БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. МАЙ 2006 №5

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Nature" и "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "Discover", "Popular Science", "Science", "Science News", "Scientific American" (США), "Recherche" и "Sciences et Avenir" (Франция).

ИЗУЧАЮТСЯ ШТАНЫ ИМПЕРАТОРА

Изучаются штаны императора.
С грузом на голове.
Череп из осколков.
Можно пить из лужи.
Небоскреб, сотрясающий землю.
Испанская "Утка".

Швейцарский хирург Алессандро Лульи, работающий в университетской клинике Базеля, интересуется историей Наполеона. Как известно, самопровозглашенный император Франции умер в изгнании, на острове Святой Елены в возрасте 52 лет. Патологоанатомическое вскрытие, проведенное его личным врачом, было сделано на уровне, вполне достойном современных врачей. Причиной смерти оказался рак желудка. Тем не менее уже почти два века выдвигаются разные другие предположения о смертельной болезни Наполеона.

Лульи решил подтвердить заключение личного врача императора. Для рака желудка характерна быстрая потеря веса незадолго до смерти. Данных о весе Наполеона не существует, но Лульи измерил объем пояса 12 пар брюк Наполеона, включая последнюю. Зная рост человека, по объему талии можно рассчитать вес.

Результаты исследования показали, что, находясь в ссылке, Наполеон прибавлял в весе, но в последние полгода стал сильно худеть. Талия сократилась почти на пять дюймов, что соответствует потере веса 20 - 30 фунтов. "Мы не можем утверждать, что этих данных достаточно для постановки диагноза рака желудка, - говорит Лульи, - но они хорошо подтверждают результаты вскрытия".

Конечно, интересно было бы проследить за изменениями талии Наполеона во время русской кампании, но, видимо, эти исследования еще впереди.

На снимке: фрагмент портрета Наполеона работы французского художника Поля Делароша, иллюстрирующий статью швейцарского врача.

С ГРУЗОМ НА ГОЛОВЕ

Бельгийский физиолог Норман Хеглунд изучил процесс переноса тяжестей на голове непальскими носильщиками - шерпами, сопровождающими обычно в горы европейских альпинистов. Грузы они переносят в основном на голове. Физиологию шерпов в возрасте от 11 до 68 лет изучали на горной тропе на высоте 2800 метров над уровнем моря. Мужчины несли грузы в среднем 93 процента от своего собственного веса, но некоторые - до 183 процентов. Женщины переносили в среднем 66 процентов от своего веса. Портативные самописцы, прикрепленные к некоторым носильщикам, показали, что расход энергии при этом вдвое меньше, чем у молодых европейцев, носивших такой же груз в рюкзаках. Правда, шерпы ходят медленно и часто останавливаются для отдыха.

ЧЕЛОВЕК И ШИМПАНЗЕ: РАЗЛИЧИЯ НЕ ТАК УЖ ВЕЛИКИ

Международная группа американских биологов закончила расшифровку генома шимпанзе и сравнение его с человеческим. Оказалось, что наша ДНК отличается от ДНК самого близкого из живущих сейчас родственников человека всего на четыре процента.

Шимпанзе - четвертое млекопитающее, генетический текст которого прочтен полностью. Остальные - это человек, мышь и крыса. Человек отличается от шимпанзе примерно в 60 раз меньше, чем от мыши, и приблизительно в 10 раз меньше, чем различаются между собой по ДНК мышь и крыса.

Выяснилось, что некоторые гены у человека и обезьяны эволюционировали особенно быстро по сравнению с соответствующими генами других млекопитающих. Это, например, гены, отвечающие за ускоренную передачу сигналов по нервам, за восприятие звуков, за транспорт ионов через мембраны клеток. Не исключено, что именно благодаря быстрой эволюции этих генов приматы смогли занять такое выдающееся место в животном царстве.

ЧЕРЕП ИЗ ОСКОЛКОВ

Швейцарские палеонтологи в союзе с программистами создали компьютерную программу, самостоятельно восстанавливающую из фрагментов костей полный скелет или его часть. Для этого достаточно только отсканировать найденные осколки костей и ввести их изображение в компьютер. Работа палеонтолога ускоряется в сотни раз. Программа может применяться не только в палеонтологии и археологии, но и в криминалистике.

На снимке: череп неандертальца, воссозданный компьютером из отдельных фрагментов.

СОЦИОЛОГИЯ ПЕРЕСАДКИ ОРГАНОВ

Опрос 1900 человек, проведенный Институтом Гэллапа в США, показал, что более половины взрослых американцев не возражали бы против пересадки их органов после смерти нуждающимся в этом больным. Готовность подарить свои органы одинакова у мужчин и женщин, но различна у разных возрастных групп и рас.

В возрасте от 35 до 44 лет готовы завещать свои органы более 75% населения, в возрасте от 18 до 24 лет - 55%, а свыше 65 - только 38% (возможно, потому, что они ошибочно думают, будто органы пожилых людей никуда не годятся). Разделение по расам таково: среди белых и людей азиатского происхождения 62% согласны завещать свои органы нуждающимся, среди американцев испанского происхождения - 47%, а среди негров - только 25%. Среди черных американцев высок уровень недоверия не только к трансплантологии, но и к медицине вообще. Однако как раз в этой группе больше всего нуждающихся в пересадке. Хотя афро-американцы составляют 13% населения США, в списках ожидающих пересадки почки (самая частая операция трансплантации) их 35%.

