось встречать где-нибудь в парке, у реки или в лесу сову, то, скорее всего, это была самая многочисленная среди ночных хищниц ушастая сова. Она сама гнезд не делает. Чаще всего ушастая головушка занимает гнездо серой вороны, сороки или хищных птиц.

Уже в марте самка откладывает от пяти до семи яиц, число которых напрямую зависит от наличия основной добычи - мышевидных грызунов. В окраске яиц нет ничего примечательного - она белая, а вот форма необычная - напоминает бочонок. Тупой и острый концы различить сложно.

Насиживает яйца ушастая сова очень упорно. Однажды я добрался до самого гнезда, но птица до последнего момента отчаянно пыталась меня остановить: настораживала перьевые ушки и выпучивала круглые глаза. С гнезда слетела, лишь когда я поднялся на один уровень с кромкой лотка! "Бу-буу!" - обронила встревоженная наседка.

Сорокино богатство

Как ни ругают сороку-воровку за ее склонность тащить всякие блестящие вещички, мне в правоте этой пресловутой особенности убедиться ни разу не пришлось. А ведь я каждую весну нахожу новые или наведываюсь к старым, известным мне гнездам белобоких разбойниц. И ни в одном ничего поразительного не находил, разве что алюминиевую проволоку, которая в качестве строительного материала просто идеально скрепляет шарообразную кучу веток с глубоким крепким лотком-чашей. Гнездо у сороки особенное - оно закрыто со всех сторон. Часто спрятано в густых зарослях терна. И потому добраться до него, даже если обнаружишь, стоит немалых усилий. А острые шипы кустарника - будьте уверены! - без царапин не оставят.

Сколько я ни пытался сфотографировать гнездо сороки, мне это не удавалось. То залезть невозможно, то "шатер" над чашей такой плотный, что объектив просунуть негде, и вспышка окажется бесполезной. Но однажды все же повезло. Свила скрытная птица гнездо в дебрях молодых ив среди болотца. И через "окошко" гнезда-"палатки" я сумел заснять зеленоватые в крапину яйца. Вот еще одна тайна природы - как на ладони! Не бриллианты и золотые цепочки прячет сорока, а самое драгоценное - будущих птенцов.

Фотографии сделаны в окрестностях деревни Денисово Пронского района Рязанской области и в Тимирязевском районе Москвы, на территории парка сельскохозяйственной академии.