Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КОМУ ПРЕДОСТАВИТЬ ПРАВО ВЫБОРА

Парфенон - храм богини Афины. V в. до н. э. Греция.
Реймский собор. Франция. XIII в.
Церковь Вознесения в селе Коломенском. 1532 г. Россия.
Мавзолей В. И. Ленина. 1930 г. Архитектор А. В. Щусев.
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. 10 в. н. э. Индия.
Транспортная развязка "Шербургская роза". Наземная часть развязки - как бы кольцо на столбах, по которому идут крупные потони транспорта в Париж и из него. Общая длина мостов, и виадуков 400 метров. Строительство закончено в 1968 году.
"Модулер", предложенный Ле Корбюзье, в основе которого лежит математическое выражение размеров человеческого тела, позволяет наилучшим образом рассчитывать размеры объектов строительства.
Церковь в Роншане. Архитектор Ле Корбюзье. Франция. 1950 - 1955.
Уже первый, казалось бы, небрежный набросок капеллы в Роншане Ле Корбюзье содержал все основные элементы замысла будущего архитектурного произведения.
Аэропорт в Нью-Йорке. Архитектор Ээро Сааринен. 1960 г.
Музей современного искусства. Архитектор Оскар Нимейер. Каракас. Венесуэла. 1955 г.
Пирамида Солнца. Майя. XII в. до н. э.
Планировочные перспективы промышленного узла с различных точен зрения, полученные на чертежнографическом автомате "ИТЕКАН-2". Время расчета изображения на ЭВМ равно 3 минутам. Автор программы Семенов В. Н.
Цифры представляют собой только грубые оценки. Данные, относящиеся к ЭВМ, в особенности по емкости памяти, изменяются очень быстро. Таблица сравнения возможностей человека, и машины взята из статьи профессора экспериментальной психологии Н. С. Сатерленда

     На полях - высказывания, и афоризмы известных советских, и зарубежных философов, кибернетиков, и архитекторов. (см. ниже) 

     «На мир мы все по-своему глядим,

     И каждый прав - с воззрением своим»

     Гете.

     На протяжении ряда лет в Центральном доме архитектора продолжалась дискуссия «Машинная архитектура - фантазия или реальность?», посвященная применению вычислительной техники в архитектурном творчестве. Самые неожиданные вопросы возникали, и обсуждались на этих диспутах возможна ли машинная архитектура, что такое современная архитектура, могут ли электронные устройства помочь архитектору, и нужна ли ему эта помощь, и т. д.?

     ПРЕДОСТАВЛЯЕМ СЛОВО УЧАСТНИКАМ ДИСКУССИИ АВТОМАТИЗАЦИЯ - ПУТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ АРХИТЕКТОРА

     В современной архитектурной строительной практике возникло острое противоречие между высоким уровнем индустриализации, и быстрыми темпами строительства, с одной стороны, и традиционными, кустарными методами проектирования - с другом. Творческой деятельности архитектора в этой раздробленной, и неповоротливой системе отводится весьма скромное место.

     Как ликвидировать это противоречие? Может быть, нужно повысить эффективность труда проектировщика, и архитектора за счет введения максимальной механизации? Вероятно, нет. Речь идет о коренном преобразовании системы архитектурно-строительного проектирования в целом, начиная от методов, и средств сбора информации, необходимой для оптимального проектирования, и кончая способами размножения проектно-сметной документации. Такое преобразование в настоящее время возможно на базе комплексной автоматизация проектного дела с широким использованием последних достижений таких наук, как кибернетика, системотехника, инженерная психология. В связи с этим перед архитекторами стоит главная, и первоочередная задача - разработать методологию автоматизированного архитектурно-строительного проектирования.

     В. СЕМЕНОВ, инженер.

     МАШИНА НАЧИНАЕТ ПРОНИКАТЬ В АРХИТЕКТУРУ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО ХОРОШО

     В последние годы все больше растет своеобразная машинофобия, неприязнь к машинным методам. Действительно, машины сегодня осуществляют огромную экспансию их научили сочинять стихи, и музыку, и,- наконец, они начинают проникать в архитектуру. Плохо это или хорошо? Мне кажется, что это хорошо.

