ВЫСТУПАЕТ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
Тексты публичных выступлений (рефератов) В. И. Ленина в период его эмиграции не сохранились. Воссоздать их содержание можно только при тщательном анализе целого ряда исторических источников.
Р. КАГАНОВА, научный сотрудник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Около 500 статей, заметок, докладов, писем вышло из-под ленинского пера в период парижской эмиграции (декабрь 1908 - июнь 1912 года). Они включены в Полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина.
Всюду, всегда - и, может быть, в Париже сильнее всего - Ленин стремился публично отстаивать свои взгляды. Рефераты - так назывались тогда публичные выступления в отличие от докладов на партийных конференциях, пленумах, собраниях - были одной из самых действенных форм борьбы Ленина за единство партии, за чистоту марксизма.
Тексты его публичных выступлений -, а мы в настоящее время располагаем сведениями примерно о 40 рефератах парижского периода - не сохранились. Ведь выступления эти тогда не стенографировались.
Уцелело лишь несколько планов, и конспектов, составленных Лениным. Они свидетельствуют прежде всего о разнообразии тематики, а также о том, как тщательно готовился Владимир Ильич к каждому из своих открытых выступлений.
ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Обычно Владимир Ильич составлял схему будущего своего выступления следующим образом разбивал всю тему на несколько крупных вопросов, которые обозначал заглавными русскими буквами (А, Б, В...) или же римскими цифрами (I, II, III, IV...), внутри каждый пункт делил на подпункты цифрами (1, 2, 3...), затем дробил каждый отдельный вопрос маленькими латинскими буквами (а, в, с...), иногда употреблял, и буквы греческого алфавита (альфа, гамма, бета). Получалась стройная схема мыслей на маленьком листе бумаги.
Иногда эти планы печатались прямо на афишах, извещавших о рефератах. Несколько таких афиш хранится в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма (ИМЛ) при ЦК КПСС.
Тщательная разработка, и подготовка ко всем выступлениям, внутренняя их стройность, и дисциплина - характернейшая черта Ленина-оратора. Как рассказывают очевидцы выступлений Ленина, он обычно клал перед собой часы, и заканчивал свое выступление точно в установленный регламентом собрания срок.
КАК ВОССОЭЛАТЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТОВ
В своих устных выступлениях Ленин, как бы «проговаривал свои будущие статьи, то есть сначала делал реферат, а потом публиковал статью. Так, реферат о кадетском сборнике «Вехи» он читал 26 ноября 1909 года в Париже, а статья «О «Вехах» была напечатана в декабре того же года. Многое из выступления В. И. Ленина о Л. Н. Толстом 18 января 1911 года в Париже вошло в его статью «Л. Н. Толстой, и его эпоха», опубликованную две недели спустя в газете «Звезда». Реферат «Столыпин, и революция». Ленин прочел в 1911 году 8 раз, а одноименная статья была опубликована после четвертого по счету выступления. Статья «Революционный подъем» была опубликована после выступления Ленина 13 июня 1912 года с большим публичным рефератом «Революционный подъем российского пролетариата», и т. д.
Перечисление можно было бы продолжить, и дальше, но уже, и приведенных примеров, очевидно, достаточно, чтобы сделать вывод о несомненной идентичности содержания устных выступлений Ленина, и его статей на ту же тему (причем первые, как правило, предваряли вторые). И это весьма существенная особенность Ленина-оратора парижского периода. Существенная потому, что она дает возможность предполагать (речь идет, конечно, только о предположении, а не о категорическом утверждении), каково было содержание рефератов Ленина.
Воспоминания присутствующих, написанные много лет спустя, письма участников собраний, и свидетелей ленинских выступлений в Париже (в том числе, и весьма подробные донесения агентов царской охранки) говорят нам о том, как говорил Ленин, где он выступал, кто пытался с ним полемизировать, каково было воздействие могучего ленинского слова на аудиторию. О содержании же рефератов мы можем судить прежде всего на основании глубокого изучения ленинских работ того периода. Тем более, что порой документы (особенно это касается воспоминаний, написанных много лет спустя) противоречат друг другу.
На особом месте - как источник - стоят подробные отчеты в «Парижском вестнике» - еженедельной газете, издававшейся русскими политэмигрантами в Париже в 1910 - 1914 годах, помещаемые обычно через несколько дней после реферата. Репортеры «Парижского вестника» всегда ставили перед собой задачу ответить, как можно точнее, полнее именно на вопрос, о чем говорил Ленин.
Конечно, ни письма, ни воспоминания, ни суховатые отчеты «Парижского вестника» не могут полностью заменить нам обаяние, и силу живой ленинской речи. Но они ценны уже тем, что мы узнаем из них, что волновало Ленина в тот период, где он выступал, о чем говорил, и, как это было воспринято слушателями.
«Я ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ»
Владимир Ильич придавал рефератам огромное значение. Мотивируя свой отказ приехать из Парижа на Капри читать лекции в отзовистской школе, Ленин, осудив антипартийный характер школы, добавляет «я должен выступать в клубе «Пролетария» в рабочих кварталах Парижа, где живут сотни, и тысячи русских рабочих. Париж - самый большой эмигрантский центр, где читаются постоянно публичные рефераты всех фракций, происходят дискуссии.»
После поражения революции 1905 - 1907 годов дальнейшее пребывание Большевистского Центра во главе с Лениным в пределах Российской империи стало невозможным. Для того, чтобы продолжать борьбу, и сохранить нелегальную партию рабочего класса, Владимир Ильич вынужден был эмигрировать - сначала в Швейцарию, а затем (в декабре 1908 года) в Париж (см. 2-ю стр. обложки).
Парижский период деятельности Ленина насыщен напряженнейшей борьбой. Ленин борется против меньшевиков-ликвидаторов, которые после поражения революции отрекаются от революционных лозунгов, и капитулируют перед царизмом. Он выступает против отзовистов, пытающихся превратить партию в секту, и оторвать ее от масс; против беспринципного примиренчества Троцкого, проповедующего «мир» между революционерами, и оппортунистами в рамках одной партии.
Вынужденно отторгнутый на время от родины, Ленин неустанно вел огромную работу во имя России. О задачах русского революционного движения выступал он в Париже в зале Альказар на авеню Шуази, 190, и на улице Дантона, 8, в зале научных обществ; в клубе редакции газеты «Пролетарий» на улице Бретань, 49, и в русской библиотеке-читальне на авеню Гоблен, 63.
Рефераты были популярны не только в Париже, но, и в других городах Западной Европы, где была хотя бы маленькая колония русских политических эмигрантов. Собственных сил, как правило, не хватало. И тогда группы писали в Париж - просили, требовали, настаивали «Пришлите Ленина!» Огромная популярность Ленина, как оратора, авторитет вождя партии вызывали у всех «заграничников», особенно у молодежи, острое желание непременно услышать его. Отзываясь на подобные просьбы, Ленин выступал в Женеве, Берне, Цюрихе, Брюсселе, Антверпене, Льеже, Копенгагене, Лейпциге, и Лондоне.
«СТОЛЫПИН И РЕВОЛЮЦИЯ»
В рамках данной небольшой статьи невозможно даже кратко остановиться на всех известных нам публичных выступлениях Ленина парижского периода. Поэтому мы сосредоточим свое внимание на знаменитом реферате «Столыпин, и революция», с которым Ленин выступал на протяжении полутора месяцев 1911 года восемь раз.
В Цюрихе реферат Ленина слушали 26 сентября 1911 года, в Берне - 28 сентября, в Женеве - 2 октября, в Париже - 31 октября, в Брюсселе - 5 или 6 ноября, в Антверпене - 7 ноября, в Льеже - 7 ноября и, наконец, в Лондоне - 11 ноября 1911 года.
С именем Столыпина - Председателя Совета министров Российской империи, и министра внутренних дел - связан целый период жесточайшей политической реакции (столыпинская реакция 1907 - 1910 годов). 1 сентября 1911 года Столыпин был убит в Киеве эсером Богровым. «Умерщвлению обервешателя» посвящена статья Ленина «Столыпин, и революция», опубликованная в Париже в газете «Социал-демократ» 31 октября 1911 года. «Столыпин пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом последнем, последнем мыслимом для царизма пути» - к такому важнейшему для развития русского революционного движения выводу приходит Ленин.
В статье «Итог», опубликованной 5 дней спустя в газете «Звезда» (в Петербурге), Ленин особенно подчеркивает тот факт, что у «дикого помещика». Столыпина, и у кадетских лидеров была общая почва для переговоров «и почвой этой была контрреволюционность»
Безусловно, общие моменты во всех восьми рефератах совпадают с теми мыслями, которые развивал Ленин в статьях «Столыпин, и революция», и «Итог». Однако у нас есть свидетельства, что Ленин специально готовился к каждому из этих рефератов, обновлял их, изменял в зависимости от состава слушателей, текущих событий, задач. Для этого нужна была ему постоянно свежая литература. Накануне своего выступления в Берне Ленин, находящийся в тот момент в Цюрихе (где он выступал на ту же тему), просит члена бернской группы Г. Л. Шкловского подобрать ему следующую литературу для реферата комплект газеты «Социал-демократ» - центрального органа РСДРП; брошюру Л. Б. Каменева «Две партии» с предисловием В. И. Ленина, вышедшую в Париже в 1911 году; «Дневник социал-демократа». Г. В. Плеханова и, наконец, книгу С. Т. Аркомеда «Рабочее движение, и социал-демократия на Кавказе», часть 1, с предисловием Г. В. Плеханова (Женева, 1910 г.).
Выступая в Париже 31 октября 1911 года, Ленин подвел итоги столыпинской политики, и сделал вывод о том, что надвигается новая русская революция. В связи с задачами партии в новый период он особо остановился на антипартийной деятельности группы «Вперед», одним из организаторов которой был Григорий Алексинский.
После реферата началась дискуссия, продолжавшаяся до позднего вечера. 11 ноября в «Парижском вестнике» появилась любопытная заметка «В ближайшем будущем г. Алексинский прочтет реферат на тему «Итоги столыпинщины». Реферат этот вызван дебатами, возникшими на реферате Ленина, которые за поздним временем не могли быть закончены»
Долго готовился Алексинский к диспуту с Лениным. Лишь месяц спустя после ленинского реферата назначил он «решительный бой». В объявлении говорилось «Во вторник 28 ноября в Salle des Societes Savantes г. Алексинский прочтет публичный реферат на тему «Итоги столыпинщины, и наши задачи». После изложения плана будущего реферата Алексинский «бросает перчатку». Ленину. «Устроители реферата, - читаем мы в объявлении, - специально приглашают г. Ленина, гарантируя ему свободу слова, и достаточное время, если он захочет высказаться»
Итак, назначен день боя, брошена перчатка. А Ленин? Ленин не пришел на реферат Алексинского.
Парижские большевики выпускают по его указанию следующее печатное извещение «Бюро кружка «Рабочей газеты», устроившее реферат т. Ленина «Столыпин, и революция», указывает по поводу объявления о реферате т. Алексинского, что т. Ленин уже публично заявил на своем реферате, что он не считает возможным, и не будет дискутировать с группой, которую нельзя признать сколько-нибудь серьезной. Поэтому Бюро «кружка «Рабочей газеты» считает необходимым предостеречь публику и предупреждает ее, что примечание к объявлению о лекции т. Алексинского относится к приемам своеобразной рекламы». На одном из этих извещений рукой Ленина сделана надпись «пол/учено'24/XI - 1911» «
Борьба вокруг реферата «Столыпин, и революция» велась не только в Париже. Когда Ленин поехал в Швейцарию, он имел все основания предполагать, что голосовцы (так называли тогда заграничных меньшевиков-ликвидаторов, по их газете «Голос Социал-Демократа»), которых было много в местных группах, будут пытаться сорвать его реферат. В связи с этим Владимир Ильич пишет в Берн Г. Л. Шкловскому «Речь идет об открытом реферате («Столыпин и революция») с платой в пользу «Рабочей газеты». Бюро собрания (или председатель) непременно должно быть от местных беков (большевиков. - Р. К.) отнюдь не «выборный» (во избежание склоки, и скандалов, на которые охочи ликвидаторы). На собеседование с партийцами (плехановцами) я согласен, но не с голосовцами. Пожалуйста, будьте добры, перешлите это письмо тотчас же Горину, чтобы он мог принять меры к устройству подобного реферата в субботу в Женеве»
После реферата Ленина в Женеве 2 октября 1911 года, на котором присутствовало более 350 человек, один из его политических противников писал в письме, адресованном в Париж реферату Ленина «нужно было бы противопоставить целый параллельный реферат. У меня был зуд выступить, но все-таки я сдержал себя.» (ЦПА НМЛ, ф. 14, оп. 1, ед. 135, л. 30. Выделено мною. - Р. К.). Так обычно прикрывали противники Ленина свою беспомощность и нежелание вступать в полемику с Владимиром Ильичем.
ОН ВСЕЛЯЛ БОДРОСТЬ
«О женевском реферате Ленина сохранилось интересное свидетельство М. М. Эссен - большевички, к которой Ленин относился с большой теплотой.
«Ленин всегда был полон глубокой веры в творческие силы революционного рабочего класса. В 1911 году я видела его в Женеве. Он выступал с докладом, и меня изумил бодрый и, я бы сказала, вещий тон доклада. В то время, как иные из нас переживали настроение сумерек, считая, что реакция укрепилась надолго, Ленин утверждал, что близок новый подъем, что рабочий класс сейчас более созрел для революции, чем в 1905 году, что объективные и субъективные предпосылки для революции налицо, и, что она неизбежна и успех ее обеспечен»
Рефераты Ленина, а также собеседования с местными большевиками, которые он, как правило, устраивал в тех городах, куда приезжал выступать, вселяли бодрость, надежду, и способствовали активизации работы данной группы большевиков.
История ленинских рефератов в период его парижской эмиграции - одна из славных страниц борьбы большевиков за партию, ее руководящую роль в рабочем движении России, за чистоту марксистской теории. Напряженная деятельность Ленина, большевиков завершилась полным разгромом ликвидаторства, идейным и организационным укреплением партии коммунистов.
Читайте в любое время

