ИНТЕРНЕТ И ПРАВО: ТОЧКИ НАПРЯЖЕНИЯ
С. ПЕТРОВСКИЙ, редактор сайта "Право Интернет в России".
Еще в 1984 году в Интернете насчитывалось всего около 1000 компьютеров, а к началу 2001 года их число превысило 90 миллионов, то есть возросло в 90 000 раз! Темпы "интернетизации" впечатляют: если для привлечения 50 миллионной аудитории постоянных "пользователей" радио понадобилось 38 лет, а телевидению 13, то Интернет справился с той же задачей всего за 4 года! В итоге, к концу века "население" глобальной сети перевалило за 332 миллиона, опередив тем самым по числу "жителей" большинство стран мира, включая США и Россию, и уступая на сегодняшний день лишь Китаю и Индии. О площади и говорить нечего: "империя" Интернет охватывает большую часть обитаемой суши - такое не снилось даже Наполеону.
Масштабность информационной сети породила идею о ее самостоятельности по отношению к каким бы то ни было государствам. Существует даже "Декларация независимости киберпространства", провозглашающая право "сетян" на свободу и независимость. От лица всех пользователей Интернета автор Декларации Джон Барлоу заявляет: "Правитель ства индустриального мира, вы утомленные гиганты из плоти и стали; моя же Родина Киберпространство, новый дом Сознания. От имени будущего я прошу вас, у которых все в прошлом, - оставьте нас в покое. Вы лишние среди нас. Вы не обладаете верховной властью там, где мы собрались". (Полный перевод Декларации, выполненный Евгением Горным, опубликован по адресу http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/deklare.html.)
Тем не менее обычные государства "из плоти и стали" не собираются так просто сдавать свои позиции. Напротив, они ведут ожесточенные споры о юрисдикции в Интернете, иначе говоря, о том, законодательством какой страны будут регулироваться те или иные действия человека в Сети. Ведь нередко случается так, что, к примеру, пользователь из России скачивает информацию с сайта, который принадлежит французской фирме, но размещен на сервере в США. Для разрешения проблем юрисдикции в международном праве предусмотрены так называемые коллизионные нормы. Они указывают, какому государству должен подчиняться человек в той или иной ситуации. (Например, различают lex loci actus - закон места совершения действия, lex patrie - закон страны, гражданином которой является человек, lex loci contractus - закон страны, где был заключен контракт, и другие.) Для Интернета коллизионные нормы пока что не выработаны и, следовательно, вопрос юрисдикции до конца не решен. Поэтому каждое государство регулирует глобальную сеть, как умеет, активно внедряя в киберпространстве законы, полицию и прочие атрибуты реальной жизни.
Многие страны стараются решать правовыми способами как глобальные проблемы использования Интернета при шпионаже, терроризме, укрывательстве и отмывании доходов, так и более частные вопросы защиты детей от порнографии, защиты платежей и прав потребителей в Интернет-магазинах, предотвращения распространения опасной информации, развития электронного бизнеса и т. д. Совет Европы уже принял ряд документов, касающихся международной передачи компьютерных данных, безопасности и конфиденциальности сделок в Интернете, защиты потребительских прав. В США действует закон, разрешающий Интернет-провайдерам ограничивать или закрывать доступ к сайтам, владельцы которых нарушают законодательство или размещают там оскорбительную, непристойную информацию. В Германии блокировка подобных сайтов является прямой обязанностью провайдеров. Японское правительство регулирует Интернет так же, как обычные и электронные средства массовой информации. Китайские пользователи, особенно владельцы сайтов, обязаны даже вставать на учет по месту своего постоянного жительства или временного местонахождения. А вот на территории Тайваня государство принципиально не вмешивается в "интернетные" дела.
Несмотря на такой разнобой в законодательствах, правительства многих стран понимают, что большинство проблем Интернета носит глобальный характер и требует совместных усилий. Поэтому в прошлом году более 150 организаций из 28 стран мира объединились в альянс для борьбы с сетевым мошенничеством (среди них 7 федеральных служб США, 49 агентств по защите прав потребителей и еще 39 бизнес-бюро).