     Я считаю, что в будущем машины смогут работать в любых сферах человеческой деятельности.

     Смотрите, еще вчера бухгалтерские расчеты считали чисто человеческим делом, а сегодня их прекрасно делают вычислительные машины. Сегодня мы считаем, что создавать произведения искусства могут лишь люди. Но нет ничего страшного, если завтра этим будут заниматься сложные вычислительные машины.

     Может ли машина осуществить архитектурное проектирование? Для этого человек прежде всего должен научиться формулировать свои архитектурные задачи языком математики. Попытки найти некие правила создания храмов, дворцов, жилищ известны давно. В Египте уже три тысячи лет тому назад существовали жесткие требования, что можно, и нужно делать при создании произведения искусства. Платон мечтал о том времени, когда в Греции будут введены подобные правила в искусстве и в позднем греческом искусстве они появились.

     Сегодня в архитектуре существует масса таких формальных правил. Они изложены в учебниках, руководствах, прочно засели в головах архитекторов. Этим правилам можно обучить, и вычислительную машину. Причем попытки формализовать архитектурное творчество, описать его с помощью неких символов или правил идут от самих архитекторов, а не от кибернетиков или инженеров.

     Часто возникает мнение, что машина мало чем может помочь человеку, создающему архитектурное произведение, ибо машина ничего не может создать нового человек заранее все в нее вкладывает. Когда в Ленинграде с помощью вычислительных машин проектировали целый ряд новых районов, а затем сравнили полученные результаты с теми, которые предлагали нам проектировщики, то получилось, что машина не только ни в чем не уступила проектировщикам, но умудрилась еще при этом создать более рациональный проект, и сэкономить 15 миллионов рублей. Как понимаете, это уже не шутка. А таких примеров много.

     Л. ВАНД, инженер.

     МАШИННОЕ КОПИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - РЕАЛЬНО

     3 живой природе существуют своеобразные программы деятельности, которые передаются по наследству. Благодаря этим программам животные строят сложные, хитроумные жилища. Люди часто пытались обесценить «архитектурные способности» животных. Они говорили, что это инстинкт, стереотип, и ничего общего с творчеством не имеет. Только человек способен к истинному творчеству его нельзя свести к, каким-то программам, утверждали скептики. Но ученые успешно изучают объективные закономерности наших творческих процессов, и уже получили массу интересных результатов. При создании одного из музыкальных произведений был проведен следующий эксперимент машине «рассказали», как музыкант создал первую часть своего произведения, и «предложили» ей довести начатое дело до конца. Ко всеобщему удивлению, окончание этого музыкального произведения, созданное вычислительной машиной, мало чем отличалось от написанного композитором.

     В архитектуре также существуют всевозможные формальные правила, которыми пользуется архитектор. Нет ничего удивительного, если вычислительная машина, следуя этим правилам, будет копировать приемы работы известного архитектора.

     В. МОВЧАН, инженер-кибернетик.

     ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕПЕРЕВОДИМА НА ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ

     Итак, возможно ли создание машиной полноценного произведения искусства? Задаем себе этот вопрос, памятуя о том, что архитектура - это прежде всего специфический вид искусства. На вычислительной машине мы можем промоделировать, какую-либо деятельность, решить задачу при условии, что она может быть формализована, то есть переведена на язык математики. Но можно ли формализовать эстетическую информацию?

     Искусство, как одна из форм общественного сознания в специфической форме отражает реальную действительность. Это отражение происходит через посредство художника. С одной стороны, отношение человека к тому, что он изображает, всегда субъективно, мотивировано, пристрастно. И в то же время выдающиеся произведения искусства всегда в своих формах выражают определенные идеи, содержание современной им эпохи.

     Эстетическая информация - это субъективное выражение в художественной форме мыслей, чувств, переживаний, и страстей творца. Содержание эстетической информации не подлежит никакой формализации, выражению, в символах или математических терминах. Известный зарубежный специалист в области кибернетики Моль (автор книги «Теория информации, и эстетическое восприятие») утверждает, что эстетическая информация непереводима на другой язык или в систему логических символов. Она принадлежит к некоей персональной информации.

     Я считаю, что Монна Лиза и любое другое произведение искусства машиной принципиально не может быть создано. Машина может «поверить алгеброй гармонию», ведь само понятие гармонии - это строгая соразмерность частей в целом. (А такие ее проявления, как ритм, пропорция, симметрия, и т. п., выражают количественные отношения между элементами объекта.) Она может решать технические, экономические и прочие задачи, которые составными частями входят в сложный творческий процесс архитектурного проектирования.

     В. КУЗЬМИН, архитектор.

    КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

     Машина сможет все, если ее научить, и спроектировать WI Парфенон, и Страсбургский собор, и проспект Калинина, спроектировать застройку района Химки-Ховрино. Но важнее другое. Куда двигаться дальше? Такова основная проблема современной архитектуры. И только в отношении этой проблемы имеет смысл постановка вопроса возможно ли тогда машинное проектирование, можем ли мы с помощью машины получить ответ на вопрос, что мы хотим, что нам нужно делать?

     Прежде чем подключить машину к архитектурному творчеству, надо проанализировать развитие проектировочной деятельности, механизмы этого развития, и то, в, какой мере такие средства могут участвовать в этом процессе.

     А. РАППАПОРТ, архитектор.

     КАК УДРАТЬ ОТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ?

     Вычислительная техника наступает не на архитектуру, которую мы создаем, а на нас самих. И задумался бы я над тем, как удрать от машины. Но не в сторону, а вверх по культурной лестнице так, чтобы на новой ступени развития своего сознания я посмотрел на машины, и улыбнулся тому, что наконец-то машина, а не я занимается созданием типовых серий. И в этом смысле, конечно, вычислительная техника «убивает» архитектора. Но, когда это произойдет, архитектор, которого мы сегодня имеем в виду, нам уже будет не нужен, это будет архитектор прошлого дня. Будущий архитектор научится смотреть на мир другими глазами. Он будет думать над тем, как он решает задачи, не может ли он их решать лучше, применив новое средство. Поэтому надо сказать людям, внедряющим вычислительную технику в архитектуру, большое спасибо.

     И. САФРОНОВ, архитектор.

     МАШИННАЯ АРХИТЕКТУРА - АНОНИМНАЯ?

     В свое время Джон Рёскин, и его школа высказали мысль о так называемой анонимной архитектуре или архитектуре без архитектора. Они утверждали, что вся архитектура, начиная от дольменов, и первобытных хижин, была создана никому не известными, и не имеющими никакой культурной ценности личностями. Последующие исследования в области истории архитектуры показали, что эта точка зрения не верна. Теперь мы знаем многие имена великих архитекторов. И проблема анонимной архитектуры, архитектуры без архитектора, оказалась псевдопроблемой.

     Но сегодня эта проблема анонимной архитектуры вновь предстает перед нами в машинном архитектурном проектировании. Традиционный тип архитектора исчезнет, и, может быть, возникнет новый тип деятельности, пока нам неизвестный.

     Т. ГАГКАЕВ, архитектор.

     СОЗДАЛИ «ШЕРБУРГСКУЮ РОЗУ»

     Архитектура тем, и сложна, что, с одной стороны, это вид искусства, с другой стороны - своеобразная техническая дисциплина. В этой ее второй части большую роль играют вычислительные машины. С помощью таких машин французские архитекторы создали, например, очень интересную, и сложную транспортную развязку «Шербургская роза». Архитекторы позже сами признались в том, что без помощи машины они бы не решили поставленную перед ними задачу.

     Создавая транспортное кольцо вокруг Парижа, архитекторы в районе Берси спроектировали еще одну транспортную развязку. Подземные, наземные, и надземные пересекающиеся магистрали подобны сложному лабиринту, и невозможно себе представить, что бы делал человек без помощи машин.

