ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Г. ОСТРОУМОВ
НОВЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ УБЕДИТЕЛЬНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ.
(Из проекта Директив XXIV съезда КПСС.)
Десять лет минуло с того дня, который взволновал всю планету дерзостным свершением Страны Советов. 12 апреля 1961 года впервые в истории цивилизации человек вышел в необозримые просторы космического океана. «Колумбом Вселенной» назвали Юрия Гагарина, совершившего этот подвиг.
55 минут находился в состоянии невесомости первый космонавт мира. До него никто не испытывал это ощущение столь длительное время. Никто до него не испытывал во всей реальности перегрузок на взлете космической ракеты, никто до него не видел, как начинает пламенеть воздух, раскаленный стремительным напором космического корабля, спускающегося с орбиты. Никто до него не окидывал единым взглядом континенты, и океаны из космической дали. Первый космонавт планеты принес человечеству новый мир чувств, и знаний.
Ф. Энгельс писал, что наука движется вперед со скоростью, пропорциональной массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Эта словесная формула, если приложить ее к становлению космонавтики и наполнить фактами, будет выглядеть так.
В день, когда вокруг земного шара полетел первый спутник, 4 октября 1957 года, Ю. А. Гагарин тренировался на реактивном самолете «МИГ» он заканчивал Оренбургское летное училище.
Об этом дне Юрий Алексеевич рассказывал потом:
«Меня, как, и моих товарищей, охватило чувство гордости за большой успех советской науки и техники. Ясно было, что недалек тот день, когда в космос полетит человек. И все же мне думалось, что это будет не так скоро - лет через десять!»
Юрий Алексеевич Гагарин говорил это корреспондентам «Правды», и «Известий» на другой день после своего полета. Свежий, бодрый, с улыбкой, которая не сходила с его лица, он отвечал на вопросы журналистов быстро и точно. Часто повторял мысли, чтобы правильнее уложились они в головах собеседников.
«А на деле, - продолжал тогда первый космонавт, - , и четырех лет не прошло. Конечно, и мне тогда хотелось отправиться в космос, но я никак не надеялся, что именно мне первому посчастливится подняться на космическом корабле»
Да. Только три с половиной года понадобилось для того, чтобы привести молодого летчика к подножию гигантской раке ты, и посадить в космический корабль. Три с половиной года, чтобы от простейшего спутника шагнуть к кораблю, который способен был сохранить в губительной пустоте космоса самое тонкое и нежное, что знает материя, - разумную жизнь.
Наука, и техника, кажется, еще никогда не развивали такого стремительного напора, какой они показали миру тогда, десять лет назад.
Казалось, только-только полет первого спутника урезал словарь понятий фантастики и пополнил за его счет инженерный лексикон. И так непостижимо скоро - снова целая область литературных мечтаний стала делом лабораторной, и заводской практики.
Этот рывок вперед не мог оставить равнодушным никого. И никто не остался тогда равнодушным. В тысячах аспектов, начиная с социальных, и политических, рассматривало человечество тогдашнее торжество нашей страны. И вслед за торопливыми газетными отчетами еще долгие месяцы, и годы публицисты, социологи и философы рассуждали о том, как могло случиться, что дела, которые всем казались принадлежностью далекого будущего, в действительности были столь реальны, что тем, кто их готовил, платили будничную зарплату. Читатель должен понять меня правильно зарплата здесь упомянута, разумеется, не для принижения того, что сделали тогда создатели космической техники. Она здесь лишь наиболее прозаическое, будничное, а потому, и более доказательное выражение полной уверенности социалистического государства в том, что энтузиасты космоса делают дело нужное и верное.
Гагарин первым посмотрел на Землю со стороны, и одним взором охватил ее шарообразную форму. С тех пор из космоса проведены тысячи самых разных исследований нашей планеты. Теперь ее непрерывно облетают метеоспутники, изучающие состояние атмосферы, спутники геодезические и геологические, исследующие лик, и недра Земли. Космическая техника положила планету на ладони ученых - они часто смотрят на нее, как бы из просторов солнечной системы. Да и далекий от науки человек может в наши дни повесить на стенку своей комнаты фотографию Земли, снятую с отдаления в сто тысяч километров. Каждый из нас имеет теперь свое суждение о деталях поведения лунохода, путешествующего в четырехстах тысячах километров от Земли, и может мысленно примериваться к жаркому климату Венеры, в который, пролетев десятки миллионов километров, окунулась советская автоматическая станция. Наша нынешняя способность рассуждать о Земле, взирая на нее словно со стороны, наше умение отчуждать себя от планеты и находить опоры для своей мысли в миллионах километров от нее - все это признаки сознания гражданина Вселенной. Как свою обитель мы стали видеть уже не Землю, а по меньшей мере солнечную систему именно в те минуты, когда Юрий Алексеевич Гагарин смотрел на планету из космоса.
Юрий Алексеевич Гагарин сделал человечество на голову выше, сделал его мудрее, самым убедительным образом еще раз дал ощутить людям их общность. Наверное, большинство поняло все последствия полета Гагарина скорее интуитивно, чем в результате анализа того, что совершил первый космонавт. Так или иначе, но в этом постижении новых своих качеств - главный источник бури чувств, которая охватила все человечество 12 апреля 1961 года.
Г. ОСТРОУМОВ.
Читайте в любое время