А как же обстоят дела с российским сектором Интернета, или Рунетом, как его часто называют? Согласно информации Российского научно-исследовательского института развития общественных сетей (РосНИИРОС) на сегодняшний день в нашей стране существует не менее 48 тысяч сайтов (http://www.ripn.net:8080/nic/dns/list/). Однако многие отечественные юристы, не принадлежащие к специалистам, профессионально занимающимся вопросами Интернета, всерьез полагают, что глобальная сеть никак законодательно не урегулирована.При этом ссылаются на отсутствие понятия "Интернет" в каком-либо законе, забывая, что Россия часто идет своим путем, в том числе и по части названий чего-либо. При более тщательном анализе существующего законодательства оказывается, что в отдельных моментах Интернет в нашей стране даже чересчур зарегулирован , одновременно попадая в сферу действия законов о связи, о средствах массовой информации, об авторском праве, об обязательном экземпляре документа и других. Просто в одних законах его называют "взаимоувязанная сеть связи", в других - "телекоммуникационная сеть", а в третьих ...никак не называют, но налагают на его пользователей какие-либо обязанности.
Наиболее яркий пример недоработок в этой сфере - закон о средствах массовой информации, согласно которому каждый сайт попадает в категорию "иные СМИ" и должен регистрироваться в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовеща ния и средств массовых коммуникаций. Причем поскольку закон требует регистрации и зарубежных средств массовой информации, распространяющих у нас свою продукцию, то владельцы всех сайтов мира (а их 5 миллионов!) должны обратиться в российское министерство за регистрацией. Представьте, что бы вышло, вздумай они действительно это сделать! Заметим, что закон о СМИ не делает никаких различий между частной страничкой школьника, которую посещают 3-5 человек в день, и Интернет-газетой, имеющей десятки тысяч читателей. Совершенно очевидно, что законодательство нуждается в корректировке, а пока регистрация сайта в России производится по желанию его владельца. Желающих немного - на конец 2000 года зарегистрировано не более 400 сайтов, то есть менее 1%.
АВТОРЫ ПОПАЛИ В СЕТЬ
В определенном смысле Всемирную паутину можно рассматривать как совокупность сайтов, подобных сборникам статей и иллюстраций, каталогам фирм, мультимедийным изданиям и т. д. На сайтах можно размещать любые данные, "понимаемые" компьютером: тексты, фотографии, рисунки, музыку, видео и т. д. Причем эта информация представля ется, как правило, в виде гипертекстовых документов, которые в отличие от обычных содержат гиперссылки , позволяющие непосредственно находить и загружать в память компьютера другие материалы из Сети. Число сайтов в Интернете стремительно возрастает. Растут и размеры инвестиций, вложенных в Интернет-проекты. Так, по данным исследовательской компании "Комкон-2", за прошлый год в российский сектор Интернета инвестировано 200-350 миллионов долларов. Вполне естественно, что при этом все чаще возникают вопросы охраны прав как инвесторов, так и разработчиков сайтов.
Простота копирования чужих материалов из Интернета создает впечатление вседозволенности. Многие думают, что в Интернете, как на помойке, - что нашел, то твое. Однако оригинальное содержание сайтов (тексты, изображения, музыка и т. д.) защищено законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Согласно этому закону, где бы ни было опубликовано произведение - в Интернете, на бумаге или показано по телевидению, - оно в равной мере охраняется авторским правом. А потому копирование документов из Интернета на компьютер пользователя и их распечатка допускаются исключительно в личных целях. То есть вы можете сколько угодно наслаждаться найденными в Сети статьями, изображениями, аудио- и видеороликами, распечатывать фотографии и тексты, вешать их дома на стену или хранить в ящике стола. Однако вы не должны распространять эти материалы (за деньги или бесплатно) среди знакомых, публиковать в других изданиях, а также помещать на свой сайт, не получив на то разрешение автора.
Конечно, при необходимости можно процитировать чужие произведения из Интернета на своем сайте или в печатной публикации. При этом следует обязательно указать точное название источника цитирования и имя автора, а объем цитаты не должен быть слишком большим.