     Машинная техника внедряется в решение конструкторских задач архитектуры. И я думаю, что это - счастливое сочетание, когда архитектор обладает, и инженерными знаниями.

     О. ЗАЙЧИКОВА, архитектор.

     ПАРФЕНОН - СВОЕОБРАЗНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ?

     В архитектуре 99 процентов чисто инженерных задач, которые легко поддаются математической обработке. Поэтому неправильно сводить архитектуру лишь к искусству. Например, вряд ли можно творчество одного из выдающихся архитекторов современности, Луиса Кана, относить к шедеврам архитектуры в старом понимании. В некотором смысле это относится, и к Парфенону, который считается образцом мировой архитектуры. Египетская пирамида произвела на меня большее впечатление, чем Парфенон. Парфенон в некотором смысле - этап своеобразного упадка в архитектуре, тогда, как пирамида - воплощение инженерного, и эстетического начала. Ибо известно, что попытки проанализировать красоту, и выразительность геометрических форм привели к мнению, что эстетичны, и близки к совершенствованию наиболее простые, лаконичные геометрические формы.

     В настоящее время в градостроительстве существует много назревших задач, которые мы можем решить с помощью математических методов. Обратимся к тривиальным примерам. Новый Арбат проектировался локально, как улица. И кто мог предвидеть, как Новый Арбат будет проецироваться уже из-за Замоскворечья, с панорам, которые открываются со многих точек города? Если бы мы раньше обладали аппаратом, который позволяет контролировать появление каждого нового объекта в городе со многих точек зрения, были бы исключены многие ошибочные решения. Сегодня такая аппаратура уже существует.

     Если же говорить о творчестве в архитектуре, о котором архитекторы так любят заявлять, то мне кажется, что если бы машина создавала проекты совершенные с функциональной точки зрения, и у нас была бы рациональная система города, в котором не нужно тратить три часа на переезд с работы до жилища, то тогда цель была бы достигнута.

     Совершенных архитектурных произведений немного. И если машина где-то опередит человека, то опасаться этого или возражать против внедрения машин в наш труд по меньшей мере нескромно.

     В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как в ответственный момент для космического корабля робот «выключает» одного из героев рассказа «из игры», обрекая его на гибель, но спасая тем самым корабль, и весь остальной экипаж.

     Может быть, наступит время, когда вычислительные машины начнут «отключать» индивидуумов, проявляющих дурной вкус в архитектуре или профессиональную некомпетентность.

     Р. ГАРЯЕВ, архитектор.

     ПРОБЛЕМЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

     Проблема «машина или человек» предельно не верна. После появления геометрии, чертежа человек стал иначе делать то, что он раньше делал в архитектуре. Если мы тер-миг «машина» переведем в термин «средство деятельности», то исчезнет проблема, которую мы часто обсуждаем.

     Б. САЗОНОВ, философ.

     КАК ПРОДЛИТЬ ТАИНСТВЕННУЮ МИНУТУ ОЗАРЕНИЯ?

     Кто реально проектировал, тот знает, что сам процесс озарения, за который мы так боимся, ничтожно мал по времени. А вот, когда мы пытаемся не пускать машину делать ту работу, которая занимает 90 процентов нашего времени, мы, как раз, и теряем шанс на эту мистическую, таинственную, необыкновенную минуту озарения.

     В. ИВАНОВ, архитектор.

     МОЖЕТ ЛИ МАШИНА ОБЛАДАТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ?

     На мой взгляд, архитектура - это не только искусство, а одно из наиболее сложных, и наименее понимаемых искусств. Корбюзье в свое время говорил, что архитектура - это не профессия, это - мировоззрение. Уместно поставить вопрос может ли машина обладать мировоззрением. Думаю, что нет. И я не думаю, что машины могут создавать архитектуру, хотя совсем не хочу умалять их возможности. Но все же чисто машинная архитектура - это либо нелепость, либо невежество.