МОЖНО ПИТЬ ИЗ ЛУЖИ

В Дании начат выпуск портативного фильтра для воды, позволяющего очищать воду из любой грязной лужи до питьевых кондиций. Устройство представляет собой нечто вроде дудки длиной 25 сантиметров и диаметром 3 сантиметра (см. фото).

Втягиваемая вода проходит сначала через фильтр из волокон полиэтилена, задерживающий частицы поперечником больше 100 микрометров. Второй фильтр, из полиэфирных волокон, задерживает частицы поперечником 15 микрометров. Затем вода проходит через камеру с полимерными шариками, пропитанными йодом, который убивает возбудителей холеры, брюшного тифа, дизентерии и других болезней. Следующая камера наполнена гранулами активированного угля, устраняющего неприятный вкус и запах воды, а заодно забирающего из воды большую часть йода. Некоторое количество йода остается, и это хорошо, так как во многих странах третьего мира, для которых предназначен фильтр, население страдает от нехватки йода.

Фильтр способен очистить 700 литров воды, что соответствует годовой потребности взрослого человека, и стоит всего два доллара. Качество получаемой воды лучше, чем в водопроводе многих городов развитых стран.

ЧЕМ ОПАСЕН ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА

Плюшевые игрушки могут накапливать потенциально опасные загрязнения из воздуха. Набивка этих игрушек практически идентична материалам, применяющимся в химических лабораториях для очистки воздуха от вредных газов с последующим их анализом, говорит Кейтлин Горбитт из Чатэмского колледжа в Великобритании. Она и ее коллеги исследовали внешнюю ткань и набивку 11 мягких игрушек, проводя анализы на 13 пестицидов и 7 огнезащитных составов. Большинство игрушек содержало широкий спектр химикатов с наибольшей концентрацией снаружи, а не в набивке. Возможно, при изготовлении игрушки обрызгивали огнегасителями, а "в процессе эксплуатации" они поглотили другие загрязнения из воздуха. Особенно высоко содержание токсинов в игрушках, изготовленных с использованием вторичного сырья. В большинстве игрушек найдены даже остатки давно запрещенного инсектицида ДДТ. Видимо, мягкие игрушки следует регулярно стирать.

НЕБОСКРЕБ, СОТРЯСАЮЩИЙ ЗЕМЛЮ

Построенное в 2003 году в столице Тайваня самое высокое здание мира вызывает ощутимые землетрясения. Вес здания высотой 509 метров (см. фото) составляет 705 132 тонны, между тем на глубине около 10 километров под ним обнаружился ранее не известный геологический разлом. В этом районе и раньше чувствительными приборами отмечались слабые подземные толчки, а после возведения небоскреба произошли два заметных землетрясения магнитудой 3,8 и 3,2 балла.

До сих пор к деятельности человека, способной вызывать землетрясения, относились только взрывы атомных бомб и создание больших водохранилищ.

ПЛАСТМАССОВЫЙ МОСТ

В штате Висконсин (США) на одной из автодорог построен внешне ничем не примечательный бетонный мост. Однако под бетоном вместо обычной стальной арматуры скрывается решетка из пластмассы. Пластобетонный мост, по расчетам его создателей, прослужит как минимум вдвое дольше железобетонного, так как его полимерная арматура не боится коррозии от соленой воды, просачивающейся зимой через трещины в поверхности бетона. Стоимость пластмассового моста на 35% выше обычного, но в местностях с холодной зимой, где со льдом борются солью, этот расход в долгосрочной перспективе окупится.

ИСПАНСКАЯ "УТКА"

Новый испанский электропоезд поставил европейский рекорд скорости на рельсах - 369 километров в час. Особая форма капота локомотива, рассчитанная на наименьшее сопротивление воздуха при преодолении туннелей, дала испанцам повод назвать поезд "El Pato" - утка. Пока железнодорожная сеть страны не приспособлена к таким скоростям, поэтому еще около года скорость поездов не будет превышать 200 километров в час. Позже скорость регулярного сообщения повысится до 330 километров в час, и в любой крупный город Испании можно будет попасть из Мадрида максимум за четыре часа.

БРЕВНА В СТЕКЛЕ

Средства, применяющиеся до сих пор для пропитки строительной древесины в целях защиты от огня, гниения, насекомых и грибков, как правило, основаны на соединениях мышьяка, хрома и других ядовитых элементов. Соединения меди не столь ядовиты, но вызывают коррозию гвоздей и другого металлического крепежа.

Американская фирма "Тимберсил" применяет для пропитки дерева силикат натрия - жидкое стекло. Оно вводится в бревна и доски под давлением, а затем древесину выдерживают при высокой температуре. Жидкое стекло запекается, и теперь дереву не страшны ни термиты, ни грибки, ни влага, ни огонь.

ВЕТРЯКИ ПТИЦАМ НЕ ПОМЕХА

С октября 2003 года в море у южного берега острова Лолланн (Дания) работает электростанция из 72 ветроэлектрогенераторов, установленных на башнях высотой по 69 метров. За год они производят 595 миллионов киловатт-часов. Защитники природы высказывали опасения, что трехлопастные роторы диаметром по 82 метра будут убивать пролетающих птиц либо отпугнут их, заставив изменить пути миграции.

Однако проводимые дважды в год, осенью и весной, наблюдения с помощью радиолокаторов показывают, что птицы, не изменяя курса, обходят электростанцию стороной. Лишь одна из сотни птиц оказывается в опасной близости от вращающихся лопастей.