Итак, авторские права в Интернете охраняются законом. Но всегда ли легко доказать свое авторство? При бумажной публикации и телевизионной передаче имеются материальные носители информации (журнал, книга, видеокассета), которые используются в суде в качестве доказательств. С информацией же, размещенной в Интернете, сложнее. Нарушитель авторских прав может в любой момент изменить содержимое своего сайта, убрав с него все компрометирующие его данные, а после судебного разбирательства вновь их туда выложить. Можно ли защитить автора в Сети правовыми методами? Думается, что при грамотном подходе шансы есть и немалые.
Вопрос первый: как доказать свое авторство на статью или другое произведение, если оно было размещено только в Интернете и нигде больше? Особо предусмотрительные граждане могут обезопасить свое творение заранее, сдав его копию (на аудио- или видеокассете, лазерном диске, в виде распечатки и т. п.) на хранение нотариусу. В случае возникновения проблем вы сможете представить суду опечатанный конверт с экземпляром произведения. Проставленная на нем дата послужит доказательством ваших прав. Можно также заключить договор с какой-нибудь авторитетной организацией, работающей с электронными документами, о том, что она за определенную плату примет на хранение вашу информацию, а также при необходимости выдаст ее копию на лазерном диске.
Однако чаще бывает так: гром уже грянул, а никаких доказательств того, что именно вы - автор статьи или рисунка, вроде бы нет. Но даже в такой ситуации есть надежда отстоять свои права - ведь улики содержатся в самом произведении. Как известно, в творении отражается личность автора, а потому анализ характерных особенностей стиля часто позволяет экспертам-искусствоведам определить создателя. Конечно, для точности необходимо представить экспертам как можно больше образцов других ваших произведе ний.
Второй вопрос, возникающий при защите авторских прав: как доказать, что где-то на чужом сайте без спроса выставлено ваше творение? Поскольку отечественные суды пока не принимают в качестве доказательств информацию в электронном виде, необходимо получить письменное экспертное заключение о том, что по такому-то адресу в Интернете находятся такие-то материалы, и приложить их распечатку. На сегодня автору известен только один институт в России, занимающийся такого рода экспертизами, - Санкт-Петербургский институт информатики РАН. К сожалению, у нас в стране нет пока системы государственных подтверждающих центров, которые могли бы снять многие проблемы авторских прав на те или иные электронные данные. Однако можно надеяться, что они скоро появятся: соответствующий законопроект уже рассматривается в Государственной думе.
Конечно, для надежной защиты ваших прав лучше обратиться к юристу, владеющему спецификой законодательства в Интернете. Правда, таких специалистов в России сегодня единицы. Искать их лучше всего непосредственно через сам Интернет. В зависимости от характера нарушения авторских прав юрист поможет вам возместить убытки либо получить компенсацию размером от 10 до 50 000 минимальных окладов, что, согласитесь, не так уж и мало.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТОМ
К сожалению, почти все технические новинки находят не только положительное, но и отрицательное применение. И Интернет здесь не исключение. Глобальная сеть активно используется для совершения правонарушений, а также распространения разного рода опасной и вредной информации - компромата, программ-вирусов, недобросовестной рекламы, порнографии, сведений, направленных на разжигание национальной, расовой, религиозной розни, и т. п. Причем часто и злоумышленники и пострадавшие сетуют на "дырявость" законов, даже не подозревая, что существующим законодательством установлен строгий запрет на подобные действия, причем независимо от того, где они совершаются. На сегодняшний день статьи Уголовного кодекса РФ предусматривают следующие виды наказания: № 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации" - до пяти лет лишения свободы; № 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" - до семи лет лишения свободы; № 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" - до четырех лет лишения свободы.
С момента принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации в 1997 году Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (Управление Р МВД РФ) вплотную занимается правонарушениями, совершенными с помощью компьютерной техники. К сожалению, пока нет официальной статистики, свидетельствующей, насколько эффективны его действия в Интернете, но, судя по сообщениям в печати, периодически задерживаются различного рода хакеры. Первый приговор в отношении хакера, заказывавшего товары в Интернет-магазинах по поддельным номерам кредитных карт, вынесен в ноябре 1998 года. В 1999 году задержаны три группы мошенников, также похищавших средства из Интернет-магазинов, причем самая крупная из них похитила более 650 тысяч долларов США. В 2000 году самым нашумевшим стало дело магазина Politshop, в котором хакеры оплачивали по чужим кредитным картам услуги подписки на новости. Таким образом, деньги переводились со счетов владельцев карт, чьи данные были похищены из других магазинов, на счета Politshop'а и затем получались его организаторами. Задерживались хакеры и в других городах. В частности, известны дела в Ульяновске, где летом прошлого года задержали подозреваемого в распространении порнографии через Интернет, а также в Архангельске, где были похищены пароли для доступа в Сеть.
Эти случаи показывают, что привлечение хакеров к ответственности, в принципе, возможно. Однако пока ловят лишь малый процент злоумышленников. Видимо, пользователи и компетентные органы еще не полностью "раскачались" на защиту от правонарушений с использованием Интернета. Но, похоже, это лишь вопрос времени.
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Электронная коммерция - это способ организации бизнеса с опорой на электронные средства коммуникаций. Ее частными случаями являются Интернет-магазины, сетевые рекламные агентства, электронные биржи и другие организации, представленные в Сети.
Сейчас большинство коммерческих операций, относимых к электронной коммерции, лишь на начальном этапе связано с Интернетом. Например, после заказа книги в сетевом магазине вам вышлют ее обычной почтой с оплатой наложенным платежом или банковским переводом. Однако в будущем более распространенным станет платное оказание информационных услуг (к примеру, подписка на новости, получение программ, каталогов и т. д.), когда и оплата и доставка будут происходить через Интернет. Это приведет к необходимости точной идентификации человека, заключающего какую-либо сделку в Интернете. Ведь когда подписывается договор "вживую", партнеры могут проверить полномочия другой стороны на заключение соглашений и зафиксировать все условия в письменном виде. А, как известно, "что написано пером - не вырубить топором".
Для электронных сделок также необходимы специальные способы фиксации текста документов и подтверждения личности подписавшихся. Одним из средств идентификации является электронная подпись, которая представляет собой программу, работающую с двумя связанными ключами (паролями) - открытым и закрытым. Открытый ключ доступен всем и позволяет с помощью программы проверить, подписан ли текст определенным лицом. Однако поставить подпись можно лишь с использованием закрытого, или секретного, ключа, известного только его обладателю. Подделать электронную подпись гораздо сложнее, чем обычную - сделанную чернилами на бумаге. Повсеместное внедрение электронного документооборота - дело ближайшего будущего. Тогда для получения нужной справки из государственного органа можно будет не стоять в очереди, а отправить по электронной почте заявление и получить ответ, заверенный электронной подписью должностного лица. Законопроект "Об электронных цифровых подписях" уже внесен в Государственную думу России. Он предусматривает также возможность перевода документов из электронной формы на традиционный бумажный носитель.
Идентификация личности в Интернете, конечно, важная, но не единственная правовая проблема электронной коммерции. Существуют сложности со сроками доставки и качеством товаров, заказанных в Интернете, способами оплаты и сохранностью данных об электронных карточках клиентов магазинов и другие, однако это, скорее, общие проблемы, а не специфика электронной коммерции. Не случайно при заказе товаров по печатным каталогам, телефону, в теле- и Интернет-магазинах действуют единые "Правила продажи товаров по образцам", утвержденные постановлением Правительства РФ № 918 от 21 июля 1997 г. с изменениями от 7 декабря 2000 г. Именно к этим Правилам следует обращаться в первую очередь при возникновении претензий к Интернет-магазину.
***
Итак, в России уже существуют (а также разрабатываются) механизмы защиты прав в Интернете. Дело за малым - нужно привыкать их использовать и нам и компетентным органам.
Конечно, в рамках журнальной статьи невозможно да и не нужно детальное изложение всех правовых проблем Интернета. Тех же, кого заинтересуют отдельные аспекты взаимоотношений Интернета и права, автор приглашает на открывшийся в ноябре 2000 года сайт "Право Интернет в России" (Pravo.Lnet.Ru), где подробно освещается российская часть новостей и публикаций в этой сфере.
Читайте в любое время