     Мне представляется, что искусство - это рождение интуитивного образа, отвечающего поставленной цели. Интеллект схватывает мелькнувший образ, рука обладает способностью записать его в эскизе, и уже потом этот эскиз подвергается критике, и обсуждению. Так вот создание этого образа - это наиболее трудная, и длительная часть творческого проектирования.

     Но в то же время искусство с формальной точки зрения - это завуалированная алгебра. Будет ли поэт писать стихи или композитор сочинять музыку, они всегда будут считать. И мы знаем, что Бетховен был не только непревзойденным гением музыки, но, и выдающимся математиком. С точки зрения формы математика играет большую роль во всех видах творчества. Таким образом, вычислительны машины в архитектуре нужны, и задача современного архитектора - как можно скорее перейти к проектированию в содружестве с машиной.

     Другое дело - как им распределить обязанности. Человек-творец должен уметь поставить задачу, сформулировать цель. Архитектор всегда хочет найти такое решение, которое наиболее соответствует его индивидуальности.

     С другой стороны, есть программная цель - это необходимость. Мы, архитекторы, знаем, насколько трудно удовлетворить требованиям программы, и сохранить свою собственную индивидуальность, выразить свое мировоззрение, спроецировать свою личность на окружающий мир.

     Во взаимодействии человека с машиной человеку присуще главное - способность ставить цель, которая потенциально содержит идею, и так ее сформулировать, чтобы из нее вытекали все принципы, и правила, которыми нужно руководствоваться на всем пути создания творческого произведения. На долю машин же остается вся техника исполнения, и обязанность высококвалифицированного консультанта-советника. Из пятнадцати вариантов машина может предложить архитектору два лучших. И право архитектора или творца, и я никому бы не советовал уступать это право машине, - согласиться с ее рекомендацией или, может быть, принять с точки зрения машины худший вариант, но все же осуществить свою миссию творца.

     С. КАРПОВ, архитектор.

     На полях

     «По существу, не может быть никакого противоречия между современной техникой и искусством, - это противоречие возникло лишь в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, пропагандировавшие примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру только, как искусство, не любили, и не понимали техники»

     А. Буров, архитектор.

     «Сегодня создание системы, подобной мозгу, с определенными интеллектуальными способностями в принципе так же доступно, как создание паровой машины с заданной мощностью»

     У. Росс Эшби, кибернетик.

     «Поток не может подняться выше своего источника. Что бы ни строил человек, его произведения не могут отражать и выражать больше того, что он собою представляет. В них нет больше того, что он чувствует. В этой каменной летописи он записывает не больше, и не меньше того, что знает о жизни в то время, когда строятся здания. В них живут его сокровенные мысли. Здесь его философия, истинная или ложная»

     Франк Л. Райт, архитектор.

     «Совершенная архитектура должна быть воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических, социальных, технических, и художественных проблем»

     Вальтер Гропиус, архитектор.

     «Именно в зодчестве, и музыке - искусствах не изобразительных - математика приобретает особую эстетическую значимость, привлекая внимание более чем далеких от точных наук художников»

     О. Швидковский, архитектор.

     «Архитектура и градостроительство (или планировка городов, и сельских населенных мест) представляют собой, по сути дела, единую проблему»

     Ле Корбюзье, архитектор.

     «Достаточно ли компетентна архитектурная критика для того, чтобы судить со всей строгостью о произведении, созданном средством очень высокой техники!»

     Серж Кето в, архитектор.

     Радикальные перемены, естественно, по-разному воспринимаются инженерами, математиками, экономистами, архитекторами, участвующими в градостроительстве двадцатого века. Да, и трудно было бы ожидать, чтобы их точки зрения от начала, и до конца совпадали. Впереди еще много споров, ведущих к взаимопониманию, много работы, ведущей к созданию совершенной архитектуры будущего.

     Литературная запись дискуссии, проходившей в Доме архитектора, Анатолия ГАБО.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки