СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

По материалам книги А. НЕЙХАРДТ и И. ШИШОВА. "Семь чудес Древнего мира" ( Л.: Наука, 1966).

Пирамиды - величественные усыпальницы фараонов - словно вырастают из песков пустыни. Древнейшая из них, пирамида фараона Джосера - первое в мире каменное сооружение таких огромных размеров (ее высота 60 метров). А вот пирамида Хеопса, простоявшая уже почти пять тысяч лет, поднялась в высоту до 147 метров. По подсчетам ученых на ее сооружение пошло 2 300 000 огромных глыб известняка (каждая весила более двух тонн). Блоки так тщательно были отшлифованы и пригнаны один к другому, что в щель между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Первым описал пирамиды, отнесенные к семи чудесам света, греческий историк Геродот, посетивший Египет в V веке до н. э.

Пирамиды - величественные усыпальницы фараонов.
На рисунке - реконструкция Вавилона, столицы древнего Ассирийского царства, видна часть висячих садов.
Реконструкция фасада храма храма Артемиды.
Зевс Олимпийский. Реконструкция, созданная по описанию древних авторов.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Вид Галикарнасского мавзолея (реконструкция), рядом - статуя царя Мавсола.
Реконструкция фигуры Гелиоса и схема каркаса, державшего огромную статую.
Рисунок, воспроизводящий Александрийский маяк, каким он был по предположению ученых.

***

Вавилон своей красотой и богатством повергал в изумление всех, кому довелось там побывать. Но более остального изумляли чудесные висячие сады, разбитые при дворце по повелению царя Навуходоно сора для его любимой жены, мизийской царевны, которая тосковала по тенистым лесам своей родины. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Обращенные в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада, сады - их аромат, тень и прохлада - в безлесной Вавилонии казались людям чудом. Уже после гибели Вавилона и висячих садов легенда о них продолжала жить, но назвали их садами Семирамиды, по имени царицы Ассирии, жившей задолго до Навуходоносора.

***

По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе длилось 120 лет, в нем приняли участие все государства Малой Азии. Легкая, изящная мраморная постройка вызывала восхищение и удивление всех, кому довелось ее увидеть. Однако храм простоял не более века. В 356 году до н. э. некто Герострат, желая увековечить свое имя, поджег святыню. Рухнула крыша, а со временем - стены и колонны.

***

Зевс Олимпийский, сидящий на троне, головой почти касался потолка храма. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Из сверкающего золота великий скульптор Греции Фидий сделал одежду Зевса, драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению Зевса.

Скульптор долго искал способы, чтобы осветить огромную статую (окон в стенах греческих храмов не делали, свет лился только через дверной проем). Фидий решил эту задачу: "Перед постаментом статуи Зевса пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем... Теперь Фидий велел вырубить в этом синем камне прямоугольное углубление для бассейна, в который был налит состав с оливковым маслом, предохранявшим статую из слоновой кости от губительной для нее сырости. Темная маслянистая поверхность жидкости в темном бассейне прекрасно отражала падающий на нее из дверей поток света <...> лучи шли вверх и освещали великолепную голову Зевса, его мощные плечи, ниспадающие ленты венца, складки богато украшенного плаща. Паломникам, не знавшим об этом оптическом фокусе, казалось, что изображение Зевса само излучает божественный свет"

***

Галикарнас - один из греческих городов на побережье Малой Азии - родина "отца истории" Геродота, и уже только поэтому каждый образованный грек чтил этот город. Но он притягивал чужеземцев и своими замечательными постройками, в первую очередь гробницей Мавсола, прославленной во всем древнем мире. Ее описывают писатели древности - Плиний, Страбон, Павсаний, Витрувий как прекрасное, из ряда вон выходящее сооружение.

Зодчии замыслили мавзолей (так стали позже называть подобные сооружения по имени царя Мавсола) как прямоугольное здание шириной около 66, длиной около 77 и высотой 46 метров. Его решено было поставить в центре Галикарнаса, на одной из самых широких улиц города, подымавшейся над рыночной площадью. Гробницу начали строить еще при жизни царя Мавсола. Когда он умер в 353 году до н. э., за возведением усыпальницы следила его вдова царица Артемисия.

Крупные мраморные детали здания весили тысячи килограммов, их подвозили к стройке с помощью волокуш и телег, в которые впрягали по нескольку десятков пар волов.

Второй этаж составляла колоннада, окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествлен ных царя и его супруги. Здесь же находились их изваяния.

Мавзолей простоял около 1800 лет, пережив войны Александра Македонского с персами, укрепившимися в Галикарнасе, частые землетрясения. Но это чудо света не устояло перед невежественными рыцарями-крес тоносцами, разрушившими его, не пощадившими той красоты, которую, казалось бы, щадило само время.

***

К концу IV века до н. э. самым богатым и могущественным среди греческих государств был Родос - огромные доходы острову приносила торговля. А потому многие пытались завладеть островом. Одержав в 305 году до н. э. победу над осаждавшим Родос знаменитым полководцем Деметрием (он пытался принудить родосцев выступить против Египта, их главного торгового партнера), жители Родоса решили ознаменовать это событие возведением гигантской бронзовой статуи бога солнца Гелиоса, покровителя острова.

Выбор родосцев пал на скульптора Хареса, одного из учеников великого Лисиппа. Работа продолжалась 12 лет. Харес воздвиг статую небывалой высоты - в 70 локтей (около 35 метров). Весть о сооружении быстро разнеслась по всему греческому миру.

В 220 году до н. э. Родос подвергся разрушительному землетрясению, под обломками зданий погибло множество людей. Рухнули стены крепости, дома, верфи. Не выдержала колебаний почвы и гигантская статуя. Римский писатель Плиний Старший, живший в I веке н. э., посетив остров, писал, что даже
теперь, когда Колосс лежит на земле, он вызывает удивление и восхищение. Не каждый человек может обхватить обеими руками большой палец руки статуи.

***

Богатый город Александрия, основанный в дельте Нила Александром Македонским, прославился в Древнем мире не только своей знаменитой Александрийской библиотекой, но и учеными и поэтами. Они жили в здании Мусейона, созданном по повелению царя Птолемея I при храме Муз. Царская казна предоставляла в распоряжение ученых деньги для изготовления научных инструментов и приборов, проведения опытов и специальных экспедиций. И сюда со всех концов земли съезжались крупнейшие ученые того времени.

Вот несколько имен. В Александрии жили и работали математик Евклид, изобретатель Герон Александрийский (он построил прибор, который, по сути, был паровой машиной, увлекался и созданием автоматов, действовав ших при помощи пара или горячего воздуха). Ученик Аристотеля Инфраст заложил основы ботаники. Врач Герофил, анатомируя трупы, пришел к выводу, что мозг - орган мышления. Самым гениальным астрономом в Александрии был Аристарх Самосский: в III веке до
н. э., за 1700 лет до Коперника, он понял, что Земля - шар, вращающийся вокруг своей оси и вокруг Солнца...

Много остроумных изобретений и открытий сделали ученые и механики Александрии. Не удивительно, что одно из семи чудес света появилось именно здесь. Недалеко от города, на острове Фарос, был построен самый большой маяк - трехэтажная башня высотой около 120 метров (по другим сведениям - от 130 до 180 метров). Третий этаж - фонарь круглой формы, его венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 метров. В фонаре горел огонь маяка, свет которого усиливался системой металлических зеркал. Поэтому свет маяка корабли видели издалека. Маяк служил одновременно крепостью (в ней находился большой гарнизон) и наблюдательным пунктом, задолго оповещавшим о появлении вражеских судов.

Создателем этого чуда был Сострат Книдский. Маяк простоял до XIV века. К тому времени сильно разрушенный, он все равно вызывал восхищение. Остатки высокого постамента сохранились до наших дней, но они не доступны археологам и архитекторам, поскольку встроены в мощную средневековую крепость.

См. в номере на ту же тему

Г. НИКОЛАЕВ - Восьмое чудо света - оно так и не было достроено.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки