Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭВМ И АРХИТЕКТУРА

В. РАБИНОВИЧ, КАНД. ИСКУССТВОВЕД.

Рис. Э. Смолина к статье "ЭВМ и архитектура".
Здесь прямоугольными фигурами обозначено материальное в архитектуре, кругом - ее духовное, художественное содержание, слитое с материальным в двуединстве. Векторно-направленные стрелки характеризуют основной и вспомогательные пути постижения содержания ар
Путь создания архитектурных объектов еще своеобразнее он начинается с духовной, творческой, во многом интуитивной и эвристической деятельности зодчего. К. Маркс в "Капитале" отмечал, что любой из архитекторов в отличие от создающей ячейки сот пчелы, прежд

     В современной архитектурной практике возникло острое противоречие между высоким уровнем индустриализации, и быстрыми темпами строительства, с одной стороны, и традиционными, подчас кустарными методами проектирования - с другой. Специалисты считают, что в связи с задачами, стоящими перед современной архитектурой, необходима коренная перестройка всей системы архитектурно-строительного проектирования. Большую помощь в этом деле может оказать вычислительная техника. Более пятидесяти ЭВМ уже используются в архитектуре. Но архитектура - своеобразный вид искусства, и в процессе формирования союза архитектуры с вычислительной техникой существует ряд серьезных проблем. Мы предлагаем вниманию читателей изложение различных точек зрения на эти проблемы. Первое слово - доценту архитектурного института, кандидату искусствоведения В. Рабиновичу.

     С кибернетикой - наукой о процессах управления в сложных динамических системах - связан короткий век младенчески романтических прогнозов о ее абсолютном всемогуществе, и безудержных фантазий о наступлении века «машинной цивилизации». Всем (или почти всем) теперь ясно, что это далеко не так. Кибернетика вооружает нас одной из перспективных научных методик, и работающие на базе ее принципов электронно-вычислительные машины (ЭВМ) становятся мощным подспорьем для развития многих отраслей науки, и техники, экономики, и культуры.

     Но почему же вот уже десять лет зодчие, инженеры, экономисты, социологи, кибернетики, собирающиеся в московском Доме архитектора, продолжают спорить о том, какова роль вычислительной техники в сфере архитектурного творчества?

     Автор этого вводного слова, как философ, занимающийся методологическими проблемами архитектуры, постарается ввести читателя в круг очень специфических архитектурных проблем (они были ясны большинству спорящих, и поэтому-то о них не упоминали на самой дискуссии).

     Спор шел, и идет не о возможностях ЭВМ, а об особенности их использования применительно к зодчеству и, в частности, к архитектурному проектированию. И тут-то спорщики никак не могут договориться одни считают архитектуру сферой насквозь просчитываемой инженерии, другие - областью интуитивного художественного творчества, а третьи.

     А третья сторона - миллионы советских граждан - ежедневно, ежечасно сталкиваются с архитектурными объектами, они живут, и работают в архитектурной среде, и весьма заинтересованы в том, чтобы зодчие поскорее разобрались в своем сложном хозяйстве.

     В чем же сложность?

     Как утверждали крупнейшие теоретики архитектуры всех времен, и народов, тут воедино переплетаются качественно несводимые материальные, и духовные явления, единство «прочности, пользы, и красоты». Переводя на язык современной терминологии, мы скажем в архитектуре органически взаимосвязаны инженерно-конструктивные, социально-функциональные, и идейно-эстетические элементы. И в этом причина споров, и корень сложности.

     Попытаемся их показать в условной теоретической модели архитектуры:

     Здесь прямоугольными фигурами обозначено материальное в архитектуре, кругом - ее духовное, художественное содержание, слитое с материальным в двуединстве. Векторно-направленные стрелки характеризуют основной, и вспомогательные пути постижения содержания архитектурных объектов.

     Путь создания архитектурных объектов еще своеобразнее он начинается с духовной, творческой, во многом интуитивной и эвристической деятельности зодчего. К. Маркс в «Капитале» отмечал, что любой из архитекторов в отличие от создающей ячейки сот пчелы, прежде чем соорудить здание, построит его в своей голове. Эта сформулированная в его замысле, и проекте цель будет, как закон определять пути строительства, характер сооружения, его образный строй. В модели это выглядит примерно так.

     Теперь мы можем дать более достоверные ответы на вопросы о применимости ЭВМ к архитектуре.

     В архитектурном проектировании в запутаннейший гордиев узел сплетены разнохарактерные задачи - инженерного, экономического, санитарного, противопожарного, утилитарного, социального, эстетического и идеологического типов. Для их решения ныне необходимы «запоминающие», и «решающие» устройства мозгового аппарата, сосредоточенного уже не в одной голове зодчего, а в целой группе проектных институтов. Традиционные методы - вычерчивание, логарифмическая линейка и объемное моделирование - уже не справляются с объемом задач, стоящих перед проектировщиком. И тут ЭВМ - незаменимый помощник. По эскизу архитектора, и заданным параметрам машина может предложить варианты типовых зданий, разработать различную планировку отдельных районов и пр. Целесообразно применять ЭВМ при просчете вариантов сложных строительных конструкций. Таким образом, в области инженерно-технических задач строительства, и архитектуры ЭВМ применять можно и нужно. Сложнее обстоят дела в области социального назначения жилых, и общественных сооружений, о которой позабыли некоторые из спорящих, сводя архитектуру к сумме инженерных и эстетических задач, к «прочности», и «красоте» будто бы для архитектуры «польза», ее великая миссия пространственной организации жизнедеятельности людей - незаметный пустячок. Сложность здесь не только в том, что социальные процессы - качественно многообразны. Даже качество жилища (наличие определенного числа комнат, ряда вспомогательных помещений, характер общественного обслуживания и т. д.) обусловлено темпами общественного прогресса. Научно-исследовательские институты, занимающиеся архитектурной проблематикой, лишь только приступили к составлению прогнозов развития жилища на ближайшие 10 - 30 лет, а жилым домам стоять 50 - 100 лет.

     И потому в ЭВМ надобно бы заложить программу, учитывающую потребности в жилище, и характер его использования на перспективу.

     Для применения ЭВМ в области социально-экономических проблем архитектуры необходимо составление сложных, качественно-определенных программ, учитывающих перспективы развития общества. Здесь использовать возможности кибернетики можно, но осторожно.

     Возможно ли, наконец, моделирование архитектуры, как искусства? Научная эстетика принципиально различает в искусстве эстетические отношения и куда более сложную художественную выразительность идей искусства. Вот почему, прежде чем ответить на основной вопрос, решим задачу чуть попроще могут ли быть с помощью машины смоделированы эстетические отношения или хотя бы их элементы? Эстетические отношения - это такие отношения между объектом (природой, общественной действительностью), и субъектом (человеком, социальной группой), когда объективная гармония, целостность и гуманность вызывают соответствующие гармоничные, целостные, и эмоционально окрашенные восприятия.

     Объективная гармония, соотносимость гармонических рядов и даже интенсивность восприятия (хотя не ясно, каково качество эстетического, вызвавшего сильный эстетический стресс, - прекрасное это или безобразное) - да, она может быть измерена. Но целостность человеческого восприятия, куда вплетаются эстетические, этические, политические, философские оценки, машина адекватно передать не может, ибо думающие машины будут многими порядками ниже сложнейшей системы общества - сложного единства людей, техники, экономики, политики, идеологии, науки, искусства, и т. п.

     Таким образом, ЭВМ можно, но с ограниченными результатами использовать и при моделировании отдельных элементов эстетического в архитектуре (пропорции, ритм, масштабность архитектурных сооружений).

     А как же с самим искусством архитектуры? Может ли вообще в искусстве быть использована кибернетическая методика? Поскольку искусство - одна из сфер эстетического, придется согласиться в чем-то, в, каких-то элементах, и аспектах можно.

     Но не нужно, ни в коем случае не следует искусство втискивать в прокрустово ложе нормативной гармонии и среднестатистических оценок. Что даст нахождение ошибок против традиционных нормативов гармонии у Маяковского, Петрова-Водкина, Шостаковича? И можно ли вообще понять, «что такое хорошо, и, что такое плохо» в искусстве с точки зрения устоявшихся канонов гармонии, коли «поэзия - вся - езда в незнаемое»

     Итак, не дилемма «Зодчий или ЭВМ», а плодотворное сотрудничество человека с машиной, в котором зодчий остается Архитектором - главным строителем.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки