Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ РАДИО И "Х"-ЛУЧИ

Е. КЬЯНДСКАЯ-ПОПОВА, В. ТОМАС

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

     Жизнь, и деятельность выдающегося ученого, как правило, проходит в памяти потомков под знаком, какого-то одного, принадлежащего ему гениального открытия. Так, имя Д. И. Менделеева неразрывно связано с открытием периодического закона, А. Беккереля - с открытием радиоактивности, А. Эйнштейна - с теорией относительности. И ведь не случайно именно эти открытия сохранили их имена в памяти человечества! Однако в тени остались многие другие, совсем неплохие работы ученых, о которых сейчас известно лишь знатокам истории науки.

     Имя выдающегося русского ученого Александра Степановича Попова навсегда вошло в историю в связи с изобретенным им радиотелеграфом (в мае этого года исполнилось 75 лет выдающемуся открытию). Другие работы А. С. Попова известны мало или совсем неизвестны нашему современнику.

     Александр Степанович Попов, будучи человеком очень скромным, и придирчивым к себе, никогда не спешил с публикацией работ. Многие из его исследований так никогда, и не были опубликованы, о некоторых можно узнать из кратких сообщений в периодической печати, писем, и воспоминаний современников. К числу таких работ относятся исследования А. С. Попова в области рентгенографии.

     Когда профессор Вюрцбургского университета Вильгельм Конрад Рентген открыл загадочные лучи, названные им «Х»-лучами, А. С. Попов работал в Кронштадте преподавателем Минного офицерского класса. В старейшей электротехнической школе Морского министерства России А. С. Попов читал курс высшей математики, и практической физики, а позднее курс электротехники, и динамо-машин.

     Узнав об опытах Рентгена, Попов решил собрать установку для получения рентгеновских лучей. (Это, впрочем, не мешало ему заниматься совершенствованием беспроволочного телеграфа.) Выполнение подобной работы оказалось делом, в общем-то, не очень сложным. Затруднение вызвало отсутствие трубки Крукса, которую обычно использовали на лекциях для демонстрации прохождения электрического тока в разряженных газах. В Петербурге да, и в других городах России подобных трубок почти не продавали, а через день-два после появления в печати сенсационных сообщений о таинственных лучах их, и вовсе не стало. В Кронштадте же приобрести трубку Крукса было просто невозможно.

     Это, однако, не остановило А. С. Попова, который был прекрасным слесарем, и токарем, и стеклодувом. В отчете Минного офицерского класса, и школы за XXII учебный год (1895 - 1896 гг.) читаем о работе А. С. Попова с рентгеновскими лучами:

     «В январе 1896 года, после появления первых известий об открытии лучей Рентгена, в Минном классе А. С. Поповым, при участии С. С. Колотова, была изготовлена специальная трубка (в продаже их еще не было), и получены снимки.

     Можно утверждать, что в классе были получены одни из первых в России снимки лучами Рентгена.»

     Судя по сохранившейся фотографии стенда с приборами, изготовленными руками А. С. Попова (они демонстрировались на посмертной выставке ученого), Александром Степановичем в течение 1896 - 1897 годов была сделана не одна, а несколько трубок, - по крайней мере три или четыре.

     Об опытах А. С. Попова сообщали многие газеты. Например, газета «Котлин», издававшаяся в Кронштадте известным русским военным электротехником Е. П. Тверитиновым, в номере от 6 февраля 1896 года писала:

     «Вчера, 5 февраля, мы видели последние снимки, произведенные преподавателем Минного офицерского класса А. С. Поповым при помощи лучей Рентгена. Источником лучей служила круксова трубка, приготовленная преподавателем класса А. С. Поповым, и С. С. Колотовым. Фотографическая пластинка была заключена в двойном конверте из толстой плотной бумаги черного цвета; снимаемые же предметы циркули в футляре, ключи, медали, проводники, изолированные бумагой, и гуттаперчей, были помещены в бумажной коробке.

     Несмотря на слабость румкорфовой спирали, пропускавшей ток через трубку, снимки получились прекрасные. Для большей уверенности в ясности изображения лучи действовали в течение 40 минут, но срок этот может быть значительно меньше»

     Вскоре после первых опытов Александр Степанович мог уже ознакомиться с предварительным сообщением Рентгена «О новом роде лучей», опубликованным в «Известиях Вюрцбургского физико-медицинского общества» 28 декабря 1895 года, которое уже в январе 1896 года было издано в Петербурге отдельной брошюрой.

     Работая с рентгеновскими лучами, А. С. Попов не ограничился повторением опытов Рентгена, он занялся изучением физической природы лучей, которая в то время еще не была известна.

     13 февраля 1896 года А. С. Попов принял участие в обсуждении доклада «О центрах исхождения «Х»-лучей», сделанного молодым кристаллографом А. Н. Карножицким совместно с известным русским геофизиком князем Б. Б. Голицыным на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. Доклад А. Н. Карюжицкого, и Б. Б. Голицына содержал ряд неточностей, происшедших, вероятно, из-за неточно проведенных экспериментов. Выступив на заседании, Попов на основании собственных опытов абсолютно точно, и категорично указал, что «местом излучения Х-лучей является флюоресцирующая часть трубки». Эти результаты опытов А. С. Попова полностью подтверждали экспериментальные данные самого Рентгена.

     Учитывая огромный интерес у широкой публики к рентгеновским лучам, А. С. Попов прочитал публичную лекцию «О фотографировании невидимых предметов» в Морском собрании в Кронштадте.

     Краткий отчет об этой лекции А. С. Попова был обнаружен дочерью ученого Екатериной Александровной Поповой-Кьяндской в № 24 (4279) газеты «Кронштадтский вестник» от 28 февраля 1896 года, хранящейся в Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Газета «Кронштадтский вестник» всегда интересовалась работами А. С. Попова, и именно на страницах этой газеты в № 51 (4156) было опубликовано описание исторической демонстрации передачи первой в мире радиограммы 7 мая 1895 года. Придавая большое значение опытам Попова с рентгеновскими лучами, газета «Кронштадтский вестник» сообщала на первой странице:

     «Кронштадт, 27 февраля.

     Зимняя жизнь Кронштадта в полном разгаре смотры, лекции, сообщения, усиленные работы в портовых мастерских, и т. п.

     Вчерашняя лекция «О фотографировании невидимых предметов», прочитанная в зале Морского собрания А. С. Поповым, имела огромный успех, и привлекла такую массу публики, какой давно не бывало не только на лекциях, но даже на музыкальных вечерах.

     Весьма умело были скомбинированы опыты для наглядного ознакомления со световыми явлениями, происходящими в разряженных газах при прохождении через них электрического разряда. Тут же на лекции был продемонстрирован опыт фотографирования некоторых предметов через пропускание рентгеновских лучей в продолжении 12 минут.

     Открытие Рентгена настолько важно, что уже теперь, в самом начале, оно находит обширные применения в медицине.

     В заключение лекции были показаны на экране снимки, полученные путем рентгеновских лучей. Нельзя, конечно, сказать, что эти снимки могут соперничать с фотографическими, - они дают только силуэт предмета и различные тени, смотря по степени прозрачности фотографируемого тела»

     Так же, как при экспериментальных работах с электромагнитными волнами, А. С. Попов при исследовании рентгеновских лучей быстро находит им практическое применение. Вместе с главным врачом Кронштадтского морского госпиталя В. И. Исаевым он создает при Кронштадтском морском госпитале первый на флоте рентгеновский кабинет. В создании, и работе рентгеновского кабинета непосредственное участие принимала и жена А. С. Попова, врач Раиса Алексеевна Попова.

     По инициативе А. С. Попова диагностические рентгеновские аппараты начали устанавливаться, и на кораблях русского военно-морского флота. В Музее А. С. Попова в Кронштадте и в Мемориальном музее А. С. Попова при Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина) хранятся фотографии одной из первых корабельных рентгеновских установок, и рентгеновские снимки, сделанные самим Александром Степановичем.

     Необходимость оснащения боевых кораблей рентгеновскими установками, на которой настаивал А. С. Попов, подтвердилась уже во время русско-японской войны. В условиях морского боя при Цусиме на крейсере «Аврора» старшим врачом В. С. Кравченко было рентгенологически исследовано 40 раненых. «Я улыбался, вспоминая голоса скептиков, уверявших, что применение лучей Рентгена на линейных судах невозможно, - писал кронштадтский врач В. С. Кравченко. - Хрупкие трубки, дескать, разобьются при первом сотрясении от выстрелов, и вообще для лазарета это излишняя роскошь. Результаты исследования были блестящими, открыта была масса осколков, переломов там, где их вовсе не ожидали. Мне это страшно облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий - мучительного отыскивания осколков зондом. Результаты превзошли все мои ожидания. Я счастлив, что, несмотря на тяжелое время, переживаемое мною самим с массою раненых, я еще имел возможность помочь своим товарищам, и раненым на крейсерах «Олег» и «Жемчуг», у которых аппарата не было»

     Позднее, когда крейсер «Аврора» находился в порту Манила на Филиппинских островах, врач В. С. Кравченко с помощью своей корабельной рентгеновской установки провел рентгенографические исследования моряков США, лечившихся в американском морском госпитале.

     Вслед за лучами Рентгена было открыто явление радиоактивности, и получены первые радиоактивные вещества. А. С. Попов, как всегда, живо интересовавшийся последними научными достижениями физики, решил использовать бромистый радий для создания прибора, который бы можно было устанавливать на воздушных шарах, зондах и змеях, и который регистрировал бы на телеграфную ленту изменения напряженности электрического поля атмосферы. Эта идея настолько сильно захватила А. С. Попова, ставшего к тому времени профессором физики Электротехнического института в Петербурге, что 7 мая 1902 года он сделал даже специальное сообщение на заседании Русского физико-химического общества.

     Проявляя огромный интерес к явлению радиоактивности, изобретатель радио в 1904 году редактирует перевод 2-го французского издания известной книги Марии Складовской-Кюри «Радий и радиоактивные вещества. Исследование радиоактивных веществ», выполненный его учеником С. Н. Петровым.

     Сегодня, когда весь мир чтит память Рентгена, открывшего одно из самых универсальных орудий познания, мы хотели напомнить о заслугах русского ученого А. С. Попова, чья деятельность во многом помогла разгадать тайну физической природы лучей Рентгена. А активная, прямо-таки подвижническая деятельность ученого в создании первых рентгеновских аппаратов для диагностических целей, и в организации первых рентгеновских кабинетов в России служит подлинным примером служения Отечеству и Науке.

 

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки